Волынкин, Иван Кириллович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Кири́ллович Пархо́менко ( 19 июля 1870 — 21 января 1940 ) — русский советский художник , автор уникальной портретной галереи писателей России, насчитывавшей свыше 90 полотен, в том числе Л. Н. Толстого , И. А. Бунина , А. И. Куприна , Л. Н. Андреева , А. А. Блока .
После 1917 года художник пополнил её портретами A. Серафимовича , Д. Бедного , Д. А. Фурманова , Л. М. Леонова и других, в общей сложности, ещё примерно 30 картинами, представив, таким образом, на холсте практически всю русскую литературу конца XIX — первой трети XX столетия.
Родился 19 июля 1870 года в селе Машево Новгород-Северского уезда Черниговской губернии .
Художественное образование получил в Киевской рисовальной школе (ученик Н. Н. Ге ), в петербургской Академии художеств (ученик И. Е. Репина ), в парижской (ученик Ж. П. Лоранса ). Отличался редкой манерой письма — без контура, сразу клал мазки.
В 1908 году , вернувшись из Парижа в Петербург , приступил к созданию натурной портретной галереи русских писателей — Вячеслава Иванова , А. И. Куприна , А. М. Ремизова , В. В. Розанова , И. С. Рукавишникова , С. М. Городецкого , Т. Л. Щепкиной-Куперник и других, большая часть которой в настоящее время находится в Государственном Литературном музее Москвы .
Одновременно И. К. Пархоменко была создана галерея портретов политических и государственных деятелей России того времени: С. Ю. Витте , Н. А. Маклакова , П. Н. Милюкова , В. И. Ленина , Ф. Э. Дзержинского , А. В. Луначарского , С. М. Буденного , В. К. Блюхера и других.
Как «художник Кремля» он много видел, знал, подмечал и, будучи истинным реалистом, никогда не упускал мельчайших деталей правящего облика эпохи, что в значительной мере послужило причиной его ареста в 1928 году . В Бутырской тюрьме коммунистический режим обернулся для И. К. Пархоменко уже совсем другими лицами, которые он также стремился запечатлеть на холсте ли, картоне ли или клочке серо-жёлтой бумаги. Его мастерство живописца пригодилось и там: уголовники не менее большевистских вождей хотели иметь свои портреты.
В 1930 году И. К. Пархоменко был выпущен на свободу. Ему предложили уехать на Украину и написать там портреты местной руководящей элиты. Поселившись в феврале 1931 года в Харькове , являвшемся тогда столицей Украины, художник начал новую украинскую портретную галерею, позировать для которой стали: председатель СНК УССР В. Я. Чубарь , генеральный секретарь ЦК КП(б)У С. В. Коссиор , председатель ВУЦИКа Г. И. Петровский , наркомы Украины А. М. Дудник, Н. А. Скрыпник и т. д.
Параллельно живописец работал над портретами украинской интеллигенции: писателя А. В. Головко , художника , поэта П. Г. Тычины и других.
Украинский период был последним в творчестве И. К. Пархоменко. В конце тридцатых годов он из-за болезни вынужден был вернуться в Москву, где и умер 21 января 1940 года .
После его смерти осталось большое литературно-художественное наследие: воспоминания «О том, что было», «О себе и о своём деле», «Случаи», многочисленные очерки и рассказы, опубликованные в различных органах периодической печати, сборниках и книгах, например, «Три дня у Толстого» или «Как я писал портрет Ленина», два томика стихотворений, книгу «Свободная женщина» и главное — более 200 натурных живописных портретов русских и советских писателей, политических и государственных деятелей, военных, учёных, артистов
Обширно эпистолярное наследие художника, насчитывающее свыше тысячи писем, адресатами которых являлись И. Е. Репин , В. В. Розанов , А. С. Суворин , А. Кони , С. А. Венгеров , В. В. Вересаев , А. И. Рыков , А. С. Енукидзе и другие. И. К. Пархоменко вел многолетнюю переписку с Л. Н. и С. А. Толстыми, В. Г. Короленко , К. С. Баранцевичем , С. М. Городецким , К. В. Лукашевич , С. Д. Дрожжиным , которая в совокупности с другой корреспонденцией представляет собой ценный материал по истории России конца XIX — начала XX века.
Большая его часть в настоящее время хранится в архивах: Российском государственном архиве литературы и искусства , Государственном архиве Российской Федерации , Российском государственном архиве социально-политической истории , Архиве Российской Академии наук, Отделе рукописей Государственного музея Л. Н. Толстого, Архиве Академии художеств.
В свою очередь, живописные полотна И. К. Пархоменко находятся в России в составе следующих художественных собраний и фондов: Государственного литературного музея , Музея революции , Государственного исторического музея , Института мировой литературы им. А. М. Горького , в Государственном музее Л. Н. Толстого и в Доме-музее С. Д. Дрожжина. Хотя значительная часть работ была утрачена в революционные годы.