Книга Небесной Коровы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Не называй её небесной» — романс М. И. Глинки на стихотворение Н. Ф. Павлова . Написан в 1834 году в Москве.
В июне 1834 года Глинка приехал из родного Новоспасского в Москву, где остановился у своего давнего приятеля Н. А. Мельгунова , писателя и литературного критика . В своих «Записках» (1855) композитор вспоминал: «В мезонине жил Павлов (автор впоследствии известных повестей); он дал мне свой романс: „Не называй её небесной“» etc., незадолго им сочинённый, который я положил на музыку при нём же" .
Автограф романса не сохранился. Впервые он был опубликован в первой тетради «Романсов и песен М. И. Глинки», которые Мельгунов издавал в Москве в 1834—1836 годах . В 1855 году Глинка оркестровал романс для Д. М. Леоновой (известно, что первоначально он хотел поручить инструментовку Отто Дютшу , однако по причине некоего недоразумения Дютш отказался и Глинка выполнил её сам ). Позднее романс был переиздан Ф. Т. Стелловским .
Она безгрешных сновидений
Тебе на ложе не пошлет,
И для небес, как добрый гений,
Твоей души не сбережет;
С ней мир другой, но мир прелестный;
С ней гаснет вера в лучший край…
Не называй ее небесной
И у земли не отнимай!
Форма романса сочетает куплетное построение с трёхчастной структурой . Разнообразие музыкального материала достигается за счёт постоянных вариационных изменений как в вокальной партии, так и в аккомпанементе. М. А. Овчинников , называя романс «гимном земной красоте», отмечает, что тема любви в нём воспевается не в традиционных «патетически-страстных» тонах (они возникают лишь в средней части — «Вглядись в пронзительные очи…» — на фоне взволнованного триольного аккомпанемента), а в «эфирной», полной возвышенных чувств музыке .
Г. А. Ларош относит романс «Не называй её небесной» к «посредственным», видя в нём явные следы итальянского влияния . Известно, однако, что ещё при жизни композитора романс пользовался большой популярностью; так, биограф Глинки С. А. Базунов пишет, что он произвёл фурор и упрочил за Глинкой «славу неподражаемого романсиста» .
Глинка, обладавший хорошим голосом, нередко сам исполнял свои романсы, в том числе и «Не называй её небесной» . А. Н. Серов , восхищавшийся его исполнительским мастерством, посвятил целую страницу своих «Воспоминаний о М. И. Глинке» рассказу о том, как Глинка пел именно этот романс. В числе прочего Серов писал: «Это был истинный порыв пылкой влюблённости в чарующую чувственную прелесть женщины. Это было так же тепло и страстно, так же неподражаемо изящно, как колорит в какой-нибудь тициановской Венере» .
В числе исполнителей романса в разные годы были Л. Е. Неверов, Н. Л. Дорлиак , Э. Е. Андреева , Ж. Г. Рождественская и др.