Князев, Евгений Акимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Герасим Князев (ум. 1829) — архимандрит, настоятель Симонова монастыря Московской епархии Русской православной церкви .
Герасим Князев происходил из купцов и « словесным наукам не обучался ». С 1791 года он был игуменом Николаевского Моденского монастыря Новгородской епархии РПЦ, а 19 мая 1795 года был переведен в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь с возведением в сан архимандрита .
В 1805 году Герасиму и будущим по нем архимандритам были присвоены все отличия при священнослужении, какие присвоены Кирилло-Белоозерскому архимандриту .
В 1806 году ему было дано право носить на скрижалях мантии икону Благовещения и Тихвинскую икону Богоматери и совершать богослужение во всем подобно архимандриту Полтавского Крестовоздвиженского монастыря .
15 февраля 1810 году Герасим был переведен в Симонов монастырь города Москвы с сохранением всех прежде полученных им преимуществ. В 1812 году, во время вторжения наполеоновских войск в пределы Российской империи Герасим проявил особую распорядительность в деле спасения не только церковного имущества Симонова монастыря, но и сокровищ других монастырей и Успенского собора, отправленных им в Вологду .
В 1813 году он был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени, в 1816 году орденом Святого Владимира 2-й степени .
В 1821 года Герасим был уволен на покой и умер 6 июня 1829 года. Он был погребен в Симонове монастыре, за алтарем Успенского собора .
Герасим пользовался в Москве популярностью среди купечества. Он держался строго охранительного направления и сплачивал около себя всех противников сомнительных, с православной точки зрения, новшеств. « Добренькие сыны Греко-Российской Церкви », по словам Герасима, в смущении духа приносили к нему « новопечатные книжки, и плакали и горевали », говоря: « смотрите, батюшка, что ныне печатают ». В число этих книг попали не только мистические книги вроде « Таинства Креста », но и « Мученики » Шатобриана. Печалясь о том, что враги Церкви « из сих овечек стада Христова утаскивают к себе », Герасим обличал еретиков и вольнодумцев в донесениях, которые он подавал высшим властям, митрополитам Амвросию и Серафиму, а через Юрьевского архимандрита Фотия и самому « великому слуге Божию » графу Аракчееву .
Герасим пользовался особым расположением Фотия . « Возлюбленный о Господе брате, рабе верный Христов и сподвижник, отче преподобный Герасим ,» — писал Фотий Герасиму после « падения » министра духовных дел князя А. Н. Голицына , — « знаю, что ты, яко Савва Освященный, ревновал, ревнуешь за Св. Церковь и за Св. Веру; сладко мне слышать твои слова и подвиги; порадуйся, старче преподобный! министр наш один Господь Иисус Христос во славу Бога Отца » .
Люди противоположных взглядов не стеснялись в своих отзывах о Герасиме и его « овечках ». Невзоров « добреньких овечек» Герасима называл «богатыми торгашами, во время войны нажившими от крови и слез миллионы », а его самого причислял к духовным лицам, которые « любят быть на свадьбе в Кане и попировать в Вифании, а от Голгофы прочь » .