Interested Article - Гандзасар
- 2020-03-27
- 1
Гандзаса́р ( арм. Գանձասար — досл. « гора сокровища », Гандзасарский монастырь , азерб. Gəncəsər monastırı или Ağvəng ) — армянский монастырь, выдающийся памятник армянской культуры , действующий монастырь Армянской апостольской церкви . Расположен на левом берегу реки Хачынчай (Хачен), близ деревни Ванклу (Ванк /Вянгли ) в Нагорном Карабахе . Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), контролировавшей монастырь до 2023 года, расположен в Мартакертском районе Нагорного Карабаха, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Кельбаджарском районе Азербайджана .
История
По армянскому народному преданию, монастырь получил своё название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по-армянски гандз — сокровище, сар — гора) .
Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал Дола , « мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению » , на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года .
Сведения о строительстве и освещении храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци :
При монастыре, называвшемся Гандзасаром, напротив Хоханаберда , там, где находился их [родовой] склеп, [князь Гасан] построил церковь с прекрасными украшениями — небоподобный храм славы божьей, где всё время приносили в жертву агнца божьего, искореняющего грехи мира сего. Много лет работали над нею. Когда [работы] пришли к концу, было устроено пышное торжество для освящения церкви. Присутствовал там и католикос агванский владыка Нерсес вместе со многими епископами, а также великий вардапет Ванакан и множество учителей вместе с ним.
—
Строительство храма велось с 1216 по 1238 год , о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.
Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга , внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году).
—
Притвор ( Гавит ) построен в 1261 году .
Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя , принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов , из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя). причисляет Гандзасар к тем средневековым армянским монастырям в которых хранились значимые христианские реликвии .
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов , правителей Хаченского княжества . В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви . Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них, относящегося к 1487 году сказано: «… с давних времён и согласно хартии царя Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета … чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой …» . Армянские феодалы в стремлении сохранить свою политическую власть иногда принимали духовное звание. Так было и в XV веке в Гандзасаре .
Гандзасарский католикосат сохранил свой статус до 1815 года, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию , а затем (с 1857 года) разделён на две епархии: Карабахскую и Шемахинскую .
Из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян . В одном из своих писем Есаи Гасан-Джалалян писал: Мы по Христе Иисусе смиренный раб Исайя, от четырёх един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеюший власть над християны народа армянского…
Вход в Гавит | Общий вид | Гавит , 1261 год. | Общий вид | |||
Дерево белой шелковицы | Надпись на армянском языке. Церковь Святого Иоанна Крестителя | Территория около монастыря | Скульптура Гасан-Джалала |
Хачен в XIII веке
В XII—XIII веках в Арцахе возвысилось армянское феодальное княжество Хачен . Княжество занимало бассейн рек Хаченагет , Каркар и Трту . В населенной армянами Хачене развиваются архитектура , миниатюрная живопись и хачкарное искусство. Согласно К. Уолкеру , большая часть из тысячи шестисот армянских памятников Нагорного Карабаха относятся к XII—XIII векам . В 1214 году сюзеренным князем Хачена становится Гасан-Джалал Дола — потомок армянских князей из династии Сюни .
Персидский хронист той же эпохи отмечает:
...это область (вилайат), трудно доступная, среди гор и лесов; принадлежит к округам (агмал) Аррана; там есть армяне (в персидском оригинале — население «есть армянское» ); люди Абхаза (Грузии) называют их падишаха тагавер
Гасан Джалал был сюзеренным князем Хачена находился в вассальной зависимости от Грузинского царства и армянского княжества Закарянов . В армянских синхронных источниках, а также в эпиграфических надписях, Гасан Джалал наделен высокими титулами — « великий князь Хачена и местностей Арцаха », « самодержный князь князей, владыка Хачена » и т. д.. В титулатуре князей Хачена иногда встречается термин «Албания-Агванк», однако пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов .
Самый пышный титул имеется в надписи 1240 года в Гандзасарском монастыре: « Я, смиренный раб Божий Гасан Джалал сын Вахтанга, внук великого Гасана, законный самодержавный царь высокой и великой страны Арцахской, имеющей обширные пределы ». Отец Гасан Джалала Вахтанг Танкик был женат на Хоришах — сестре Иване и Закаре Закарянов . Жена Гасан Джалала Мамкан была из рода сюникского царя Сенекерима. Родственные связи Гасан Джалала с влиятельными домами той эпохи, несомненно характеризуют высокое положение Хачено-Арцахского владетеля.
Архитектура
Профессор Шарль Диль из Парижского университета , известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества .
