Бруно Мадерна
(
итал.
Bruno Maderna
,
21 апреля
1920
,
Венеция
—
13 ноября
1973
,
Дармштадт
) — итальянский и немецкий
композитор
и
дирижёр
.
Биография
«Чудо-ребёнок», в 4-летнем возрасте учился игре на скрипке, в восемь лет дирижировал оркестрами
миланского
театра
Ла Скала
и
веронской
Арены. Продолжал обучение музыке в Милане, Венеции,
Риме
, где закончил в
1940
. Обучался композиции у
Джанфранческо Малипьеро
, дирижёрскому искусству — у
Германа Шерхена
.
Во время
Второй мировой войны
участвовал в партизанском движении, был в концлагере. В
1947
—
1950
преподавал композицию в Венеции, в его классе занимался
Луиджи Ноно
.
Карл Амадеус Хартманн
пригласил его дирижировать концертом на фестивале «Musica Viva» в
Мюнхене
, с этого времени начинается международная слава Мадерны как дирижёра, он дирижировал сочинениями
Пёрселла
,
Вагнера
,
Дебюсси
,
Равеля
.
В
1951
в
Дармштадтской международной летней школе новой музыки
познакомился с
Мессианом
,
Булезом
,
Штокхаузеном
,
Кейджем
. Вместе с
Лучано Берио
в
1955
основал Студию музыкальной фонологии Итальянского радио и телевидения. В
1957
—
1958
преподавал
додекафонную
технику в
Миланской консерватории
.
С
1963
— гражданин
ФРГ
[
источник не указан 2055 дней
]
. В
1967
—
1970
руководил
Зальцбургским
Моцартеумом
, в
1971
—
1972
— директор
Тэнглвудского музыкального центра
(
Массачусетс
). Умер, работая над постановкой оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Булез написал на его смерть «Ритуал памяти Бруно Мадерны» (
1974
), сочинения его памяти оставили также
Лучано Берио
,
Франко Донатони
и др.
Сочинения
-
Струнный квартет (
1946
)
-
Реквием
для солистов, хора и оркестра (1946)
-
Серенада для 11 инструментов (
1946
, переработано
1954
)
-
Концерт для двух фортепиано и инструментального оркестра (
1948
)
-
3 греческие песни для флейты пикколо, сопрано и инструментального оркестра (
1948
)
-
Вариации на тему
B.A.C.H.
для двух фортепиано (
1949
)
-
Композиция № 1 для оркестра (
1948
—
1949
)
-
Il mio cuore è nel sud, радиобаллада (
1949
)
-
Композиция № 1 для оркестра (
1950
)
-
Штудии на тему «Процесса»
Кафки
для чтеца, сопрано и расширенного оркестра (1950)
-
Импровизация № 1 для оркестра (
1951
—
1952
)
-
Musica su due dimensioni (
1952
)
-
Импровизация № 2 для оркестра (
1953
)
-
Концерт для флейты (
1954
)
-
Композиция в трех частях для оркестра (
1954
)
-
Струнный квартет в двух частях (
1955
)
-
Ноктюрн, электронная композиция (
1956
)
-
Dark rapture crawl для оркестра (
1957
)
-
Syntaxis, электронная композиция (
1957
)
-
Continuo, электронная композиция (
1957
)
-
Серенада для 13 инструментов (
1957
)
-
Концерт для фортепиано с оркестром (
1959
)
-
Серенада III (
1961
)
-
Серенада IV (
1961
)
-
Концерт для гобоя и камерного ансамбля (
1962
)
-
Дон Перлимплин, радиоопера по пьесе
Ф. Гарсиа Лорки
(
1962
)
-
Dimensioni III для оркестра и флейты (
1963
—
1965
)
-
Арии для сопрано, флейты и оркестра на текст
Ф. Гёльдерлина
(
1964
)
-
Dimensioni IV для флейты и камерного ансамбля (
1964
)
-
Hyperion. Lirica in forma di spettacolo, опера на тексты Гёльдерлина (
1964
)
-
Stele per Diotima для оркестра (
1965
)
-
Aulodia per Lothar для флейты и гитары ad libitum (
1965
)
-
Amanda для камерного оркестра (
1966
)
-
Widmung для скрипки соло (
1967
)
-
Второй концерт для гобоя (
1967
)
-
Hyperion en het Geweld, опера по либретто
Хьюго Клауса
(
1968
)
-
Quadrivium для четырёх ударников и 4 оркестровых групп (
1969
)
-
From A to Z, музыка для телевизионной оперы (
1969
)
-
Ritratto di Erasmo, радиодрама (
1969
)
-
Концерт для скрипки (
1969
)
-
Serenata per un satellite (
1969
)
-
Большая авлодия для флейты, гобоя и оркестра (
1970
)
-
Tempo libero для магнитофона (
1971
—
1972
)
-
Juilliard Serenade (= Tempo libero II) для оркестра и магнитофона (
1971
)
-
Viola для альта (
1971
)
-
Y Dispués для гитары (
1971
)
-
Диалодия для двух скрипок (
1971
)
-
Solo для мюзетты, гобоя, гобоя д’амур и английского рожка (
1971
)
-
Pièce pour Ivry для скрипки (
1971
)
-
Ausstrahlung для женского голоса, флейты, гобоя, расширенного оркестра и магнитофона (
1971
)
-
Диалодия для двух флейт, двух гобоев и расширенного инструментального состава (
1972
)
-
Venetian Journal для тенора, инструментального ансамбля и магнитофона на текст Джеймса
Босуэлла
(
1972
)
-
Aura для оркестра (
1972
)
-
Biogramma для расширенного оркестра (
1972
)
-
Giardino religioso для маленького оркестра (
1972
)
-
Ständchen für Tini для скрипки и альта (
1972
)
-
Ages. Радиоинвенция для солистов, хора и оркестра на слова
Шекспира
(
1973
)
-
Satyrikon, одноактная опера по книге
Петрония
(
1973
)
-
Третий концерт для гобоя (
1973
)
Литература
-
Mila M.
Maderna musicista europeo. Torino: G. Einaudi, 1976
-
Dalmonte R. Bruno Maderna: Biografia e catalogo delle opere. Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 1986
-
Fearn R. Bruno Maderna. Chur; New York: Harwood Academic Publishers, 1990
-
Verzina N. Bruno Maderna : etude historique critique. Paris: L’Harmattan, 2003
-
Bruno Maderna, studi e testimonianze/ Rossana Dalmonte, Marco Russo, eds. Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2004
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
-
(Дата обращения: 28 октября 2011)
-
(Дата обращения: 28 октября 2011)
-
(Дата обращения: 28 октября 2011)
-
на сайте IMDB