Interested Article - Ангельское лицо
- 2021-04-20
- 1
«Ангельское лицо» , иногда «Ангельское личико» ( англ. Angel Face ) — фильм нуар режиссёра Отто Премингера , вышедший на экраны в 1952 году .
Фильм рассказывает о 19-летней девушке ( Джин Симмонс ), ангельское лицо которой скрывает болезненный разум, вынашивающий планы убийства ненавидимой богатой мачехи и близости с обожаемым отцом. Положив глаз на шофёра скорой помощи ( Роберт Митчем ), она расстраивает его отношения с любимой девушкой, заводит с ним роман и устраивает на работу в свою семью, после чего следует череда трагических смертей .
Фильм относится к числу фрейдистских нуаров, в которых важное значение играет анализ психики и подсознания персонажей. К этому же субжанру относятся картины « Милдред Пирс » (1945) Майкла Кёртица , « Странная иллюзия » (1945) Эдгара Ульмера , « Странная любовь Марты Айверс » (1946) Льюиса Майлстоуна , « Тёмное зеркало » (1946) Роберта Сиодмака , « Медальон » (1946) Джона Брама , « » (1947) и « Водоворот » (1949) Премингера .
Сюжет
Действие фильма происходит в Беверли-Хиллс . Водитель скорой помощи Фрэнк Джессап ( Роберт Митчем ) и его напарник Билл получают срочный вызов в расположенную на вершине холма усадьбу семьи Тремейн. Богатая владелица усадьбы Кэтрин Тремейн ( Барбара О’Нил ) едва не задохнулась от газа, но её муж Чарльз Тремейн ( Герберт Маршалл ) в последний момент успел открыть окна и впустить воздух в её комнату. По мнению полиции, это был несчастный случай, однако Кэтрин считает, что её пытались убить. К моменту приезда скорой помощи Кэтрин уже пришла в себя. Проходя через гостиную по дороге к машине, Фрэнк замечает Диану Тремейн ( Джин Симмонс ), недавно приехавшую из Англии, красивую 19-летнюю падчерицу Кэтрин, которая меланхолично играет на фортепиано. Фрэнк заверяет её, что с мачехой всё будет в порядке, после чего у Дианы начинается истерика. Фрэнк даёт девушке пощёчину, чтобы привести её в чувства. Потрясённая Диана бьёт его в ответ, а затем просит прощения за своё поведение. После работы Фрэнк заходит в соседнее кафе и пытается оттуда позвонить своей подружке Мери Уилтон ( Мона Фриман ), которая работает регистратором в больнице, однако её номер не отвечает. Диана, которая следовала за Фрэнком от самой усадьбы, входит в кафе и вовлекает его в разговор. Когда Мери отзванивает Фрэнку в кафе, он просит её отменить домашний ужин, который она приготовила специально для него, объясняя, что слишком устал. Фрэнк отправляется с Дианой в город. За ужином она рассказывает, что её отец, Чарльз Тремейн — уважаемый романист, однако он не смог закончить ни одной книги с тех пор, как во время Второй мировой войны во время авианалёта погибла её мать. На расспросы Дианы Фрэнк отвечает, что раньше был автогонщиком и мечтает открыть собственную автомастерскую, на которую копит деньги вместе со своей девушкой Мери. Вернувшись вечером домой, Диана нежно общается с отцом. После гибели матери десять лет назад у Дианы так и не появилось друзей, и отец многие годы оставался её единственным близким человеком. Диана тяжело пережила брак отца с Кэтрин, который, по её мнению, стал помехой в их отношениях.
