Нормальный товарный вагон
- 1 year ago
- 0
- 0
Норма́льный объекти́в — съёмочный объектив постоянного фокусного расстояния , обеспечивающий на полученном изображении наиболее естественную перспективу , близкую к восприятию пространства человеческим зрением . Объективы с более коротким фокусным расстоянием считаются короткофокусными или широкоугольными , а с более длинным — длиннофокусными .
Угловое поле нормального объектива выбирается, исходя из предполагаемого размера изображения и расстояния, с которого оно рассматривается. В фотографии и кино эти условия разные, поэтому объективы, которые считаются нормальными, имеют разные угловые поля.
В фотографии нормальным считается объектив, фокусное расстояние которого равно или незначительно превышает диагональ кадра, а угловое поле находится в пределах 50—55° . В кинематографе нормальными считаются объективы с фокусным расстоянием, равным удвоенной диагонали кадра киноплёнки , поскольку сравнительно небольшое изображение на экране рассматривается издалека. Нормальный объектив наилучшим образом подходит для киносъёмки средних планов .
Нормальные объективы считаются универсальными и обладают наибольшими светосилой и разрешающей способностью во всех линейках сменной оптики. До широкого распространения зумов фотоаппараты и кинокамеры комплектовались нормальным объективом в качестве штатного . Большинство современных нормальных объективов представляют собой модернизированные вариации оптических схем объектива Петцваля , Триплета Кука и «Планара» , разработанных в конце XIX века . Самым светосильным из нормальных является объектив « Zeiss Planar 50/0,7 », спроектированный для американской лунной программы и выпущенный в количестве 10 экземпляров .
Для наиболее распространённого малоформатного кадра размером 24×36 мм «нормальным» считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм . Оно незначительно превышает размер диагонали, составляющий 43 мм, однако общепринято. На профессиональном жаргоне такой объектив называется «полтинник» . Значение было выбрано Оскаром Барнаком , создателем первых камер Leica , положивших начало 35-мм «киноплёночной» фотографии. В однообъективных зеркальных фотоаппаратах некоторое распространение получили фокусные расстояния нормального объектива 55 и 58 мм: « Nikkor 55/1,2»; «Noct Nikkor 58/1,2»; « Canon FL 55/1,2»; « Voigtländer Nokton 58/1,4»; « Гелиос-44 -2» 58/2,0 . Это объясняется невозможностью получения достаточно длинного заднего отрезка в наиболее распространённой симметричной оптической схеме Zeiss Planar без её дополнительного усложнения . Вместе с тем, даже фокусное расстояние объективов с обозначением «50 мм» на оправе, из-за сложностей оптических расчётов часто отличается от «круглого» значения. Так, точные фокусные расстояния «полтинников» Ernst Leitz составляли 51,6 мм, а нормальные объективы для « Контакса » обладали фокусным расстоянием 52,3 мм . Точно так же, фокусное расстояние советского « Индустар -61» равно 52,42 мм, хотя на оправе большинства его версий обозначено «50» .
Для среднеформатных фотоаппаратов с кадром 6×6 см нормальными считаются объективы с фокусным расстоянием 75—80 мм. Для кадра 6×9 фокусное расстояние нормального объектива равно 105 мм, 9×12 — 135 мм, 13×18 — 210 мм . Для кинокадра классического формата нормальным объективом, как и в малоформатной фотографии, считается 50 мм, превосходящий диагональ почти вдвое, а для 16-мм киноплёнки — 20 мм . Для большинства широкоформатных систем кинематографа нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 125 мм . В цифровой фотографии с полнокадровой матрицей размером 24×36 мм используются те же фокусные расстояния нормальных объективов, что в плёночной. Для матрицы уменьшенного размера APS-C с учётом кроп-фактора 1,6 нормальным можно считать объектив 28 мм, а для более крупного формата APS-H то же поля зрения покрывает объектив 35 мм.
Фокусное расстояние нормальных объективов для фото- и киноаппаратуры:
Формат | Размеры изображения, мм | Диагональ кадра, мм |
Фокусное расстояние
нормального объектива |
---|---|---|---|
Классический кинокадр | 16 × 21,95 | 27,2 | 50 мм |
Nikon DX | 15,8 × 23,7 | 28,4 | 28 мм |
Полуформатный | 18 × 24 | 30 | 30 мм |
APS-C | 16,7 × 25,1 | 30,1 | 28 мм |
APS-H | 18,7 × 28,1 | 33,7 | 35 мм |
Малоформатный | 24 × 36 | 43,27 | 45—58 мм |
120/220 , 6 × 4,5 (645) | 56 × 42 | 70,00 | 75 мм |
120/220 , 6 × 6 | 56 × 56 | 79,20 | 80 мм |
120/220 , 6 × 7 | 56 × 68 | 88,09 | 90 мм |
120/220 , 6 × 9 | 56 × 82 | 99,30 | 105 мм |
4 × 5 дюймов | 101,6 × 127 | 162,64 | 150 мм |
В телевизионных и видеокамерах с середины 1950-х годов для обозначения формата кадра используется диаметр сигнальной шайбы передающей трубки , хотя диагональ кадра составляет лишь 2/3 от этого значения. Форматы современных ПЗС-матриц соответствуют размерам кадра на трубках и обозначается по этим же стандартам, несмотря на то, что диагональ сенсора равна его физическому размеру. Таким образом, существующие обозначения на 1/3 превосходят настоящий размер диагонали. Тем не менее, понятия нормального объектива в телевидении стандартной чёткости не существует, поскольку расчётным расстоянием наблюдения небольшого экрана считаются 6 его высот . Для современных компактных и псевдозеркальных цифровых фотоаппаратов диагональ матрицы также обозначается, исходя из стандартов телевидения:
Тип сенсора | Размеры изображения, мм | Диагональ кадра, мм |
Фокусное расстояние
нормального объектива |
---|---|---|---|
1/3,6" | 4,0 × 3,0 | 5,0 | 5 мм |
1/3,2" | 4,5 × 3,4 | 5,7 | 5,7 мм |
1/3" | 4,8 × 3,6 | 6,0 | 6 мм |
1/2,7" | 5,4 × 4,0 | 6,7 | 6,7 мм |
1/2,5" | 5,8 × 4,3 | 7,2 | 7 мм |
1/2" | 6,4 × 4,8 | 8,0 | 8 мм |
1/1,8" | 7,2 × 5,3 | 8,9 | 9 мм |
1/1,7" | 7,6 × 5,7 | 9,5 | 9,5 мм |
2/3" | 8,8 × 6,6 | 11,0 | 11 мм |
1" | 12,8 × 9,6 | 16,0 | 16 мм |
Four Thirds | 17,3 × 13 | 21,63 | 22 мм |
4/3" | 18,0 × 13,5 | 22,5 | 23 мм |
В большинстве случаев устройства с такими размерами сенсора оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием, и нормальный объектив, приведённый в таблице, служит лишь относительной мерой для оценки поля зрения.