Центральный собор святого Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с X века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах. В монастырях Гандзасар и Гтчаванк шатер на куполе имеет зонтичную форму, которая первоначально применялась архитекторами города Ани в X веке, и впоследствии широко использовалась во многих других областях Армении .
Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена , держащих над головой модели собора . Примечательным в архитектуре собора является купол , увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог, историк искусства и архитектуры А. Л. Якобсон писал, что она:
служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащая её, но нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурные линии. В этом вообще заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь .
Якобсон назвал Гандзасар энциклопедией армянского зодчества XIII столетия . По словам Г. Анохина «По красоте своего архитектурного ансамбля и чудесам каменной резьбы этот храм можно отнести к пяти величайшим сооружениям древней и средневековой армянской архитектуры наряду с Гарни, Звартноцем, Эчмиадзином и Татевом» . Американский историк искусства отмечает, что ктиторская скульптура Гасан-Джалала со скрещенными ногами на барабане церкви не был первым в своём роде в исконной Армении. Уже в X веке похожая скульптура в восточной манере имеется на фасаде Ахтамара . Согласно , армянские монастыри, например, Гандзасар, могли иметь фигурную композицию вокруг барабана купола, что являлось средством решения определенных архитектурных задач . Российский археолог и искусствовед Л. Хрушкова причисляет Гандзасар к тем армянским памятникам, которые имеют каменную фестончатую арку на фасаде . Согласно Л. Дурновой , Гандзасар относится к тем памятникам армянской архитектуры, которые отличаются особым богатством камнерезного убора .
Мемориальные памятники
Мария Кристина Кариле из Болонского университета отмечает, что с 1216 года монастырь был местом захоронения армянских князей Хачена . В монастыре был похоронен Гасан Джалал Вахтангян , а также князья Хаченского княжества и епископы их рода. Могила Гасана Джалала расположена в гавите, перед входом в главный зал собора Св. Иоанна Крестителя .
Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами , среди них: Звезда Давида , в центре которой находится изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко применяли армяне в средневековье , например в Ани . Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный редкий символ — объединяющий Звезду Давида и Колесо Вечности, также встречается на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц-Дзоре , то есть на тех территориях, где правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян .
Вторая сфера — звезда с шестнадцатью лучами — что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До сих пор не известно, что эта сфера означает.
Третья резная фигура олицетворяет в Армении «Солнце» ( арм. արև ) — выпуклая сфера с орнаментами, которую очень часто изображают в нижней части хачкаров. Солнце является древним символом армянской дохристианской веры, который сохранился в Армянской церкви чудом .
На надгробной плите написано: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе с армянского это означает: «Здесь покоится Великий Джалал; вспоминайте его в своих молитвах; 1431 год» .
Баярсайхан Дашдондог отмечает источниковедческую значимость лапидарных надписей Гандзасара для исследования монгольского владычества в исторической Армении
Рядом с надгробием Гасана Джалала расположены могилы верховных предводителей Святого Престола Гандзасара. На левой стороне находится могила Католикоса Еремии Асан-Джалаляна (годы правления — 1676—1700) и Католикоса Есаи Асан-Джалаляна (годы правления — 1702—1728). Последний известен как историк и лидер армянского национально-освободительного движения в 1720-е годы. На правой стороне находятся два других надгробия: Католикоса (годы правления — 1763—1768) и Саргиса Гандзасареци (годы правления — 1810—1828)—последнего иерарха Святого Престола Гандзасара с титулом Католикоса .
Около них располагается могила Митрополита Багдасара Асан-Джалаляна (годы жизни — 1775—1854) — одного из главных создателей Арцахской Епархии Армянской Апостольской Церкви в XIX-ом веке. Все надписи на данных надгробиях начинаются и заканчиваются одинаковыми словами: «Под этим надгробием покоится … принадлежащий к роду Гасана-Джалала Долы ». В гавите также находятся более ранние могилы Католикоса Давита, Католикоса Григора и Католикоса Ованнеса .
Во внутреннем дворе Собора находятся различные мемориальные памятники, в том числе и многочисленные хачкары . Возле северной стены расположена могила Хатун, которая, видимо, была дочерью Асан Джалала и погибла ещё в младенчестве. На нижней части этого хачкара выгравирована надпись: «Я, Асан, сын Вахтанга, установил этот Крест в память о моей дочери Хатун, от своего имени и от имени её матери-княгини — дочери Царя Бахка». Мать Хатун и жена Асан Джалала, Мамкан, была дочерью последнего правителя Сюникского царства , юго-западнее Хачена .
