Сахле-Ворк Зевде
- 1 year ago
- 0
- 0
Сахл Смбатян ( арм. Սահղ Սմբատեան, араб. Сахл ибн Сунбат ал-Армани ) (год. рожд. неизв. — после 855 ) – армянский князь. Он распространил свою власть над всей областью Арран .
Грузинские источники сообщают о трех братьях, после ослепления своего дяди Атрнерсеха Слепого, в середине VII—начале VIII переселивших из Тарона в область Шеки . Кирилл Туманов отождествляет их дядю с . В начале IX века значимую роль в истории Аррана играл Сахл Смбатян, который в армянских и арабских источниках называется правителем Шеки . По некоторым предположениям настоящее имя Сахла был Саак . Прямых свидетельств о его происхождении нет. Но поскольку иная информации о правителях Шеки в источниках отсутствует, Владимир Минорский предполагает, что Сахл Смбатян мог являться представителем этого рода . В «Истории страны Алуанк» Сахл ибн Смбат представлен как представитель Арраншахов . Согласно тому же источнику, Сахл Смбатян принадлежал к «роду царей Зармирхакан» . Однако там же отмечается, что последний представитель рода Михранидов Вараз-Трдат II был убит в 822 г., что означает, как считает Минорский, отсутствие кровной связи между Сахлом Смбатяном и Арраншахами. А титул «арраншах» им был перенят . По мнению Кирилла Туманова , Сахл Смбатян мог принадлежать к роду Багратидов . Или же он происходил из боковой ветви династии Сюник . , не соглашаясь с мнением Минорского и Туманова, считает, что Сахл Смбатян был потомком Араншахов из рода Зармихра, представители которых были убиты Михранидами. Вместе с тем Доусетт не исключает, что его заслуживающая уважения местная генеалогия могла быть ложно придуманной с целью узаконить его притязания на трон Албании . Согласно В. Бартольду «... в Албании в начале IX в. был правитель армянского происхождения, судя по имени, христианин, который сохранял тесную связь с христианской культурой, и само мусульманское правительство наградило его византийским титулом; это был Сахль ибн Сумбат. » . Так, например, в арабских источниках упоминается как армянский батрик .
Вскоре после убийства Вараз-Трдата (821 или 822), владыка Шеки Сахл Смбатян распространил свою власть на весь Арран и провозгласил свою независимость от Халифата .
Из армянского рода .
Арран в ту эпоху представлял собой полиэтническую область, где помимо албанских племен , жили также армяне на правобережье Куры и грузины на северо-западе . Притом само это понятие к IX веку было уже историческим .
Говоря о трудностях исследования биографии Сахла Смбатяна, Минорский отмечает, что армянский обычай того времени предполагал наличие арабской кунии , например, Абу Муса, Абул-Асад и др. Она не имела никакого отношения к армянскому оригиналу имени. Таким образом, становится сложным различать нескольких Сахлов, Васаков и Смбатов, живших одновременно .
Был одним из предводителей вооруженного восстания против господства Арабского халифата . Вместе с князем южного Арцаха Есаи абу Мусе возглавлял освободительную борьбу армян Арцаха против арабского ига. В 821 году разгромил арабские войска вблизи крепости Шикакар ( арм. Շիկաքար /Яркий камень). В 837 году играл решающую роль в победе над 12 тысячным арабским войском в битве на Муганском поле . Впервые указывает имя шекинского владетеля еще один армянский историк живший в конце IX—начале X века Товма Арцруни ; он пишет о трех князьях, схваченных в 854 году арабским военачальником Буга аль Кабиром : князе хаченском Атрнерсехе, князе арцахском Есаи Абу Мусе и князе шакенском Сахл ибн Смбате . В 854 году, в ходе одного из сражений, был пленен арабским военачальником Буга аль Кабиром и наряду с другими армянскими и албанскими вельможами отправлен в ссылку в Сирию . Британский историк-кавказовед Чарльз Доусет утверждает, что средневековый армянский историк Товма Арцруни , повествуя об этом, пишет о трех албанских князьях, схваченных Бугой: князе хаченском Атрнерсехе, князе арцахском Есаи Абу Мусе и князе шакенском Сахл Смбате . Однако в самом тексте Арцруни Сахл Смбатян назван не «албанским», а армянским князем. Описывая те же события, современник Арцруни, мусульманский историк Табари , указывает в числе депортированных князей не самого Сахла, а его сына Муавию (Муавия ибн Сахл ибн Сунбат) , которого называет «батрик Арана » .
