Штойбен, Фридрих Вильгельм фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Фридрих Вильгельм Фёрстер ( нем. Friedrich Wilhelm Foerster ; 2 июня 1869 , Берлин , Пруссия , — 9 января 1966 , Кильхберг (Цюрих) , Швейцария ) — немецкий философ , педагог и пацифист .
Был сыном астронома Вильгельма Юлиуса Фёрстера , директора Берлинской обсерватории и профессора Берлинского университета . Одним из его младших братьев был известный садовод Карл Фёрстер, другим — конструктор судов и начальник отдела судостроения компании HAPAG доктор Эрнст Фёрстер.
Изучал философию , экономику , этику и общественные науки во Фрайбурге и Берлине. В 1893 году написал докторскую диссертацию «Ход развития этики Канта до „Критики чистого разума“».
В 1898 году прошёл хабилитацию в Цюрихском университете с работой «Свобода воли и моральная ответственность. Социально-психологическое исследование» и занял место приват-доцента философии и моральной педагогики одновременно в университете и Швейцарской высшей технической школе Цюриха.
В 1913—1914 годах был экстраординарным профессором в Венском университете . В 1914 году получил место ординарного профессора в мюнхенском университете Людвига-Максимилиана , где преподавал педагогику и философию.
Фёрстер придерживался пацифизма, ориентированного на принципы международного права, выдвинутые Вудро Вильсоном , и на федерализм , основанный на идеях немецкого философа Константина Франца . Он скептически смотрел на немецкую политику во время Первой мировой войны — в первую очередь на милитаристскую позицию правящих кругов Германии, составляя редкое исключение в стране. В силу этого, а также из-за своих политических и этических взглядов он постоянно подвергался нападкам со стороны националистов . Когда он осмелился критиковать политику Бисмарка, это вызвало скандал в университете, и Фёрстер был вынужден взять отпуск на два семестра. Это время он провёл в Швейцарии , где углублённо изучал вопрос о причинах войны. Фёрстер был убеждён, что не последнюю роль в этом сыграл отказ Германии от договорённостей, достигнутых на Гаагской мирной конференции 1907 года , который в итоге обернулся её международной изоляцией. По возвращении Фёрстера из Швейцарии в 1917 году он выпустил несколько публикаций, где возложил ответственность за развязывание войны на правящие круги Германии и прежде всего Генеральный штаб . С этого момента националистические организации рассматривали Фёрстера как главного врага. В 1920 году Фёрстер опубликовал книгу Mein Kampf gegen das militaristische und nationalistische Deutschland («Моя борьба против милитаристской и националистической Германии»), после чего правые радикалы начали угрожать ему смертью. В 1922 году , после убийств Маттиаса Эрцбергера и Вальтера Ратенау , Фёрстер стал получать предупреждения об опасности, в связи с чем уволился из университета и уехал в Швейцарию. В 1926 году он переехал во Францию . Продолжая критиковать националистические круги, а позднее и крепнущий нацизм , Фёрстер стал главным интеллектуальным врагом нацистов.
После прихода нацистов к власти в 1933 году книги Фёрстера оказались в числе подлежащих сожжению 10 мая , и третья «огненная речовка» была посвящена лично ему: «Возвысим голос против уклонистов и политических предателей, отдадим все силы народу и государству! Я предаю огню сочинения Фридриха Вильгельма Фёрстера». В своей работе Die tödliche Krankheit des deutschen Volkes («Смертельная болезнь немецкого народа»), опубликованной в Швейцарии и Франции, он настойчиво предупреждал об опасности нацистского режима.
23 августа Фёрстер был включён в первый список лишённых гражданства Третьего рейха . Однако ему предоставила гражданство Франция, в которой Фёрстер пользовался благорасположением.
В 1937 году Фёрстер выпустил в Люцерне на немецком языке книгу Europa und die Deutsche Frage («Европа и германский вопрос»), позднее частично переведённую на другие языки, где предупреждал соседей Германии о её агрессивных намерениях. 11 августа 1938 года , за несколько недель до Мюнхенского соглашения , он потребовал в открытом письме к лидеру Судето-немецкой партии Конраду Генлейну отмежеваться от Гитлера, чтобы не сделать 800-летнюю историю судетских немцев разменной монетой и предотвратить смертельную опасность для немецкого народа .
Сразу же после оккупации Франции немецкими войсками в 1940 году Фёрстера начало разыскивать гестапо. Фёрстер, который из предосторожности жил на границе со Швейцарией, бежал через неё, но швейцарские власти отправили Фёрстера назад, хотя он много лет работал в стране на государственной службе. Они даже усомнились в законности его французского гражданства и заявили, что он все ещё является немецким подданным. Однако Фёрстеру улыбнулась удача, и он смог перебраться в Португалию , откуда выехал в США и поселился в Нью-Йорке .
В 1946 году обратили на себя внимание статьи Фёрстера в газете Neue Zürcher Zeitung , где он предупреждал об «опруссачивании мира», которое может произойти, если немцы, пусть и осознав свою ужасную вину, не искупят её внесением конструктивного вклада в «новое освящение высших ценностей человечества». В 1953 году он опубликовал свои мемуары Erlebte Weltgeschichte. 1869—1953 .
В 1963 году Фёрстер вернулся в Швейцарию, обосновавшись в Кильхберге близ Цюриха и проведя свои последние годы в санатории .
В своих работах Фёрстер затрагивал этические, политические, социальные, религиозные и сексуальные темы, требуя реформ образования на основе христианства и этики. Специальное образование имело в его концепции второстепенное значение, как в политической педагогике, так и в половом воспитании. Конечной целью воспитания он видел формирование характера и воли, а также пробуждение совести .