Мухаммед Азам-хан
- 1 year ago
- 0
- 0
Мухаммед Амани ( азерб. Məhəmməd Əmani ; Байбурд, Чухурсаадское бейлербейство , Сефевидское государство , 1536 — 1610 ) — азербайджанский поэт , последователь литературной школы Физули .
Мухаммед Амани родился в 1536 году в Байбурдском магале Чухурсаада . Жил во времена правления шаха Тахмасиба I , а затем и шаха Аббаса I . Участвовал во взятии Тебриза , Мерва , Балха , а также в походе на Османов в 1606 году , что нашло отражение в произведениях поэта .
Его произведения на азербайджанском и персидский хранятся в Лондоне в Британском музее . Его лирика была в основном посвящена его жизни и любви. Основа этой лирики была взята из жизненной красоты народа, традиций азербайджанской литературы и народного творчества. Творчество Амани было богато как содержанием, так и с точки зрения формы. Он писал как в форме классической восточной поэзии ( газель , месневи ), так и ашугской поэзии ( баяты , гошма, гарайлы) . В его газелях на первый план выходит единство настоящей человеческой любви с суфийско - пантеистической любовью, а широта мысли приобретает философский характер. Среди написанных Амани произведений важное место занимают стихотворные рассказы, написанные им на азербайджанском языке . Его произведения являются ценным источником для изучения исторических событий второй половины XVI века и военных походов Сефевидов . Он, с юных лет участвовал в походах и битвах произошедшими при шахе Сефевидской империи Аббасе , а так же посвящал ему стихотворения :
Каждая тень шаха Аббаса — защитника веры,
Причиняла страдания румийцам и приводила к победе.
В другом же стихотворении он называл себя кызылбашем :
Этого счастья, Амани, с нас достаточно,
Что мы из джафаритского мазхаба кызылбаши
Очень любивший путешествия, Амани успел за свою жизнь побывать во многих местах, а именно в Тебризе , Мекке , Мерве , Маманлы, Герате , Медине и в других местах . В этих стихотворениях даются его мысли о любви и возлюбленной, а также лирические чувства. Это и было основной темой искусства той эпохи, ставившего пред собой распространение возвышенной морали, внутренней чистоты, высокой мысли и чистых человеческих взаимоотношений .