На следующий день Диана приглашает Мери к себе на обед под предлогом того, что хочет анонимно передать Фрэнку деньги на покупку мастерской. Во время разговора Диана даёт понять, что Фрэнк провёл предыдущий вечер с ней. Заподозрив Диану в недобрых намерениях, Мери отказывается от её денег. При этом она признаёт, что тот факт, что Фрэнк за её спиной тайно встречался с Дианой, не укрепил её доверия к Фрэнку. Во время встречи с Мери тем же вечером Фрэнк вновь обманывает свою подругу в отношении своего свидания с Дианой. Возмущённая его ложью, Мери отказывается продолжать вечер с Фрэнком и уходит с Биллом, который давно в неё влюблён. Некоторое время спустя Диана находит Фрэнка в кафе. Он явно не доволен тем, что она без его ведома встречалась с Мери и рассказала ей о том, что они провели предыдущий вечер вместе. Однако когда Диана предлагает Фрэнку принять участие в предстоящей автогонке на её спортивной машине, Фрэнк обо всём забывает и с интересом принимает её предложение. Дома Диана при поддержке отца убеждает Кэтрин нанять шофёра. Тем же вечером, во время прогулки при луне, Диана целует Фрэнка и уговаривает его стать их семейным шофёром. Вскоре Фрэнк переселяется в усадьбу Тремейнов. Хотя Кэтрин подозрительно относится к намерениям Дианы, она соглашается выслушать предложение Фрэнка по поводу организации автомастерской. Диана сообщает Фрэнку, что мачеха готова встретиться с ним и просит подготовить его предложение в письменном виде. Фрэнк встречается с Кэтрин и производит на неё хорошее впечатление. Желая помочь Фрэнку, Кэтрин звонит своему адвокату, однако тот уехал в командировку в Сан-Франциско, и Кэтрин убирает предложение Фрэнка в свой рабочий стол. Вскоре Диана на тайном свидании возвращает Фрэнку его предложение, говоря, что Кэтрин выбросила его в мусорное ведро. Диана боится, что если Кэтрин узнает об их отношениях, она уволит Фрэнка, а саму Диану посадит в доме под замок. Фрэнк пытается успокоить Диану, однако она настаивает на том, что им надо временно прекратить свои встречи.
Через несколько дней, посреди ночи возбуждённая Диана заходит в комнату Фрэнка и говорит, что только что Кэтрин пыталась её убить, включив газ в её камине. Фрэнк не верит ей, и говорит, что ни один полицейский ей не поверит, а подобными заявлениями она может только вызвать подозрения. На следующий день Фрэнк приезжает домой к Мери и говорит ей, что увольняется с работы в доме Тремейнов и рассчитывает восстановить отношения с Мери. Договорившись о свидании с ней тем же вечером, Фрэнк возвращается в дом Тремейнов и начинает собирать свои вещи. Диана неожиданно заходит в его комнату с чемоданом, умоляя его бежать из дома вместе с ней. На её настойчивые расспросы Фрэнк признаётся, что в каком-то смысле любит её, после чего соглашается остаться ещё на несколько дней, чтобы серьёзно обдумать, что делать дальше. На следующий день Кэтрин собирается сама поехать в Санта-Монику. Однако, как выясняется, Фрэнк уехал в автомастерскую, чтобы починить автомобиль Дианы. Диана предлагает Кэтрин подвезти её вместо Фрэнка, однако Кэтрин решает сесть за руль сама. Перед самым выездом Чарльз просит жену подвезти его до города и садится в машину. Когда Кэтрин включает передачу и нажимает на газ, машина неожиданно на полной скорости несётся назад и срывается вниз с обрыва. Кэтрин и Чарльз разбиваются и гибнут.
По подозрению в их убийстве полиция задерживает Фрэнка и Диану, которая становится наследницей всех богатств семьи Тремейн. Диану после тяжёлого нервного срыва помещают в тюремную больницу. Её берётся защищать один из лучших адвокатов Фред Барретт (Леон Эймс). При первом же свидании Диана заявляет ему, что она виновна в гибели мачехи и отца, а Фрэнк ни в чём не виноват. Фред, однако, отвечает, что виновность человека может установить только суд. Разработав стратегию защиты, Фред убеждает Фрэнка и Диану пожениться, уверяя, что это поможет склонить в их пользу мнение присяжных. В суде Барретт умело отводит показания эксперта о том, что трансмиссия и система подачи топлива в автомобиле Кэтрин были умышленно испорчены подсудимыми с намерением организовать катастрофу. Он показывает, что нет исчерпывающих доказательств того, что эти механизмы вообще были испорчены, а если и были, то нет никаких доказательств того, что это сделали Диана и Фрэнк. Со своей стороны, Фред заявляет, что оказавшийся в комнате Фрэнка чемодан Дианы является убедительным свидетельством того, что они собирались сбежать из дома и, соответственно, не собирались никого убивать. В итоге Фрэнка и Диану оправдывают. Вернувшись после суда в усадьбу, Фрэнк говорит Диане, что разводится с ней. Диана говорит, что она страдала от ревности и одиночества с того момента, как её отец женился на Кэтрин. Она говорит, что видеть разбившиеся тела своих родителей было для неё настоящим горем, и утверждает, что несмотря на свою ненависть к Кэтрин, никого не убивала. Несмотря на раскаяние Дианы, Фрэнк настаивает на том, что он возвращается к Мери. Диана отвечает, что готова с ним поспорить на свою спортивную машину, что Мери его не примет. Тем не менее, Фрэнк едет к Мери, разговаривает с ней, пытается убедить её всё ещё раз обдумать, но Мери решает остаться с преданным ей Биллом. Диана тем временем приходит в офис Барретта, где сознаётся в убийстве отца и мачехи, детально описывая, как она попросила ничего не подозревающего Фрэнка объяснить ей действие трансмиссии автомобиля. Напомнив Диане о том, что по закону ей нельзя повторно предъявить обвинение по делу, по которому она была оправдана, Барретт рвёт её признание. Вернувшийся Фрэнк заявляет Диане, что Мери его отвергла, и он собирается один уехать в Мексику и уже заказал такси. Диана просит взять её с собой, однако Фрэнк отказывается, но соглашается доехать в её машине до автобусной остановки. После того, как Фрэнк садится в машину, Диана включает задний ход и давит на педаль газа, машина вылетает со скалы и срывается с обрыва, убивая их обоих точно также, как погибли её родители.