Бабек , предводитель воинственного движения хуррамитов , получал выгоду от своих армянских соседей, выступая то в качестве союзника против арабов, то как союзник одних и противник других армянских князей во время их внутренней борьбы за власть. Однако он больше терроризировал их, чем сотрудничал, и армянские источники так же враждебны ему, как и мусульманские . В этот исторический период в персонаселенном Иранском Азербайджане арабами был разгромлен центр хуррамитского движения — город Базз. Бабек успел скрыться из Базза и направился в Армению , как сообщает Ибн ал-Асир : « И пошел Бабек скитаться, скрываясь по горам Арминии » . Бабек искал убежища у Сахла Смбата, который был союзником Бабека. Сахл Смбат позже сдал Бабека . Армяне пленили и отправили его арабскому военачальнику Ал-Афшину, за что Сахл получил от халифа вознаграждение в 1 млн. дирхемов . Он также был признан за это халифом правителем Албании с титулом « батрик ар-Рани » .
Абу-ль-Фарадж , XIII век:
Но его узнал Сахль ибн Сунбат, армянский батрик, и взял его в плен. Он хотел откупиться от него большими деньгами, но он [Сахль] не принял этого и отправил его к ал-Афшину...
Азербайджанский историк Зия Буниятов в нескольких статьях высказал мысли, что Сахл ибн Сунбат (Сахл Смбатян) был «этническим албанцем». Российский историк Виктор Шнирельман отмечает, что в Азербайджане существует тенденция переименования армянских средневековых деятелей, в том числе Сахла Смбатяна, в албанских .
The old pre-Islamic dynasty of Mihran which was ruling in Arran (ancient Albania , Armenian Alvank’ ) came to an end with prince Varaz-Trdat, who, together with his infant son, was assassinated in 822 by (his relative?) Nerseh P’ilippean. His widow took her daughter Spram to Khachen, where she married her to Atr-Narseh, son of Sahl (read: * Sahak , as suggested by Marquart, Streifzüge , p. 457). According to the local historian Moses Kalankatvats’I, the offspring of this couple took up the succession of the Mihranids. In the fifth generation, we meet Hovhannes, called Senek’erim, son of Isxan-Savada, through whom, according to Moses, God wished to restore the long extinct kingship.
The Mihranids were extinguished through the assassination of Varaz-Trdat II by Nerseh Pʿiłippean in 207/822-23, and the Armenian prince of Šakkī to the north of Arrān, Sahl i Smbatean (Arabic, Sahl b. Sonbāṭ), extended his power over Arrān. The province was in these years much disturbed by the revolt of the Ḵorramī rebel Bābak, whose center was at Baḏḏ just to the south of the Araxes, and it was Sahl who delivered up Bābak to the caliph al-Moʿtaṣem in 223/837-38 (see Minorsky, “Caucasica IV. 1. Sahl ibn-Sunbāṭ of Shakkī and Arrān,” in BSOAS 15, 1953, pp. 504-14).
It went on until 837, when al-Afshin defeated Babek. Captured by Smbat (Sahl-i Smbatean), the Armenian prince of the Caucasian province Shakki, Babek was handed over to al-Afshin, who brought him to Samarra, where he was put to death in the same year.
Babek's insurrection was defeated only under al-Mu'tasim, who entrusted one of the Transoxiana princes, Afshin (220/835), with the direction of operation. Babek was betrayed by local dihqans whome he believed to be his allies and fell into enemy hands. He was handed to Afshin's troops by Sahl b. Sunbadh, an Armenian prince in 222/836-7, and executed in Samarra (223/837) while his brother and assistant 'Abd-Allah was delivered to the prince of Tabaristan, Ibn Sharvin, who had him put to death in Baghdad.
Afshin having had the town demolished by his corps of engineers, (kilghar'tyd) Babek took to flight and fell into the hands of Sahl b. Sonbat, the Armenian Patriarch who had him arrested while hunting.
Sahl b. Sunbat (Armenian Smbat), from a local Armenian family of eastern Transcaucasia, lord of Shakki (Shak’e) to the north of the upper reaches of the Kur River
Самым излюбленным занятием азербайджанских авторов стало переименование средневековых армянских политических деятелей, историков и писателей, живших и творивших в Карабахе, в албан. Так, со временем Мовсес Каганкатваци, писавший на армянском языке, превратился в албанского историка Моисея Каланкатуйского. Та же участь постигла армянского князя Сахля ибн-Сумбата (армяне предпочитают называть его Сахлом Смбатяном), ставшего не то албаном, не то азербайджанцем
Babak did benefit from his Armenian neighbours, participating now as an ally and now as an enemy in their internal power struggles. But he was better at terrorising them than at cooperating with them, and Armenian sources are as hostile to him as are Muslim ones. Dionysius Khurdanaye had displayed a similar inability to cooperate with the Armenians: far from allying themselves with the aristocratic Isaac, son of Ashot, they invaded his castle, so that in the end it was by Isaac that their mahdi was killed. It was also an Armenian prince, Sahl b. Sunbat, who betrayed Babak, using the opportunity to put himself back in favour with the caliph.
