Гринберг, Михаил Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Львович Мугинштейн (Михаил Лейбович , род. 31 января 1949 , Свердловск ) — российский музыковед , историк, теоретик оперы и музыкальный критик. Заслуженный деятель искусств России (2004).
Михаил Мугинштейн в 1972 году окончил Уральскую консерваторию (в 1976 – аспирантуру, кандидат искусствоведения), где работает на кафедре истории музыки (1972 - 2012, преподаватель, доцент, профессор). Основатель и директор Центра музыкального театра (1991, Гуманитарный университет, Екатеринбург), член Комиссии музыкального театра СТД России (1991—1996). Как критик анализирует спектакли ведущих фестивалей и театров России и Европы («Музыкальная академия», «Культура», «Литературная газета», «Мариинский театр», «Независимая газета» и др.), в еженедельнике «Экран и сцена» ведет постоянную колонку «Пора нам в оперу» (1990—1993). Эксперт-обозреватель в передачах телеканала «Культура» «Контекст», «Наблюдатель» (с 2011). Инициатор создания и председатель жюри Российской оперной премии «Casta Diva» (с 1996). Награда отмечает событийные работы театров, вклад выдающихся деятелей, определяет лауреатов, ставших заметным явлением искусства. Профессор РАТИ-ГИТИСА (2009 - 2013). Председатель Экспертного совета конкурсов на соискание Премии СТД РФ имени Б.А.Покровского (2009 - 2019). Помощник директора по творческим вопросам Московского театра Новая Опера имени Е.В.Колобова (2013 – 2021 ).
Один из ведущих российских историков и теоретиков оперного искусства, Михаил Мугинштейн – автор публикаций (более 200) в российских и зарубежных изданиях, в т.ч. – фундаментальной «Pipers Enzyklopädie des Musiktheaters» (München; Zürich, 1997). Редактор-составитель научных сборников, вызвавших резонанс: «Проблемы истории австро-немецкой музыки» (М.: 1983) и серия «Музыка — Культура — Человек» (М.: 1988—1991). В диссертации «Переменность драматургических функций фона в опере-драме» (1976) предложил новый метод анализа оперной драматургии. Активно выступает с докладами в России и за рубежом на темы оперы и музыкального театра. Показательны лекции на Лаборатории режиссеров СТД РФ (с 2005), посвященные типам режиссерского театра начала XXI века. Сочетая традиционные методы с новыми (видео и др.), ученый и критик разрабатывает передовую систему комплексного подхода к опере. Главный принцип исследования – пройти путь от произведения к спектаклю, услышать интервал между сочинением и его интерпретацией. Цель – представить оперу не просто жанром музыки или театра, но самостоятельным видом искусства и феноменом культуры. Для объемного, гуманитарного понимания специфики оперы, ее сложной, разнообразной жанровой типологии, истории и теории оперы, драматургии, композиции и воплощения Мугинштейн организует Центр исследования музыкального театра, который ведет интенсивную культурную и научно-критическую деятельность. К 400-летию оперы (2000) выступает в 1990-е в ряде городов России с авторскими научно-образовательными программами («Современный музыкальный театр», «Шедевры мировой оперы», «400 лет оперы» и др.), получившими заметный отклик общественности и прессы. Параллельно организует клубы «Опера» (1991, Екатеринбург, 2007, Москва). Именно здесь его программы (лекции с видеопросмотрами) отчетливо выявляют феномен оперы в индивидуальном почерке – единстве науки и искусства. Структурное мышление, охват оперного глобуса в истории и современности сочетаются с художественными импровизациями на избранную тему: «кентавр» логики и фантазии вводит оперу в контекст культуры и духовной жизни. Это присуще и выступлениям Мугинштейна на канале «Культура».
В центре деятельности опероведа (см. Примечания) – создание трехтомной «Хроники мировой оперы. 1600 – 2000. 400 лет — 400 опер — 400 интерпретаторов». 1-й том (1600 – 1850) номинировался на лучшую книгу года России (2005, Московская международная книжная ярмарка). Книга вбирает универсальное знание об опере: содержание, анализ, сведения о постановках, аудио и видеозаписях, композиторах, интерпретаторах. Развивая концепцию, автор делает электронную версию (2011), дополняющую книжное издание. Ноу-хау — современная методология, отвечающая сути оперы как музыкального театра: впервые произведение и его воплощение сводятся в одном гипертексте. Знание иллюстрируется фрагментами спектаклей – параллельный ряд раскрывает неповторимый синтез искусств, позволяя наслаждаться чувственной, гипнотической природой оперы. 2-й том «Хроники» (1851 – 1900) удостоен Гранта Президента Российской федерации (2012), третий (1901 – 2000) вышел из печати (2016). На базе этих книг, дающей новый подход в образовании, ученый разработал курс «История оперы и современный музыкальный театр». Лекции читаются в консерваториях и академиях Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Авторская энциклопедия Мугинштейна – первая российская энциклопедия мировой оперы. Это фундаментальная работа, дающая панораму оперной истории, систематизированной по хронологическому принципу. Кроме того, «Хроника мировой оперы» не только летопись этого искусства в его значительных образцах, но и живая картина музыкального театра XX – начала XXI века.
В 2020 «Хроника мировой оперы» получает продолжение и финальный выход в новой, 4-й книге тетралогии Мугинштейна – «Этюды к истории оперы». В центре «Этюдов» – вселенная оперы, ее магия. Определяются феномен оперной драматургии, ее важные явления. Исторические разделы концентрируют творчество 61 композитора – ведущих мастеров музыкального театра. В IV части «Критика» собраны статьи о театре конца XX – начала XXI века (1991 – 2010). Это свидетельства событий 400-летнего юбилея Оперы и ее исторического перехода в новую эру. Non finito посвящен остроактуальной проблеме авторства в современном режиссерском театре. Книга отражает композицию оперы в 4-х актах (три исторических и последний акт – критика) с теоретическим прологом, двумя интермеццо, увертюрой и Non finito.
Еще одно направление – работа в Новой Опере, которая дает театральный выход знаниям музыковеда. Он становится драматургом постановок: «Свадьба Фигаро» (2014), «Саломея» (2015), «Фауст» (2016), «Гензель и Гретель» (2017), «Поругание Лукреции» (2019).