Татарское название села
тат.
Арыслан
. Существуют 2 версии происхождения названия села:
Одного из первых переселенцев-основателей села звали Арыслан, отсюда произошло русифицированное в дальнейшем название селения (
тат.
Арыслан
— мужскоё имя встречаемое часто у
татар-мишарей
так, в
материалах ревизии
от 1834 года есть некий Габбас Арысланов (1744—1824), сын Арыслана +
тат.
авыл
— село, деревня)
;
Одна из скал («Араслановская», местное название «Өй-таш») на окраине села, ниже по течению реки, с определенной точки наблюдения напоминает огромного льва, лежащего и пьющего воду из реки (
тат.
арыслан
— лев
). Предположительно, отсюда и произошло русифицированное название основанного рядом селения. Местное же название скалы, объясняется наличием в ней пещеры (
тат.
өй
— дом,
тат.
таш
— камень, скала). Кстати, многие авторы скалу «Араслановская», примыкающую к реке, ошибочно называют «Роговик». Хотя скала-останец «Роговик» находится чуть выше по течению в сторону села и к реке не примыкает и при взгляде на неё со стороны села напоминает голову носорога с рогом.
Более древнее название села
Кучум
, возможно от «
күчү»
— переселяться, переезжать.
.
С начала XVII века эти территории начали активно заселяться
гайнинцами
после потерь своих вотчинных земель в
Прикамье
. В связи с
освоением Сибири
Ермаком
и последующим началом промышленного освоения Урала, происходили массовые переселения, оседания и образования селений русских, татар и представителей других национальностей на территории, принадлежащие до этого гайнинцам и упейцам, в результате со временем численность приезжих этносов превысило численность упейцев, которые остались в меньшинстве
. Земли упейцев стали зажаты с одной стороны владениями заводов (Михайловский, Верхне- и Нижнесергинские), а с другой — поселениями переселенцев. Это приводило к
ассимиляции
упейцев, которые, возможно в силу схожих языковых и бытовых обычаев более сильнее перемешивались с татарами, либо были
крещены
.
В начальный период
кантонной системы управления
село относилось к 5-му
юрту
Второго кантона
Башкиро-мещерякского войска
. По данным ревизии 1834 года, в селении проживали
тептяри
, в 45 дворах было зафиксировано 120 душ мужского пола и 124 женского пола. Жители владели 92 730
десятинами
земли, что в 26 раз превышало установленную норму для данного сословия. Причину этого
А. З. Асфандияров
, считает то, что несмотря на отношение жителей села к тептярям и
служилым татарам
, башкиры-упейцы припустившие их на свои
вотчины
оставались владельцами грамот на владение своих обширных земель
. Об этом свидетельствуют, также архивные данные по соседнему селу Шемахе, когда принадлежащие им свои вотчинные земли на левом берегу Уфы упейцы сдавали в аренду за плату приезжим крестьянам, а те пускали жить и других переселенцев (то есть принадлежность права на землю упейцам не означает что они сами эти земли возделывали и жили на ней)
:
«…земли сии Унейскими башкирцами с издавна уступлены к проданным ими в 1756 году землям правого берега Уфы, и жители
Сорокинской Пристани
пользовались ими с давних времен, и гораздо раньше 1756 года без всякого со стороны чьего-либо помешательства»
—
Государственный архив Свердловской области. Фонд 24. Опись 23. Дело 5170. Лист 330
По материалам ревизии 1859 года, в селении при 63 дворах проживало 189 мужчин и 192 женщины, жители села названы
припущенниками
, то есть безземельными переселенцами, селившимися на землях, принадлежавших башкирским общинам
. В «Этнографической карте Европейской России» (1851 г.)
П. И. Кеппена
, село было отмечено под названием Арасланкова
, а в «Этнографической карте Европейской России» (1875 г.)
А. Ф. Риттиха
— под названием Арасланова
. Карты составлены на основе статистических данных, в том числе материалов ревизии, списков населённых мест и т. д. В обеих картах село указано как населённое башкирами
. Местность возле селения закрашена как принадлежавшая башкирам. Но в результатах более поздних переписей населения, население села считается
тептярями
и
татарами
. Село отмечено как Арасланова и на «Карте земель Оренбургского, Уральского и Башкирского казачьих войск в 1858 году» в «Атласе земель иррегулярных войск»
.