Монастырь в наши дни
В результате преднамереной бомбардировки азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации монастырь в ходе Карабахской войны в 1991—1994 сильно пострадал. 20 января 1993 года монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса и разрушено монашеское здание . В настоящее время монастырь в целом восстановлен, ведётся строительство учебного комплекса семинарии.
В 2001 году распоряжением Кабинета министров Азербайджанской Республики № 132 был монастырь был включён в список охраняемых государством объектов в качестве «архитектурного памятника мирового значения» .
16 октября 2008 года в Нагорном Карабахе прошла «большая свадьба»: из 687 пар, 550 обвенчались в соборе Казанчецоц, a остальные 137 — в монастыре Гандзасар.
11 июля 2010 года исполнилось 770 лет со дня создания монастыря. Руководство и духовенство непризнанной НКР подготовило к этом случаю большой праздник. Паргев Мартиросян — руководитель Арцахской Епархии ААЦ отслужил литургию в соборе Св. Иоанна Крестителя, в Степанакерте была проведена выставка работ, посвященная Гандзасару, в монастыре и столице НКР Степанакерте выступали культурные коллективы, было приглашено много высоких гостей как из Армении и зарубежных стран.
В ноябре 2020 года в результате войны в Нагорном Карабахе , территория монастыря включена в зону ответственности «Север» Российского миротворческого контингента.
Жизнь в монастыре
По состоянию на начало 2022 года монастырь действующий. Кроме собора, на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий, библиотека, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году, а также хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке [ источник не указан 804 дня ] .
В Гандзасаре по старинной традиции производится трехзвездочный коньяк «Гандзасар».
В филателии
-
Марка Армении с изображением монастыря Гандзасар в Арцахе, 2013
-
Марка Азербайджана с изображением монастыря, 2014
См. также
Комментарии
- [Комм.1] Речь идет об «Агванском католикосате» Армянской церкви (Вл. Минорский , Р. Томсон ). Регион был населен армянами (И. Петрушевский , «История Востока» , Р. Томсон ), и, как отмечают А. Якобсон , В. Шнирельман и другие, термины «Агвания» или «агванский» не имели какого-либо этнического смысла, являясь лишь результатом консервативности церковной традиции .
Примечания
- Согласно административно-территориальному делению Азербайджана
- Казарян А. Ю. // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 407—408. — ISBN 5-89572-016-1 .
- ↑ (азерб.) . e-qanun.az. Дата обращения: 15 февраля 2021. 12 апреля 2017 года.
- Gəncə-Qarabağ əyalətinin müfəssəl dəftəri («Пространный реестр Гянджинско-Карабахского эялета») / Предисл., пер. (с турецкого), прим. и комм. Х. Мамедова . — Баку, 2000. — С. 357.
- А.Л. Якобсон. Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь XIII в.) // Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь академика И.А. Орбели. — Академия наук СССР. Отделение истории, 1960. — С. 144 — 150 .
-
↑
Якобсон А. Л.
// К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении : Сб. —
Ер.
: Наука, 1991. —
С. 447—448
.
28 августа 2009 года.
:
Княжество Хачен находилось на территории Аррана, но термин этот является лишь топонимом и указание на этнос отнюдь не содержит.
- А.Л. Якобсон. Очерк истории зодчества Армении V - XVII веков / Н. М. Бачинский. — М. Л.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950. — 163 с. — 5000 экз.
- от 5 сентября 2009 на Wayback Machine
-
Шнирельман В. А.
Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент:
Л. Б. Алаев
. —
М.
:
Академкнига
, 2003. — С. 212. — 592 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-94628-118-6
.
В 1970-е гг. азербайджанские историки перешли от замалчивания к присвоению армянского исторического наследия. Средневековое княжество Хачен в одночасье стало «албанским», а принадлежавший ему Гандзасарский монастырь был объявлен «памятником культуры и религии Кавказской Албании» (Геюшев, 197За; 19736). В 1986 г. в Баку в популярной серии «Памятники материальной культуры Азербайджана» была опубликована брошюра, где Хаченское княжество и Гандзасарский монастырь представлялись безусловным историческим наследием Кавказской Албании на том основании, что местные католикосы отождествляли себя с особой Албанской церковью (Геюшев, 1986. С. 7-8; Геюшев, Ахадов, 1991. С. 85. См. также Ахундов, Ахундов, 1983. С. 9-10; 1986. С. ПО; Ахундов, 1986. С. 224—229). В то же время, авторы этих публикаций умалчивали о том, что храм являлся типичным образцом армянского зодчества X—XIII вв., что в нём сохранились многочисленные армянские надписи (11), что никакого Албанского государства в ту эпоху уже давно не существовало и что правитель Хаченского княжества назывался в источниках армянским князем. Что же касается названия «Албанская церковь», то оно, как указывали специалисты, лишь отражало консервативность церковной традиции (Якобсон, 1977; 1984. С. 146—147; Улубабян, 1981а; 1988. С. 86-87, 89).