В ролях
- Роберт Митчем — Фрэнк Джессап
- Джин Симмонс — Диана Тремейн
- Мона Фриман — Мери Уилтон
- Герберт Маршалл — Чарльз Тремейн
- Леон Эймс — Фред Барретт
- Барбара О’Нил — Кэтрин Тремейн
- Кеннет Тоби — Билл Кромптон
- Джим Бакус — окружной прокурор Джадсон
- Гертруда Астор — (в титрах не указана)
Создатели фильма и исполнители главных ролей
В период своего расцвета Отто Премингер был одним из редких режиссёров, которого средний кинозритель мгновенно узнавал в лицо, главным образом, благодаря его успеху в ролях «злобных нацистских командиров» в картинах о Второй мировой войне . Но немногие знали, что в действительности Премингер был евреем… И трудно представить себе какого-либо другого признанного кинорежиссёра, который согласился бы сыграть мистера Фриза в изначальном телесериале « »! . Как режиссёр, Премингер трижды номинировался на « Оскар »: за фильм нуар « Лора » (1944), судебную драму « Анатомия убийства » (1959) и эпическую драму « » (1963) . К числу его наиболее заметных картин относятся также фильмы нуар « Падший ангел » (1945) и « Там, где кончается тротуар » (1950), одна из наиболее ярких драм о наркозависимости « Человек с золотой рукой » (1955), политическая драма с гомосексуальными мотивами « Совет и согласие » (1962), а также психологический триллер « Банни Лейк пропала » (1965) .
Английская актриса Джин Симмонс дважды номинировалась на « Оскар » за роль Офелии в фильме « Гамлет » (1948) Лоренса Оливье , и позднее — в психологической драме « » (1969) . Другими наиболее удачными картинами с участием Симмонс стали английская драма Дэвида Лина « Большие надежды » (1946) по роману Чарльза Диккенса , романтическая комедия « Парни и куколки » (1955), эпический вестерн « Большая страна » (1958) и историческая драма « Спартак » (1960) .
Роберт Митчем в 1946 году был номинирован на « Оскар » за роль второго плана в военной драме « » (1945) . Митчум был одним из наиболее заметных звёзд жанра фильм нуар, сыграв в таких фильмах, как « Из прошлого » (1947), « Перекрёстный огонь » (1947), « Преследуемый » (1947) и « Ночь охотника » (1955). Кроме того, к его лучшим работам относятся триллер « Мыс страха » (1962), вестерн « Эльдорадо » (1966) и криминальный триллер « » (1973) .
