Призрачная шестёрка
- 1 year ago
- 0
- 0
Шестёрка ( фр. Les Six ) — название группы французских композиторов в конце 1910-х и в начале 1920-х годов в Париже. Идейными вдохновителями «Шестёрки» считаются композитор Эрик Сати и литератор Жан Кокто . Название объединения, предложенное в 1920 г. музыкальным критиком Анри Колле , закрепилось в истории музыки. Участники «Шестёрки» неоднократно заявляли об условности объединения, об отсутствии общих для всех участников группы идеологических и эстетических принципов. «Шестёрка» просуществовала около 5 лет и осуществила несколько совместных творческих проектов; с середины 1920-х гг. композиторы работали автономно.
В группу входили Луи Дюрей (самый старший), Дариюс Мийо , Артюр Онеггер , Жорж Орик (самый молодой), Франсис Пуленк и Жермен Тайфер . Название группе Колле дал по аналогии с «пятёркой» ( фр. Les cinq ), как во Франции было принято называть композиторов Могучей кучки : статья Колле называлась «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати » ( фр. Les cinq russes, les six français et M. Satie ).
Смысл аналогии был в том, что композиторы Шестёрки, как и русские композиторы полувеком раньше, заявляли о своём намерении отстаивать национальную специфику музыкального языка против иностранных влияний — в данном случае, против позднего вагнерианства и шёнберговской атональности . [ источник не указан 182 дня ] Разных по творческим установкам композиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, а также воинствующее неприятие музыкального импрессионизма .
В своём отвращении ко всяким туманностям: расплывчатостям, прикрасам, убранствам, к современным трюкам, часто увеличенным техникой, тончайшие средства которой прекрасно знал, Сати сознательно от всего отказывался, чтобы иметь возможность как бы резать из цельного куска дерева , оставаться простым, чистым и ясным.
— Анри Колле , « Пять русских , шесть французов и Эрик Сати», 16 января 1920
Композитор Эрик Сати не без оснований считался старшим товарищем и идейным вдохновителем Шестёрки, и ранее, в 1918 г., именно Сати намеревался создать под своим руководством группу композиторов, которая должна была называться «Новые молодые» ( фр. Les Nouveaux Jeunes ). Так, ещё в июне 1917 года (почти за четыре года до манифеста «Шестёрки») под эгидой Эрика Сати в Париже состоялся совместный концерт, включавший в себя сюиту из балета « Парад » (Сати), фортепианное трио Жоржа Орика и «Колокола» Луи Дюрея . В разных комбинациях имён и сочинений такие концерты происходили регулярно. Однако затем разнообразные личные обстоятельства и конфликты этому помешали, и роль идейного вдохновителя молодых композиторов перешла к Жану Кокто , который, по мнению некоторых специалистов, и инспирировал статью Колле . При этом практически все члены группы «Шести» неоднократно в своей жизни заявляли о некоторой условности этого объединения, сделанного в чисто рекламных, газетных целях. Так, «по чистой случайности» в группу не были «посчитаны» Жак Ибер , Жан Винер и .
Вот что спустя тридцать лет (в 1949 году ) писал об этом один из основных участников «Шестёрки», Дариус Мийо :
… Анри Колле совершенно произвольно выбрал шесть имён: Орика, Дюрея, Онеггера, Пуленка, Тайефер и моё собственное, просто потому, что мы знали друг друга, были добрыми товарищами и фигурировали в одних и тех же концертных программах, — не подумав о том, что у нас совершенно разные темпераменты и никакого сходства в натурах! Если Орик и Пуленк в целом разделяли идеи Кокто, то Онеггер тяготел к немецкому романтизму, а я — к средиземноморской лирике. Я решительно отвергал всякую общность эстетических теорий и рассматривал их как ограничение, как неразумные путы, тормоз, сковывающий воображение художника, который должен находить для каждого своего нового произведения свои (и подчас даже противоположные) средства выражения. Однако, дело было сделано и сопротивляться стало бесполезно! Статья Колле получила настолько широкую известность, что группа «Шести» была создана и я входил в неё вне зависимости от того, хотел я этого или нет. А так как это уже состоялось, мы и решили давать «Концерты Шестёрки»…
— Milhaud D. "Notes sans Musique"
Совершенно в том же духе высказывал своё мнение и другой яркий участник группы, Франсис Пуленк :
Ещё несколько слов о «Шестёрке»… Эта группа при своём возникновении во время войны не имела никаких иных целей, кроме чисто дружеского, а совсем не идейного объединения. Потом, понемногу, у нас сложились также и общие идеи, крепко связавшие нас, такие, как, например — неприятие всего расплывчатого ( антиимпрессионизм ), возврат к мелодии и контрапункту , к чёткости, простоте и так далее…
— Poulenc Fr. "Entretiens avec Claude Rostand"
Но решительнее и раньше всех формулирует своё отношение к «общим принципам» и идеологии «Шестёрки» самый независимый и самостоятельный из её участников, Артюр Онеггер . Он всегда стоял несколько особняком от своих приятелей по «Шестёрке» как по творческой манере, так и по своему характеру, а его личные отношения с Эриком Сати отличались подчёркнутой отстранённостью и дистанцией. Ещё в 1924 году он высказал в своей статье, отвечающей на рецензию в « The Times » всего несколько слов, полностью отражающий его отношение к группе, участником которой он сам являлся:
…наша группа — это ассоциация не единомышленников, а друзей, так что «Петух и Арлекин» Кокто никогда не был нашим общим знаменем. У нас не было и нет никакой единой эстетики!