-
↑
Peter Cowe.
Medieval Armenian Literary and Cultural Trends (Twelfth-Seventeenth Centuries)
// The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 304.
In addition to successfully solving the architectural problems, Armenian monastic churches presented the opportunity for figural composition around the drum of the dome, as at Gandzasar, or for higher relief sculpture on the facade, as on the impressive west front of Amaghu Noravank.
- ↑ . // kunsttexte.de. — 2014. 27 декабря 2021 года.
- В советские годы Гандзасарский монастырь св. Иоанна Крестителя был закрыт. Функционирует с 1 октября 1989 г. В постановлениях Совета Министров Аз. ССР № 140 от 2 апреля 1968 г. и № 145 от 27 апреля 1988 года, в которых утверждены списки охраняемых государством памятников на территории Аз. ССР, этот монастырь не упоминается.
- Название согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики
- Название согласно административно-территориальному делению Азербайджана
- ↑ Nicholas Holding, Deirdre Holding. . — Chalfont St Peter, UK: Bradt Travel Guides, 2011. — С. 277. — 306 p. — ISBN 9781841623450 . 9 октября 2021 года.
- Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6 .
- ↑ Анохин Г. И. . — Физкультура и спорт, 1981. 23 января 2021 года.
- Киракос Гандзакеци . История Армении, от 21 сентября 2013 на Wayback Machine
- Саарян Т. от 3 марта 2008 на Wayback Machine
- Киракос Гандзакеци . История Армении. Гл. 31 — М., 1976. — С. 171-172.
- Епископ Макар Бархударян . Гандзасарский монастырь. — Баку: Арцах, 1885. — С. 111.
-
Jasmine Dum-Tragut.
The cultural impact of Armenian Monasticism: A brief note on the role of Armenian Monasteries in medieval Armenian society
// Monastic Life in the Armenian Church: Glorious Past - Ecumenical Reconsideration / Edited by Jasmine Dum-Tragut and Dietmar W. Winkler. — LIT, 2018. — P. 27—28.
Although the custody of relics played a crucial role in all monasteries - not only for monastic spirituality but also for popular piety - some monasteries have gained in importance mainly because of their relics.This is in particular true for those monasteries in which first-class relics or biblical relics were kept, specially venerated were the pieces of the True Cross. In the Armenian tradition, three monasteries are famous with pieces of wooden cross: namely the Xotakerac' Vank' in Vayoc' Jor (now in Ēĵmiacin's cathedral museum); the Monastery of Varag in Van (Vaspurakan) and the Monastery of Glak in Taron, i.e. S. Karapet (so-called Cross of Cicarn)5. Other significant relics are the lance, which has been kept in the monastery of Gełard6 for centuries (now in Ēĵmiacin's cathedral museum), as well as the head of John the Baptist, which was reportedly kept in the monastery Ganjasar.
- Армянская Апостольская Церковь имела четыре католикосата — Эчмиадзинский, Киликийский (Католикосат Великого Дома Киликии), Ахтамарский и Агванский (Гандзасарский), из которых в настоящее время существуют лишь два — Киликийский и Эчмиадзинский.
- от 31 октября 2013 на Wayback Machine . Указы. — Вып. 1 (XV—XVI вв.) — Ер. , 1956. — С. 170. Папка 2а, документ № 8, копия, размер 141х32 см письмо шикастэ-дивани
- Очерки истории СССР. Период феодализма IX—XV вв. В двух частях / Под ред. Б. Д. Грекова (отв. ред.), Л. В. Черепнина , В. Т. Пашуто . — М. : Изд. АН СССР, 1953. — Т. II. — С. 721.
- . — Ер. : Изд-во АН Арм. ССР, 1964. — С. 374. 17 декабря 2022 года.
- ↑ Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 28: « Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами ; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем Хачена в период монгольского завоевания, в XIII веке . При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских… »
- ↑ . Дата обращения: 15 июля 2009. 9 марта 2009 года.
- Walker C. J. // Transcaucasian Boundaries / Edited by John F. R. Wright, Suzanne Goldenberg, Richard Schofield. — Taylor & Francis , 2005. — P. 92.