История создания фильма
По информации кинокритика Пола Татары, идея постановки фильма принадлежит владельцу студии RKO Pictures Говарду Хьюзу , который «устроил всё это дело по очень странным причинам». Премингера, который в то время имел контракт со студией « Двадцатый век Фокс », вызвал руководитель студии Дэррил Занук , сообщив, что «его на одну картину сдают в аренду Хьюзу. Когда Занук вручил ему сценарий, который в то время безыскусно назвался „История убийства“, Премингер пришёл от него в ужас, и отказался работать с этим материалом». Несмотря на настойчивость Занука (который обладал огромным влиянием в Голливуде), Премингер категорически отказывался ставить этот фильм . Однако Премингер недоучёл способности Говарда Хьюза добиваться своего. Хьюз позвонил Премингеру в 3 часа ночи и попросил его выйти из дома. Затем в течение нескольких часов они колесили по пустынному Лос-Анджелесу , обсуждая проект . Хьюз объяснил Премингеру, что он только что выкупил контракт Симмонс у английской киностудии «Джей Артур Рэнк», и до его истечения актриса должна отработать у него 18 съёмочных дней . Однако незадолго до того он серьёзно поссорился с актрисой, после чего она взяла ножницы и отрезала свои волосы, зная, что Хьюз ненавидит короткие стрижки у женщин . «Хьюз сказал Премингеру: „Я поквитаюсь с этой маленькой сучкой, и ты поможешь мне в этом“. Хьюз дал Премингеру полный карт-бланш в работе над фильмом; он даже позволил ему полностью переработать сценарий, с условием, что Премингер не будет приглашать для этого никаких коммунистов» (разговор происходил в период антикоммунистической охоты на ведьм в Голливуде ). «Всё, о чём просил Хьюз, это заставить Симмонс носить длинный чёрный парик на протяжении всего фильма. На таких условиях Премингер согласился» .
Оценка фильма критикой
После выхода фильма на экраны газета « Нью-Йорк таймс » оценила его негативно, написав, что эта « мелодрама является раздражающей смесью подлинного таланта, эпизодической чувственности и напыщенной психологической трескотни, что не повышает репутацию ни способной на большее RKO , ни её участников» . Со временем фильм стал цениться достаточно высоко, критики обращали особое внимание на фрейдистские мотивы картины. Так, журнал « TimeOut » назвал картину «великолепным фрейдистским криминальным триллером с нуаровым уклоном, но снятом преимущественно в ясных, ярких и светлых интерьерах» . Критик Дейв Кер в «Чикаго ридер» также отметил, что «эта напряжённая фрейдистская мелодрама является одним из забытых шедевров жанра фильм нуар» , а Деннис Шварц, назвав картину «выдающейся мелодрамой» и «умным увлекательным триллером», подчеркнул, что «это фильм нуар, сделанный под влиянием фрейдистской психологии, был снят за 18 дней режиссёром Отто Премингером , который известен своим умением запугивать актёров» . Пол Татара написал, что фильм «относится к числу запоминающихся работ» Премингера , а Крейг Батлер дал фильму следующую оценку: «Это нетипичное произведение в жанре фильм нуар, которое с годами приобрело культовую репутацию. Холодные, отстранённые черты, которые делают этот фильм особенным, могут оттолкнуть многих, но те, кто поймает его тональность, получат настоящее наслаждение» .
«Нью-Йорк таймс» следующим образом излагает сюжет фильма: «Красивая, влюблённая, замкнутая на себя мисс Симмонс , которая оказывается невротичкой всех времён, аннексирует беззаботного водителя скорой помощи мистера Митчема , делая его семейным шофёром. Первые сцены кипучей совместной игры с участием таинственной юной леди, её фанатично обожаемого отца ( Герберт Маршалл ), ненавидимой мачехи ( Барбара О’Нил ) и шофёра в качестве орудия в её руках, обещают некоторую возбуждающую, изысканную интригу. В последующих не очень умных и бессодержательных событиях мисс Симмонс апатично убивает свои родителей (и убивает ли?), избегает газовой камеры, выходя замуж за отбитого шофёра (а таков ли он?), и, наконец, сбрасывает себя и его на машине со скалы высотой в сотню футов (и как!)» . Далее газета отмечает, что «способные актёры во главе с Джин Симмонс и Робертом Митчемом , а также хорошая, плотная идея фильма отправлены в плавание в претенциозном фрейдистском тумане, продвигаясь сквозь красиво выстроенные сцены с катастрофическими последствиями. Но странный, бесцеремонный уход в туманную мотивировку действий персонажей, намеренно сбивающие с толку события и бессвязный ход повествования разрушают все эти качественные планы. А абсурдно удручающий финал кажется идеальным завершающим штрихом всего того, что ему предшествует» .
