Interested Article - Панхром

Слово «PAN» в названии фотоплёнки « Ilford PAN F» говорит о панхроматической сенсибилизации эмульсии

Панхром — торговое название панхроматических чёрно-белых фотоматериалов , обладающих светочувствительностью ко всему видимому излучению вплоть до 700 нанометров . Естественная чувствительность любых фотоматериалов лежит в коротковолновой сине-фиолетовой части видимого спектра , а также невидимых ультрафиолетовых лучей . Это объясняется свойствами галогенидов серебра , граница спектральной чувствительности которых соответствует 520 нанометрам . Для придания чувствительности к остальным цветам видимого спектра необходима оптическая сенсибилизация .

Описание

Ранние фотопроцессы, такие как дагеротипия , калотипия , и коллодионный воспроизводили окрашенные предметы на чёрно-белом снимке искажённо из-за узкой спектральной чувствительности. Красные объекты получались на снимке чёрными, а синие — практически белыми. Так же отображают окружающие предметы и современные желатиносеребряные фотоэмульсии , несенсибилизированные к длинноволновым излучениям видимого спектра. Это накладывает определённые ограничения при съёмке: например, в пейзажах практически невозможно отобразить небосвод, получающий наибольшую экспозицию за счёт совпадения цвета с максимумом чувствительности. Фотохудожники XIX века были вынуждены пользоваться сложными технологиями комбинированной фотопечати , чтобы объединить изображения с разных негативов для получения облаков на снимке . В раннем кинематографе из-за неравномерной спектральной чувствительности киноплёнки использовали специальный грим , чтобы устранить искажения, возникающие при портретной съёмке актёров . В противном случае розовые губы получались на экране чёрными, а голубая радужная оболочка — белёсой .

Панхроматические фотоматериалы устранили все эти проблемы за счёт равномерной чувствительности ко всем цветам. Первые сорта таких фотопластинок появились в продаже после 1906 года, благодаря изобретению Бенно Гомолкой красного сенсибилизатора пинацианола . Появление первых практически пригодных технологий цветной фотографии « Автохром » и цветного кино « Кинемаколор » также связано с появлением панхроматических эмульсий, поскольку до этого красную составляющую цветоделённого изображения было невозможно зафиксировать. Однако, полный переход фото- и киноиндустрии на панхроматические сорта произошёл позднее, в 1930 годах, поскольку более дешёвые ортохроматические фотоматериалы были уже привычны и позволяли вести лабораторную обработку при красном неактиничном освещении, визуально контролируя степень проявления. Панхроматические материалы можно обрабатывать только в полной темноте.

Вместе с тем, панхроматические эмульсии позволили использовать искусственное освещение лампами накаливания , жёлто-оранжевый свет которых был почти неактиничным для ортохроматических фотоматериалов. При таких источниках света добавленная чувствительность составляет 150—200% по сравнению с несенсибилизированными эмульсиями . Все современные негативные и обращаемые чёрно-белые фото- и киноплёнки относятся к панхроматическим и изопанхроматическим сортам, и поэтому на их названии это никак не отражается. В первые десятилетия после появления панхроматические сорта обязательно содержали слова «Панхром», «Pan» или «Panchromatic». Изопанхроматические фотоматериалы отличаются более высокой светочувствительностью в зелёной области спектра, в которой у панхроматических чувствительность понижена .

См. также

Примечания

  1. , с. 232.
  2. , с. 104.
  3. , с. 99.
  4. Erin Foster. (англ.) . Film Stock . Film Reference. Дата обращения: 6 марта 2016. 9 декабря 2015 года.
  5. (англ.) . DPTips-Central. Дата обращения: 2 марта 2016. 21 марта 2016 года.
  6. , с. 60.

Литература

  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 447 с.
  • А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1990. — С. 103—104. — 256 с. — 50 000 экз. ISBN 5-210-00390-6 .
  • Фомин А. В. Глава II. Химическое действие света // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 57—62. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2 .
Источник —

Same as Панхром