Interested Article - Ашуг Гурбани

Гурбани ( азерб. Qurbani ; 1477, Дири — 1550, там же) — азербайджанский ашуг и поэт XVI века , творчество которого оказало влияние на развитие ашугской поэзии .

Биография

Родился в 70-х годах XV века в селе (на территории нынешнего Джебраильского района Азербайджана ), раскинувшемся на склоне одноимённой горы, недалеко от моста Худаферин . Род Гурбани происходил из Карадагской области . Ислледовав сведения из дивана и стихов поэта, литературовед и филолог (азерб.) отмечает, что Гурбани родился в 1477 году .

Гурбани некоторое время жил при дворе шаха Исмаила . Так, когда в 1500 году Исмаил совершил военный поход против ширваншаха Фарруха Ясара , его армию встретили многочисленные сторонники кызылбашей из числа местных жителей, среди которых был и ашуг Гурбани, приветствовавший будущего шаха своим пением и игрой на сазе. В дальнейшем Гурбани сыграл заметную роль в становлении шаха Исмаила как выдающегося поэта. Ашуг Гурбани часто сопровождал шаха Исмаила Хатаи в военных походах .

Летом 1514 года после поражения в Чалдыранской битве шахский дворец в Тебризе был разграблен, а многочисленные искусные мастера и ремесленники, среди которых был и ашуг Гурбани, были вывезены в Стамбул . Здесь Гурбани вскоре было позволено жить свободно и заниматься ашугским творчеством. Впоследствии Гурбани снискал уважение не только в Стамбуле, но и в других областях Малой Азии .

В 1524 году, после внезапной кончины шаха Исмаила Хатаи, Гурбани вернулся в родное селение Дири, где и жил до конца своих дней. Скончался ашуг в 1550 году. Похоронен на вершине горы Дири, недалеко от развалин одноименного села. На восточной стороне старинного кладбища находится святилище «Мазаннене»., которое, как и могила Гурбани, веками были местом паломничества .

Творчество

Гурбани жил в эпоху, когда на смену озанам, сопровождающим свои выступления игрой на гопузе , пришли ашуги, поющие свои песни под аккомпанемент саза .

Лирические произведения Гурбани пронизаны любовью к родине и попыткой выразить человеческое мировоззрение сквозь призму чувств, что в полной мере характеризовало саму сущность жанра ашугов, от тюркского ашыг — «влюблённый» ( азерб. aşıq ). Творчество Гурбани оказало сильное влияние на развитие ашугской поэзии. Народный дастан «Гурбани» 17—18 веков запечатлел в себе эпизоды из биографии поэта и образцы его лирики .

Из разбросанных в его стихах сведений можно понять, что он был старше своего современника Шаха Исмаила . Он так обращается к шаху:

Мой шах, наследник шейха-мудреца,
Прости, что жалоба длинна моя.
Прочти её, однако до конца —
Я сам не знаю, в чём вина моя.

Исследованием творческого наследия ашуга Гурбани занимались литературовед Салман Мумтаз , академик Гамид Араслы , фольклорист Мамедгусейн Тахмасиб , фольклорист Мурсал Акимов, литературовед и тюрколог Газанфар Казымов .

Тема любви

Большинство его стихов посвящены любимой, красотам природы:

Так принято, прекрасная пери,

Срывают раннею весной фиалки,
Букет рукою белой набери -
Украсят ворот расписной фиалки.

Не в звёздном ли краю они росли,
Не с неба ли их взяли для земли,
Да жаль, что так немного донесли -
Наперечет передо мной фиалки

Ты не казни разлукой Гурбани,
Он, безутешный, горбиться, взгляни.
Не от разлуки ль гнутся и они -

Прямой не встретишь не одной фиалки!

Примечания

  1. During, J. Azerbaijan. Grove Music Online. Retrieved 28 Feb. 2022, from от 29 июня 2023 на Wayback Machine .
  2. Гурбани — статья из Большой советской энциклопедии .
  3. Ниязов Г. Гурбани. Азербайджанская ашыгская поэзия. — Баку: Язычы, 1984. — 47 с. — С. 9.
  4. , с. 21.
  5. , с. 15.
  6. , с. 5.
  7. , с. 4.
  8. Перевод В. Кафарова
  9. , с. 6.
  10. , с. 8.

См. также

Литература

  • — М.: ГИХЛ, 1939.
  • Araslı A. Aşıq yaradıcılıqı. — Bakı, 1960. (азерб.)
  • Qəzənfər Kazımov. Ön Söz // (азерб.) . — Б. : Şərq-Qərb, 2006. — С. 4-36. — 232 с. — ISBN 99-52-34-079-6 .
  • Абузар Багиров, доктор филологических наук. // IRS. — 2014. — № 6 (72) . — С. 4-11 .
Источник —

Same as Ашуг Гурбани