Кер считает, что «фильм является беспокойно холодным, рациональным исследованием сексуальных страхов, в той же степени, как и более поздний шедевр Премингера „ Банни Лейк пропала “ является бесстрастным изучением детских страхов… Декорации, персонажи и действия стилизованы до крайней степени, но подвижная камера Премингера придаёт им пугающее единство и плавность, прослеживая прямую, чистую линию к вершине скалы, создавая одно из самых дерзких окончаний в истории кино» . Шварц подчёркивает, что «мрачную энергию фильму задала нуаровая история героев, попадающих на крючок секса и денег». Далее критик подчёркивает, что «фильм добился большого успеха благодаря великолепной тонкой актёрской игре звёзд Митчама и Симмонс, а также чёткой, ясной чёрно-белой операторской работе» . Батлер пишет, что «те, кому фильм нравится, считают его увлекательным исследованием бесстрастного холодного зла, которое не столько бессердечно, сколько просто лишено чувства и цели. Другие, однако, считают получившийся размеренный темп повествования слишком медленным и унылым, а мотивации персонажей непонятными, если вообще постижимыми» .
«Нью-Йорк таймс» отмечает «гладкую режиссуру Премингера в этом классно проработанном проекте, под стать которой несколько острых реплик и несколько продуманных сцен, написанных сценаристами Фрэнком С. Ньюджентом и Оскаром Миллардом» . «TimeOut» считает, что «Премингер, несколько сглаживает мелодраматизм истории своей характерной холодной ясностью, подчёркивая её психологические сложности и позволяя отдельным случаям насилия проявляться с шокирующей обыденностью» .
Кинокритик Пол Бреннер написал, что «немного клишированная история сокращается и сводится на элементный уровень — в фильме нет ни одной пустой сцены, а знакомая по характеру история несёт с собой послевкусие неизбежности и обречённости» . Далее он продолжает: «Премингер, который всегда умел гипнотизировать, вплетает свой стиль в полусонную дымку кошмара. Галлюциногенная природа происходящего подчёркивается постановочной работой Премингера и операторской работой, где актёры уплывают с переднего плана на задний, или где камера переходит к подвижным и удушающим крупным планам» .
В центре внимания картины находится игра Джин Симмонс . По словам Кера, «Симмонс играет крайний вариант роковой женщины, богатую девушку, которая соблазняет красавца-шофёра, после того, как её папа отвергает её заигрывания» . Батлер пишет, что «Премингер и Симмонс создали самую необычную, странную, загадочную роковую женщину, ту, которая как будто совершает действия без реального понимания их смысла и без малейшей мысли о том, как ей следует себя вести. Эта особенность её характера — в паре с точной, жестокой съёмкой Премингером несчастного случая — делают неумышленную смерть отца удивительно мощной» . Он пишет, что «Симмонс восхитительна на протяжении всего фильма, казалось бы, действуя абсолютно спонтанно, но и этот момент спонтанности полностью понятен только её персонажу» . Шварц резюмирует, что «в результате получилась эта возможно лучшая роль Симмонс в кино» , Татара также считает, что «Симмонс сыграла одну из своих самых сильных и самых неожиданных ролей в карьере в этом фильме» .
« Variety » подчёркивает, что «Митчем и Симмонс составляют хорошую команду, умело и грамотно воплощая как требования сценария, так и режиссёрские задачи Премингера» . По мнению «TimeOut», «Митчем является архетипом нуарового героя, который сталкивается с заблудшей роковой женщиной… его персонаж настолько ослеплён внешне ангельской Симмонс, что не может заставить себя признать, что она пытается убить свою мать… Митчем выдаёт одно из своих самых сдержанных и лиричных исполнений, идеально оттеняя демоническую сущность внешне наивной молодой Симмонс» . Батлер также придерживается мнения, что «Митчем является идеальным фоном для неё, тревожно рациональный и более проницательно понимающий мир вокруг него, но каким-то образом попадающий под её чары помимо своей воли» .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 14 июля 2014. 15 июля 2014 года.
- ↑ Paul Tatara. от 20 июля 2014 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 14 июля 2014. 24 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 14 июля 2014. 31 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 14 июля 2014. 24 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 14 июля 2014. 28 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 14 июля 2014. 24 сентября 2015 года.
- ↑ Dennis Schwartz. от 14 января 2020 на Wayback Machine
- ↑ . Дата обращения: 29 сентября 2017. 25 марта 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 14 июля 2014. 14 июля 2014 года.
- ↑ Dave Kehr. от 15 июля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Craig Butler. Review от 29 августа 2018 на Wayback Machine
- ↑ Paul Brenner
Ссылки
- на сайте Turner Classic Movies
- 2021-04-20
- 1