Бюст Антиноя Ландаунского представляет собой его классический идеализированный портрет в натуральную величину: молодое овальное лицо со строгими выразительными чертами, круглыми щеками, прямыми, расчерченными волосками бровями, крупным прямым носом, полными чувственными губами и крупным подбородком. Голова его слегка наклонена и повернута влево и вниз. Взгляд меланхоличный, грустный, задумчивый. На голове Антиноя — копна густых, пышных длинных крупнозавитых волос, собранных ниже затылка в узел. Лоб перетянут лентой (тэнией), которая пропущена под локонами назад, где завязана вокруг узла, а её концы художественно спускаются вперёд по обе стороны от шеи. Голова Антиноя украшена атрибутом Диониса — венком из плюща, листья и грозди ягод которого топорщатся в стороны над пышными кудрями
. Известно три типа
иконографии
Антиноя, выделяемых на основании строения причёски: основной,
мондрагонский
и египетский. Эта скульптура относится ко второму
.
История
После трагической гибели в 130 году н. э. своего
фаворита
и
возлюбленного
Антиноя
римский император
Адриан
(англ.)
(
. До самой смерти правителя в 138 году н. э. по всей стране создавались многочисленные скульптуры юноши. Часто это были портреты в образе какого-либо бога, особенно часто —
Диониса
, культ которого был связан со смертью и последующим воскрешением. Так, неизвестный римский мастер создал и эту скульптуру
.
В ходе реставрации в XVIII веке бюсту Антиноя были добавлены утраченные две ягодные грозди и несколько листьев в венке, части локонов на правом виске, нос, части губ и подбородка, а также торс. Некоторые исследователи предполагают, что вся голова является подделкой. Бюст сравнивают со скульптурными портретами
Антиноя Мондрагонского
,
Антиноя Браски
, Антиноем Якобсена и Антиноя Чатсуорта
.
В XIX веке во Франции бронзовые копии бюста Антиноя Лансдаунского были растиражированы литейными мастерскими
Фердинанда Барбедьенна
,
(англ.)
(
,
Виктора Пайяра
и другими. Делались также копии из гипса, терракоты и фарфора, как в натуральную величину, так и уменьшенные
. В 1882 году итальянский литейщик Леоне Клеричи создал скульптурный дуэт Антиноя Лансдаунского и Диониса из
Капитолийских музеев
, назвав её «Вакх и
Ариадна
». Такое сочетание набрало большую популярность
.
Примечания
↑
Chad Alligood.
(англ.)
// Anistoriton : Journal. — 2012—2013. —
Vol. 13
.
1 августа 2019 года.
↑
Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова.
// Римский скульптурный портрет. —
М.
:
Искусство
, 1975. — С. 58—59.
↑
Бритова Н. Н.
// Всеобщая история искусств / под ред.
А. Д. Чегодаева
. —
М.
: Искусство, 1956. — Т. 1. Искусство Древнего мира.
↑
.
Backe-Dahmen, Annika; Franken, Norbert.
:
[
нем.
]
. — Berlin : Staatliche Museen zu Berlin, 2005. — P. 12. — 47 p. —
ISBN 3-88609-495-2
.
Карл Вёрман
.
II. Искусство времен Римской империи. Скульптура
// История искусства всех времён и народов. —
СПб.
:
Просвещение
, 1919. — Т. 1.
.
The Principate of Hadrian
// Roman Sculpture: From Augustus to Constantine. — Cambridge University Press, 2015. — P. 249. —
ISBN 1108078109
,
ISBN 9781108078108
.
Catalogue of the celebrated collection of ancient marbles, the property of the most honorable the marquess of Lansdowne. London: Christie, Manson & Woods. 1930-03-05
.
.
(англ.)
// LGBTQ working group. — Victoria and Albert Museum.
. Live auction 5081. Gipson's Grand Tour
(англ.)
.
Christie's
(16 ноября 2006). Дата обращения: 7 октября 2023.
(англ.)
.
Sotheby's
(8 сентября 2023). Дата обращения: 7 октября 2023.
. Accession number: 03/1471. Royal Academy of Arts
(англ.)
.
The Public Catalogue Foundation
. Дата обращения: 7 октября 2023.
. Museum number: M827
(англ.)
.
Sir John Soane's Museum
. Дата обращения: 7 октября 2023.
. Inventory number: Ag.639
(англ.)
.
The Museum of Fine Arts, Budapest
. Дата обращения: 7 октября 2023.
Live auction 5081. Gipson's Grand Tour
(англ.)
.
Christie's
(16 ноября 2006). Дата обращения: 7 октября 2023.
. Live auction 6171. Christie's Interiors
(англ.)
.
Christie's
(24 мая 2001). Дата обращения: 7 октября 2023.
(англ.)
.
Sotheby's
(11 июля 2007). Дата обращения: 7 октября 2023.
(англ.)
.
Cella Antiques.
. Дата обращения: 7 октября 2023.
(англ.)
.
Hassangallery.cn
. Дата обращения: 7 октября 2023.
[hhttps://www.christies.com/lot/lot-6188962 Bacchus and Ariadne]
. Live auction 17300. Interiors
(англ.)
.
Christie's
(29 января 2019). Дата обращения: 7 октября 2023.
Литература
Budde, Ludwig; Nicholls, Richard.
Cambridge. Fitzwilliam Museum. A catalogue of the Greek and Roman sculpture
(рус.)
. — Cambridge: The University Press for the Fitzwilliam Museum, 1964. — С. 68. — 139 с.
Raeder, Joachim.
Die statuarische Ausstattung der Villa Hadriana bei Tivoli. Europäische Hochschulschriften, Reihe XXXVIII Archäologie, Band 4. Verlag Peter Lang, Frankfurt am Main/ Bern 1983. 397 Seiten, 32 Tafeln.
(нем.)
. — Frankfurt am Main/ Bern: Verlag Peter Lang, 1983. — Vol. 4. — P. 31. — 397 p. — (Reihe XXXVIII Archäologie,). —
doi
:
.
(англ.)
/ Smith, A. H.. — London: Printed for private circulation, 1889.
Clairmont, C. W.
Die Bildnisse des Antinous
(нем.)
. — Rom: Schweizeriches Institut in Rom, 1966. — P. 16. — 62 p. — (Bibliotheca Helvetica Romana vi).
Meyer, Hugo.
Antinoos: die archäologischen Denkmäler unter Einbeziehung des numismatischen und epigraphischen Materials sowie der literarischen Nachrichten : ein Beitrag zur Kunst- und Kulturgeschichte der hadrianisch-frühantoninischen Zeit
(нем.)
. — München: Brill, 1991. — P. 116. — 278 p. —
ISBN 3770526341
.
Ссылки
. Accession Number: GR.100.1937
(англ.)
.
The Fitzwilliam Museum
. Дата обращения: 6 октября 2023.
(англ.)
.
The Fitzwilliam Museum
. Дата обращения: 6 октября 2023.
(англ.)
.
The Fitzwilliam Museum
. Дата обращения: 6 октября 2023.
. Collection: Fitzwilliam Museum, Cambridge
(англ.)
.
Virtual World Heritage Lab
. Indiana University. Дата обращения: 7 октября 2023.