На первых порах из всей музыки старшего поколения члены «Шестёрки» признают для себя ценным творческое наследие всего двух композиторов — Игоря Стравинского , которого они называют не иначе, как «Царь Игорь» или «Великий Игорь») и Эрика Сати , с которым у большинства из них сложились свои особые, часто очень сложные и даже конфликтные отношения. Сати называют «аркейским мудрецом» или «ехидным учителем». Сначала его «сюрреалистический балет» « Парад » (1917), в сопровождении исторической программной статьи Гийома Аполлинера «Новый дух» — это хлёсткий манифест примитивизма , вызвавший грандиозный скандал, а затем кантата « Сократ » (1918), один из первых образцов неоклассицизма , два этих произведения в целом определили спектр направлений творчества членов «Шестёрки». Ещё одним из ярких увлечений, повлиявших на молодых композиторов группы, стал американский джаз , проникший во Францию после 1918 года (единственным из «Шестёрки», кто избежал этого влияния — был Дюрей ).
Поскольку Шестёрка чувствовала себя свободной от своей доктрины и была исполнена восторженного почитания к тем, против кого выставляла себя в качестве эстетического противника, то и никакой группы она не составляла. Ведь у всякой группы помимо её желания есть некая общая тенденция: у нас она заключалась в переходах от барабана к флейте и от флейты к барабану, в восстановлении авангардной роли чисто французских черт в музыке. « Весна священная » произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов и необъяснимым образом в его произведениях даже чувствовалось влияние Эрика Сати.
— Жан Кокто , «к юбилейному концерту Шестёрки в 1953 году»
Однако на протяжении почти десятка лет Жан Кокто , фактически независимо от членов «Шестёрки» продолжал активно продуцировать идеологию этой наполовину воображаемой группы. Почти дословно повторяя легендарный тезис Сати об утилитарном значении музыки, которая « …должна быть незаметной, как обои, и удобной, как мебель в комнате », Кокто восклицает: « Музыка не всегда бывает гондолой…, иногда она должна становиться стулом ». И это не просто эпатаж , но идеологический тезис, согласно которому музыка должна опуститься до повседневности в противовес выспренному и возвышенному отношению старшего поколения к назначению искусства. « Нам нужен музыкальный хлеб! » — требует Кокто. И Дариус Мийо в своих «Этюдах» почти дословно повторяет его слова: « Хлеба вместо ананасов ! », словно напрямую отвечая изысканным откровениям Игоря Северянина .
Совместные акции «Шестёрки» были немногочисленны. В 1921 г. они опубликовали «Альбом Шестёрки» ( фр. L'Album des six ) — сборник из шести пьес для фортепиано соло, включавший произведения всех шести композиторов. В том же году пять композиторов из шести (кроме уехавшего в тот момент из Парижа Дюрея) написали музыку балета « Новобрачные на Эйфелевой башне » ( фр. Les Mariés de la Tour Eiffel ) по либретто Кокто: по две части написали Орик (в том числе увертюру), Тайфер и Пуленк, три — Мийо, одну (Траурный марш) — Онеггер. Балет был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Ballets suédois» 18 июня 1921; текст читали Жан Кокто и Пьер Бертен.
В дальнейшем авторы Шестёрки работали индивидуально и встретились все вместе только спустя тридцать лет.