Первоначально селение располагалось в 1-1,5 км юго-западнее от современного месторасположения, у устья реки
левого притока
реки Уфа
.
В окрестностях села в пещерах скалы
Яманташ
(
тат.
«яман»
— плохой, обманчивый) обнаружены и исследованы наскальные рисунки, датированные поздним железным веком
Араслановская писаница
.
Административно-территориальное обустройство
В связи с неоднократным изменением административных границ субъектов России, селение в разные годы входило в состав разных административно-территориальных единиц:
До революции в селе действовала
мечеть
с
медресе
при ней. В постсоветское время возрождена работа мечети. В 1928 г. было начато строительство здания школы и закончено в 1931 г.
По настоящее время ведётся обучение в средней общеобразовательной
школе
в деревянном здании, дополненном в последующие годы пристроями. Название школы изменялось несколько раз с момента основания: Араслановская татарская начальная школа (1931-1937 гг.), Араслановская татарская семилетняя школа (1937-1942 гг.), Араслановская татарская начальная школа (1942-1951 гг.), Араслановская татарская семилетняя школа (1951-1961 гг.), Араслановская татарская восьмилетняя школа (1961-1964 гг.), Араслановская средняя школа (1964-1995 гг.), муниципальное учреждение образования «Араслановская средняя общеобразовательная школа» (1995-2000 г.г.), муниципальное общеобразовательное учреждение «Араслановская средняя общеобразовательная школа» (2000-2011 гг.), муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Араслановская средняя общеобразовательная школа» (с 2011 г.)
.
Занятость населения
Основной деятельностью населения села было
сельское хозяйство
. Входило в состав Шемахинского совхоза как Араслановское отделение. Выращивались кормовые, зерновые и овощные
культуры
. Велось животноводство (мясо-молочное
скотоводство
,
пчеловодство
). При этом, только в этом отделении во всем Нязепетровском районе, в 70-80-е годы XX века были
орошаемые
поля
и выращивались овощные культуры (
картофель
,
кочанная капуста
,
морковь посевная
,
свёкла обыкновенная
), которые использовались для нужд района. Для системы орошения вода подавалась насосной станцией из реки Уфа по трубопроводу. Использовалась дождевальная система
механизированного типа орошения
с круговыми навесными дождевальными установками, прицепляемыми к тракторам
ДТ-75
. Так же существовала совхозная
пасека
. После распада
СССР
все это пришло в упадок и остались данные только в архивах и в старых номерах районных газет «Заря» и «Нязепетровские вести».
Население
Численность населения
2002
2010
886
↘
711
По данным
Всероссийской переписи
, в 2010 году численность населения села составляла 711 человек (351 мужчина и 360 женщин)
.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Араслановская средняя общеобразовательная школа»
Детский сад «Айгуль» (до 2013 г. — в деревянных строениях, с 2015 г. типовой блочный)
Дом культуры (до 2014 г. — деревянный, 1 января 2016 г. введён в эксплуатацию новый из пеноблоков)
Интересные факты
В селе имеется народный самодеятельный ансамбль «Ляйсан» (
тат.
) участвующая в межрегиональных и международных конкурсах в национальной татарской исторической аранжировке
.
На северной окраине села в настоящее время (2016 г.) находится
геоглиф
«СЛАВА ТРУДУ»
. Буквы высотой около 10 метров выложены на склоне из известняковых камней и побелены. Геоглиф создан был в 60-е годы XX века и представлял собой
барельеф
(головы, в профиль)
В. И. Ленина
, стилизованный контур
пионерского значка
, цифры двух годов (1917 и текущего года) и надпись «СЛАВА ТРУДУ». Барельеф был выполнен из красного кирпича (изображающие волосы, бороду и тени) и из известняка побеленного. Лицом был обращён на запад, при этом барельеф располагался в проекции продолжения улицы Ленина в селе. Правее (восточнее) барельефа расположены были надписи «СЛАВА ТРУДУ» и под ней по центру стилизованный пионерский значок в виде контура пятилучевой звезды и трех языков пламени, в центре которой цифра показывающая годовщину
Октябрьской революции
в текущем году. Все фигуры были выложены известняком и побелены. Правее от них так же были выложены цифры годов в 2 яруса, между которыми был выложен
серп и молот
. Ежегодно жителями села и учениками школы поддерживалось состояние геоглифа, подправлялись скатившиеся по склону камни, обновлялась побелка. После распада СССР элементы геоглифа пришли в упадок, уход остался только за надписью «СЛАВА ТРУДУ». Геоглиф виден как и с земли в зоне прямой видимости, так и на снимках со спутников, к примеру в «
Google Maps
» (прослеживаются все элементы геоглифа, а не только сохранившиеся в первозданном виде)
.
