Гатри, Уильям Кит Чеймберс
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Уильям Чеймберс , также Чемберс ( англ. Sir William Chambers , 23 февраля 1723 , Гётеборг — 10 марта 1796 , Лондон ) — шотландский архитектор , декоратор и проектировщик мебели , создатель уникального стиля , соединяющего элементы рококо , раннего английского неоклассицизма и восточные мотивы.
Уильям Чеймберс родился в семье шотландского торговца , переселившейся в его детстве в Йоркшир , северная Англия . С 1740 года Чеймберс работал в Шведской Ост-Индской компании . В качестве служащего этой компании он объездил многие страны Европы и Дальнего Востока. Из поездки в Китай (1748—1749) Чеймберс привёз множество рисунков, акварелей и гравюр , в немалой степени способствовавших распространению моды на «китайский стиль», или шинуазри .
После возвращения в Европу Чеймберс с 1749 года учился архитектуре в Парижской школе изящных искусств у Жака-Франсуа Блонделя Младшего и Шарля Де Вайи . Следующие пять лет он провел в Риме , где изучал античное искусство и архитектуру эпохи Возрождения школы Браманте и Рафаэля. В 1755 году он вернулся в Англию и поселился в Лондоне, где занялся архитектурной практикой . В 1757 году по рекомендации лорда Бьюта он был назначен учителем архитектуры принца Уэльского, будущего короля Георга III . С 1761 года Чеймберс занимал неофициальный пост Приглашённого архитектора короля (Joint Architect to the King), а затем, с 1766 года вместе с Робертом Адамом , архитектором короля (неофициальный титул), возглавлял Управление работ (Office of Works), в 1769—1782 годах — был генерал-интендантом по строительству и контролёром по делам короля .
В последующие годы Чеймберс под влиянием творчества Роберта Адама и мастерской « Адельфи », а также, используя уроки Ш.-Л. Клериссо в Риме, обратился к эстетике неоклассицизма , или, как тогда его называли, стиля неогрек, помпейского, или этрусского, стилей.
В 1757 году Чеймберс опубликовал книгу «Чертежи китайских зданий» с изображениями садовых павильонов, мебели, экзотических костюмов и китайских садов (Designs of Chinese Buildings, Furniture, Dresses, Machines, and Utensils. To which is annexed, a Description of their Temples, Houses, Gardens, &c. 1757). Эта книга оказала влияние на многих английских художников «живописного стиля», или стиля « пикчуреск », а также на творчество Томаса Чиппендейла . В 1759 году Чеймберс опубликовал «Трактат о гражданской архитектуре» (переиздан в 1862 году).
В 1766 году Чеймберс был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук. В 1772 году он опубликовал диссертацию о восточном садоводстве (A dissertation on oriental gardening): причудливое изложение английских представлений того времени о стиле садоводства в Китае. Его более серьёзный и академический «Трактат о гражданской архитектуре» (A treatise on civil architecture in which the principles of that art are laid down and illustrated by a great number of plates accurately designed and elegantly engraved by the best hands), опубликованный в 1759 году, оказал влияние на многих британских строителей; он выдержал несколько изданий; наиболее известно издание 1862 года. В 1774 году Чеймберс вторично посетил Париж. Чеймберс стал личным архитектором Августы Саксен-Готской , принцессы Уэльской. Принцесса расширила Королевские ботанические сады Кью , где Чеймберс построил ряд сооружений ( Большую пагоду и другие). В 1776—1796 годах он возвёл новое здание Сомерсет-хауса в Лондоне .
10 декабря 1768 года была основана Королевская академия художеств . Чеймберс сыграл важную роль в событиях, приведших к основанию Академии; в протоколе Генеральной Ассамблеи Королевской академии от 14 декабря 1768 года записано: «Некоторое время ближе к концу ноября 1768 года г-н Чеймберс ожидая короля, сообщил, что многие известные художники вместе с ним очень желают создать Общество, которое должно более эффективно продвигать искусство рисунка». Он был назначен первым казначеем Академии .
Чемберс скончался в Лондоне в 1796 году. Он похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства . На его надгробии написано: «Сэр Уильям Чеймберс, рыцарь Полярной звезды, архитектор, генеральный инспектор работ Его Величества, умер 8 марта 1796 года в возрасте семидесяти четырёх лет» .
В своих рисунках и постройках Чеймберс свободного играл элементами «помпейского», «готического» и «китайского» стилей. Об этом художнике говорили, что он был первым англичанином, который не побоялся «соединить формы античной и китайской архитектуры» . В Англии неоготическое течение второй половины XVIII — начала XIX века называли « готическим возрождением » (Gothiс Revival) и придавали ему глубокий религиозный и мировоззренческий смысл. Однако не без влияния Чеймберса во многих английских интерьерах среднегеоргианского стиля (первой половины XVIII в.) можно видеть элементы неоготики в соединении с восточными. Именно в это время получают распространение мебель из бамбука и лаковые кабинеты «под Китай» (chinese), а также всё заметнее становилось влияние французского стиля рококо . Так французские рокайли в проектах Чеймберса и Чиппендейла соединялись с «китайщиной» и поэтому « стиль короля Георга II », или среднегеоргианский стиль (1727—1760), часто называют английским рококо, или «стилем Чеймберса» . После 1750 года, по возвращении из поездки в Италию, Чеймберс стал создавать ещё более эклектичный стиль , примешивая к помпейским и восточным мотивам римские, венецианские и даже французские элементы, чем подготовил наступление также эклектичного английского классицизма времени правления короля Георга III (1760—1820).
Русское издание трактата: «О китайских садах. Перевод из книги сделанной господином Чамберсом, содержащей в себе описание Китайских строений, домашних их уборов, одеяний, махин и инструментов» был издан в 1771 году в Санкт-Петербурге . Трактат способствовал увлечению «китайщиной» и романтической архитектурой при дворе императрицы Екатерины II , в частности появлению «игровых» сооружений Ю. М. Фельтена , «готических» и «китайских» построек в Царском Селе (1772—1786), возводимых А. Ринальди , В. И. Нееловым , Ч. Камероном . Этот перевод, несмотря на схожесть названия с последующей книгой Чеймберса «О восточном садоводстве» ( ), сделан с более ранней работы архитектора — , о чём свидетельствует полное название русского издания.