- Hewsen R. H. Armenia: A Historical Atlas. — University of Chicago Press, 2001. — P. 119.
- Мурадян П. М. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. — Издательство Ереванского гос. университета, 1991. — С. 44 . 18 июня 2021 года.
- Миклухо-Маклай Н. Д. // Ученые записки Института востоковедения / Ред. коллегия В. И. Авдиев (отв. редактор), Д. И. Тихонов , В. И. Беляев . — М. — Л. : Изд. АН СССР, 1954. — Т. IX. — С. 204—205.
- Dashdondog B. . — BRILL. — 2010. — P. 33—34.
-
И. Орбели
.
Избранные труды. —
Ер.
, 1963. — С. 347.
Политическую самостоятельность Албания потеряла задолго до того и, если это ес древнеe название в той или иной форме еще упоминается в эту эпоху, то лишь пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов.
- Diehl, Charles, Bell, Harold (translation). Byzantine Portraits. New York: Alfred A. Knopf, 1927, стр. 43
- Thierry, Jean-Michel. Eglises et Couvents du Karabagh. Antelais: Lebanon, 1991, pp. 10-13
- Якобсон А. Л. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении : Сб. — Ер. : Наука, 1991. — С. 439 . 28 августа 2009 года.
-
H. Evans.
Kings and Power Bases: Sources for Royal Portraits in Armenian Cilicia
// From Byzantium to Iran: Armenian Studies in Honour of Nina G. Garsoïan / Edited by Jean-Pierre Mahé, Robert W. Thomson. — Peeters, 1997.
Hasan Jalal-Dawla, is depicted seated cross-legged on the drum of his church while still holding a model of it, now over his head (Fig. 4.)18 Prince Jalal-Dawla's portrait is not the first royal image of Armenia proper in a specifically Christian context in which the ruler sits cross- legged as in the contemporary eastern world. As early as the tenth century rulers appear seated cross-legged in the eastern manner on the facade at Alt'amar.
- Л. Г. Хрушкова . . — М. : Наука, 1998. — С. 103. 4 августа 2022 года.
- Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. — Искусство , 1979. — С. 66.
- ↑ Hewsen, Robert H. Armenia: A Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, reference: Kingdom of Ktish-Baghk, стр. 120
- Bayarsaikhan Dashdondog. . — BRILL. — 2010. — P. 26.
- от 27 июня 2009 на Wayback Machine Gandsazar Monastery: deliberately bombed by Azeri aircraft. A monastic building was destroyed but the Church was fortunately missed
- . Дата обращения: 5 сентября 2009. Архивировано из 14 июня 2009 года.
-
V. Minorsky
.
Caucasia IV // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — University of London, 1953. —
Т. 15
,
№ 3
. —
С. 506
.
:
The special “Albanian” patriarchate of the Armenian church formed the link between the two banks.
-
↑
Robert W. Thomson.
The Lawcode (Datastanagirk') of Mxit'ar Goš. — Rodopi, 2000. — С. 14.
Оригинальный текст (англ.)Armenian church administration continued under foreign domination. But when there was no longer a local lord to legislate along traditional Armenian lines and define customs which had been passed down orally, then Armenians had to look elsewhere for the administration of justice. Two rather different solutions were attempted at opposite ends of the country in the late twelfth century.
In the north-east, following the Seljuq invasions of the 11th century, a number of tribes of Turkish origin, mostly nomadic, had moved into Armenia. Their holdings were fragmentary and scattered, but many Armenian lords lost control of their hereditary lands. In the second half of the century the Georgians extended their control over central northern Armenia, but further east the emirs of Ganjak ruled over a significant Armenian population . Muslim emirs permitted Christians to conduct their own affairs according th their own legal system. But in the absence of a legal code, disputes had to be adjudicated in Muslim courts. It was precisely to prevent this practice, which some Armenians abused to personal advantage, that Mxit'ar undertook the task of compiling a Lawcode based on Armenian practice. His work, in many later adaptations, formed the basis for Armenian legal tradition both in Armenia itself and in the diaspora. -
Шнирельман В. А.
Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. —
М.
: Академкнига, 2003.
Что же касается названия «Албанская церковь», то оно, как указывали специалисты, лишь отражало консервативность церковной традиции.
Литература
- Все надписи Гандзасара в сборнике . — Изд. АН Арм. ССР. — Ер. , 1982. — Т. V. Aрцах. — С. 36-73.
Ссылки
- .
- 2020-03-27
- 1