Галерея
Скала «Ѳй-таш» («Араслановская») с пещерой и за ней скала «Роговик»
Элемент «Араслановской писаницы»
«Голова шамана» на скале «Яман-таш» — естественная выемка в массиве скалы, напоминающая лицо человека
Дорога село Арасланово —
посёлок Арасланово
, на дальнем плане — участок Бардымского хребта
с. Арасланово, ул. Ленина
с. Арасланово. Советское прошлое
Деревянный свайный мост через реку Уфу, возводимый ранее ежегодно после весеннего паводка. 1958 г.
Топографические карты
Лист карты
O-40-XXXVI Нязепетровск. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1986-1991 год. Издание 1993 г.
Лист карты
O-40-143 Шокурово. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1991 год. Издание 1992 г.
Комментарии
Примечания
↑
(рус.)
. Челябинскстат. Дата обращения: 13 февраля 2014.
22 февраля 2014 года.
(неопр.)
.
Краеведческий портал Челябинской области
. Архивировано из
2 мая 2014 года.
(неопр.)
.
Весь Южный Урал
. Архивировано из
10 января 2014 года.
(неопр.)
.
По тропам Южного Урала
. Дата обращения: 21 июля 2009.
11 апреля 2008 года.
(неопр.)
.
GeoNames
.
24 февраля 2014 года.
(неопр.)
.
Путешествия по родному краю
. Дата обращения: 21 июля 2009.
23 февраля 2014 года.
(неопр.)
.
Уральские бродяги (Путешествия по Каменному Поясу)
.
2 мая 2014 года.
Рельеф Челябинской области
//
/ сост. Ф. Я. Кирин. — Челябинск: ЮУКИ, 1964. — С. 5—32.
8 июля 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 8 июля 2013 года.
(неопр.)
.
Особо охраняемые природные территории Челябинской области
. Архивировано из
13 апреля 2014 года.
(неопр.)
.
Постановление Законодательного Собрания Челябинской области
.
13 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
Особо охраняемые природные территории Челябинской области
. Архивировано из
13 апреля 2014 года.
(неопр.)
.
Постановление Законодательного Собрания Челябинской области
.
13 апреля 2014 года.
(неопр.)
.
Особо охраняемые природные территории Челябинской области
. Архивировано из
13 апреля 2014 года.
(неопр.)
.
Постановление Законодательного Собрания Челябинской области
.
13 апреля 2014 года.
от 27 октября 2016 на
Wayback Machine
, 05.09.2012 г., «Нязепетровские Вести» (архив газеты).
от 27 октября 2016 на
Wayback Machine
, 02.04.2016 г., Зульфия Хакимова, «Нязепетровские Вести».
от 27 октября 2016 на
Wayback Machine
, 08.10.2016 г., Зульфия Хакимова, «Нязепетровские Вести».
от 27 октября 2016 на
Wayback Machine
, 26.10.2016 г., «Нязепетровские Вести».
от 27 октября 2016 на
Wayback Machine
, 10.06.2015 г., Зульфия Хакимова, «Нязепетровские Вести».
↑
от 18 октября 2016 на
Wayback Machine
, 13.10.2016 г., Татьяна Снегирёва, «Нязепетровские Вести».
, Онлайн карта Google Maps в режиме 3D при масштабе 50 м : 2 см.
Литература
История башкирских родов. Том 18 (Кошсо, Сызги, Упей: (сборник документов и материалов)). / С. И. Хамидуллин, Б. А. Азнабаев, И. З. Султанмуратов, И. Р. Саитбатталов, Р. Р. Шайхеев, Р. Р. Асылгужин, А. М. Зайнуллин, В. Г. Волков, А. А. Каримов. — Уфа:
ИИЯЛ УНЦ РАН
; Уфимский полиграфкомбинат, 2016. —
ISBN 978-5-295-06528-6
.
Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (
ВЦИК
) от 17 января 1934 года «О разделений Уральской области».