He was forced to leave his capital by night and seek secret entry into the Byzantine empire to ask help from his friend Emperor Theophilus. But the fates betrayed him; actually, one of the Armenian patriarches, Sahl b. Sunbat, from whom Babek asked protection, betrayed him.
В VII—IX вв. в Карабахе правила Михранидская династия, персидская по происхождению, но быстро арменизировавшаяся. После гибели его последнего представителя в 821 г. власть перешла к старой армянской династии Араншахиков
Географические границы термина А. К. (Арана) изменялись и в араб. эпоху. В большинстве работ совр. исследователей развивается т. зр., согласно к-рой с V в. А. К. называют церковно-политическое образование, населенное как собственно албанами (албанцами), так и др. народами (армянами Правобережья Куры, грузинами сев.-зап. областей). Поскольку однозначно определить границы А. К. для разных эпох не представляется возможным, далее речь пойдет об области, совпадающей с территорией Албанского марзпанства (V в.).
Закавказье восстания хуррамитов (816-837) правитель Эрети Сахл, сын Смбата (представитель одной из арм. династий), сдал арабам вождя восставших Бабека, за что халиф признал его правителем А. К. («батрик ар-Рани»). Позднее его потомок Амам принял титул «царя Албании» (893), претендуя на власть над землями по обоим берегам Куры.
Իսկ իբրև նա ըմբռնեցաւ, և գիտաց զօրավարն եթէ ոչ ոք այնուհետև յիշխանացն Հայոց մնաց, որ ոչ համագունդ ժողովեալ են առ նա (...) եդին զոտս նոցա ի կապանս երկաթիս և բարձին ուղտուց և խաղացուցին ի Սամառայ. որոց անուանք ճանաչի սոցա՝ տէր Սմբատ սպարապետ Հայոց, և Գրիգոր Քուրդկայ որդի Մամիկոնէից տէր, և Ատրներսէհ Աղուանից իշխան, և Գրիգոր Սիւնաց տէր, և Սահլ Սմբատայ որդի , Շաքեո տէր, որ զԲաբանն կալավ, և իշխանական Վասակ Վայոց Ձորոյ տէրն, և Փիլիպպէ իշխանն Սիւնաց, և Ներսէհ իշխան Գարիփայանից և ապա Եսայի Ապումուսէ, որ զշատ պատերազմունսն եհար
"Among the prisoners captured by Boga al Kabir in 854 John Catalicos and Tovma Arcruni mention three Albanian princes: Atrnerseh, lord of Xacen, Sahl son of Smbat, lord of Sake, and Esay Abu Muse, lord of Ktis in Arcax."
В течение восьмого и девятого столетий, Азербайджан был ареной частых антихалифских и антиарабских восстаний, византийские источники сообщают о персидских воинах, искавших в 830-х гг. убежища от армий халифа на службе у византийского императора Феофила. […] Азербайджан имел персидское население и был традиционным центром зороастрийской религии. […] Хуррамиты были […] персидской сектой, находившейся под влиянием шиитских доктрин, но с корнями в предисламском персидском религиозном движении.
Bābak rejected the document without opening it, and after sending the messengers away fled to Armenia with four or five male and female members of his family and one bodyguard. All except Bābak and his brother ʿAbd-Allāh and the guard were captured. Being close to starvation, Bābak sent the guard to a village to get food. The local ruler, Sahl b. Sonbāṭ (on whom see Nafīsī, pp. 135, 138, 175-76) was informed and received Bābak hospitably. Bābak, however, took the precaution of sending his brother ʿAbd-Allāh to ʿĪsā b. Yūsof b. Eṣṭefānūs (Ṭabarī, III, pp. 1223-24). Afšīn had already sent letters to the district promising a large reward for the capture of Bābak, and Sahl b. Sonbāṭ informed Afšīn of Bābak’s presence. After verifying this, Afšīn sent a large force under Abū Saʿīd Moḥammad b. Yūsof to capture Bābak. He was arrested after going out at Sahl b. Sonbāṭ’s suggestion to hunt (after being put in irons by Sahl b. Sonbāṭ according to Masʿūdī, Morūj, ed. Pellat, sec. 2807) and then taken to Afšīn’s camp at Barzand on 10 Šawwāl 222/15 September 837.
He delivered Bābak, after the latter was surrendered by the Armenians, to Afšīn in Barzand on 10 Šawwāl/15 September. In 224/839 al-Moʿtaṣem sent him with an army to Lārez and Donbāvand in the war against Māzyār.