Interested Article - Армяне в Белгороде-Днестровском

Армяне в Белгород-Днестровском ( арм. Հայերը Բելգորոդ-Դնեստրովսկիում , укр. Вірмени у Білгороді-Дністровському ) — армянская колония, проживавшая в Аккермане, ныне город Белгород-Днестровский (Украина).

Население

Согласно данным ведомости за 1808 год, этнический состав населения города был следующим :

Национальность % от общего
числа жителей
армяне 38,2 %
греки 18,9 %
украинцы, русские 14 %
болгары около 10 %
молдаване 9,4 %
евреи, цыгане, поляки, турки 9,5 %

Как отмечает «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии», по данным на 1861 год в городе Аккерман насчитывалось 869 последователей армянской апостольской церкви , имелась одна 1 армянская церковь и 1 приходская армянская школа

История

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы (XIV век)

Точное время появления армян в Белгороде-Днестровском неизвестно . Белгород-Днестровский являлся одним из первых городов средневековой Молдавии, где сформировалась многочисленная армянская община . Согласно Симеону Лехаци , армяне переселились в Аккерман из Ани . Г. Гойлав относит наиболее ранние свидетельства о материальной культуре армян Аккермана к XI—XII векам . Первые письменные сведения об армянах в городе относятся к 1384 году, когда католикос Теодорос своим приказом переподчинил армянскую церковь в Манкармане (нынешнем Белгороде-Днестровском) львовскому епископу . Находившемуся здесь в 1459—1460 годах армянскому епископу Ннколайосу подчинялись армяне, жившие «на территории княжества воеводы Стефана», то есть в Молдавии. До захвата города турками в 1484 году Аккерман представлял собой крупный центр молдавских армян. Румынский историк Н. Георгий утверждает, что армян в Аккермане было больше, чем в Сучаве, Яссах, Хотине и других городах, хотя в последних оно достигало многих тысяч . Уже в XIV столетии, по сообщениям исторических источников, армяне имели здесь свою церковь. В отношении церкви имеются две легенды: согласно одной, церковь армянам подарил турецкий султан, который взял её у греков; согласно другой версии греческие священники за ненадобностью продали церковь армянам . В средние века, предположительно, армянских церквей в городе насчитывалось три . На территории нынешней армянской церкви Белгорода-Днестровского сохранились мемориальные плиты 1446 и 1474 годов . В XV веке значительную армянскую колонию в Аккермане зафиксировали Жильбер де Ланнуа и Донато да Леззе . Формированию армянской общины в Аккермане способствовала международная торговля, в которой армяне играли роль посредников между Западом и Востоком .

Топонимия

На сегодняшний день одна из центральных улиц города Белгород-Днестровского называется . Кроме этого в городе имеется Армянский переулок

Галерея

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы (XIV век)

Примечания

  1. История народного хозяйства Молдавской ССР (С древнейших времен до 1812 г.) / Отв. ред. П. В. Советов. Кишинев: Штиинца, 1976. страница 410
  2. П.Семенов. Аккерман // Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том I. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 33.
  3. А. Тораманян. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1970. — № 2 . — С. 278 . 5 декабря 2017 года.
  4. Дж. Айрапетян. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1985. — № 2 . — С. 247 . 6 декабря 2017 года.
  5. . Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. — Штиинца, 1979. — С. 60. — 287 с.
  6. К.В. Айвазян и Д.С. Лихачев. Армянская и русская средневековая литературы. — АН Армянской ССР, 1986. — С. 424. — 527 с.
  7. А. Тораманян. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1970. — № 2 . — С. 285 . 5 декабря 2017 года.
  8. А. Тораманян. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1970. — № 2 . — С. 280 . 5 декабря 2017 года.
  9. В. Бэнэцяну. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1962. — № 1 . — С. 175 . 4 марта 2016 года.
  10. Daniel Goffman. . — Cambridge University Press , 2002. — P. 182.

См. также

Источник —

Same as Армяне в Белгороде-Днестровском