Каменный крест (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«
Ка́менный цвето́к
» —
советский
фильм-сказка режиссёра
Александра Птушко
. Экранизация
уральских сказов
П. П. Бажова
.
Первый
полнометражный советский фильм, снятый на
многослойной цветной плёнке
.
Вышел в свет в 1946 году. Восстановлен в 1964 году
.
Дедушка Слышко рассказывает старую-старую сказку об удивительном резчике по камню. Ещё в детстве Данила-мастер обучился тайнам искусной обработки камня. Каждая его работа вызывает всеобщее восхищение, в том числе и у его невесты Катеньки. Но Данила не удовлетворён, он хочет достичь совершенства. Хозяйка Медной горы призывает мастера к себе в подземное царство, чтобы он создал каменный цветок, который будет неотличим от настоящего. Она полагает, что её красота, несметные богатства и возможность достижения высшего мастерства заставят Данилу забыть о мире людей и вечно находиться в её власти. Хозяйке не удаётся покорить сердце мастера, не удаётся и остановить поиски любимого Катей. Она пропускает Катю в своё царство, и благословляет влюблённых. Катя и Данила выходят на землю, а мастер уносит познанную им тайну камня.
Основой литературного сценария стали сказы из « Малахитовой шкатулки » Павла Бажова : «Медной горы хозяйка», «Две ящерки», «Каменный цветок», «Горный мастер» .
В начале работы художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников совершили ознакомительную поездку по Уралу с сопровождавшим их Бажовым, на основе чего родилась серия цветных эскизов: «Рубиновый грот», «Синий грот», «Хрустальный грот» и «Малахитовый грот». Костюмы и декорации были изготовлены на киностудии « Баррандов » (Чехословакия) , там же снимались пещерные интерьеры:
Впечатление длинного пути через подземные «залы» — лазуритовый, рубиновый, малахитовый, хрустальный — было достигнуто благодаря остроумному и экономному конструктивному решению. По рисункам художников на студии изготовили четыре декорационных фрагмента, в увеличенном виде имитирующих формы кристаллов различных минералов. Комбинируя их на передвижных (установленных на тележках) арках, дополняя мелкими деталями из стекла, целлофана , станиоли , меняя освещение и цветные фильтры, удалось снять наиболее насыщенный в цветовом плане эпизод.
— Тамара Тарасова-Красина, «Геннадий Мясников» 1986
Фильм снят на немецкой плёнке Agfacolor .
«Каменный цветок» имеет и достоинства и недостатки. Но с его выходом только дальтоникам будет непонятно, что цвет стал средством киноискусства навечно.
Вышел на киноэкраны СССР 28 апреля 1946 года . Лидер проката (1946, 1 место) — 23.17 млн зрителей. В том же году демонстрировался во Франции, Финляндии, Швеции, США, в 1947 году в Германии .
Фильм признан несомненной удачей советской кинематографии, а его авторы получили хвалебные отзывы в печати:
…попытка точно следовать литературному оригиналу могла бы привести к распылению материала, а как раз этой опасности им удалось избежать. Те основные темы, которые определяют внешнее и внутреннее движение фильма, разработаны тщательно, правдиво и художественно убедительно.
— Н. Калитин, « Комсомольская правда » 11 мая 1946
«Каменный цветок» прежде всего очень хорош именно как цветной фильм. Здесь дело не только в технике, которую надо признать высокой: сама палитра красок «Каменного цветка» и то, как она использована, свидетельствуют о тонком вкусе авторов картины и глубоко продуманном применении цвета. Насколько его мягкость и естественность радуют глаз в картинах уральской природы, настолько же впечатляет богатство красок в сценах ярмарки, свадьбы и особенно в подземных сокровищницах Хозяйки Медной горы.
— Михаил Львов, « Правда » 13 мая 1946