Но́вое религио́зное движе́ние
(сокр. НРД,
англ.
New Religious Movement (NRM)
) — религиозная или
подобная религиозной
группа
/
организация
, появившаяся относительно недавно (старейшие не ранее середины XIX века) и имеющая существенные отличия в вероучении от «
традиционных
» («
мейнстримных
») религиозных направлений (очень часто в форме
религиозного синкретизма
)
. В настоящее время нет общепринятых критериев отличия НРД от других религиозных направлений
. Термин «новое религиозное движение» был популяризован британским социологом Эйлин Баркер
.
История возникновения некоторых новых религиозных движений связана с другими ранее существовавшими религиозными организациями или деноминациями, другие возникли независимо от существующих ранее
. Новые религиозные движения очень разнообразны в идеологии и деятельности
.
Академические исследования новых религиозных движений получили развитие в 1970-х годах. Сейчас существуют несколько исследовательских организаций и несколько рецензируемых научных журналов, специализирующихся на этой теме. Причины появления и роста НРД в современную эпоху исследователи усматривают в общественных процессах
секуляризации
,
глобализации
, детрадиционализации, социальной фрагментации, индивидуализации, рефлексивности
.
По подсчётам исследователей, сейчас во всём мире насчитывается порядка десятков
или сотен тысяч
новых религиозных движений; точное количество неизвестно
. Большинство таких групп малочисленно, от нескольких до нескольких десятков последователей. В более крупных НРД количество участников доходит до нескольких тысяч, и в очень немногих превышает миллион человек
и может достигать десятков миллионов
. Общее количество последователей всех НРД во всём мире по состоянию на 2012 год составляло не менее 100 миллионов человек
; большинство их живёт в Азии и Африке
, но ни в одном государстве они не составляют большинства населения
.
Новые религии часто вызывают враждебную реакцию со стороны старых религиозных организаций и некоторых светских институтов.
Во многих странах Запада существует светское
антикультовое движение
и христианское
контркультовое движения
, возникшие в 1970—1980-х годах в качестве противодействия появившимся тогда в большом количестве новым религиозным группам
. В
России
антикультовое движение и его сторонники (родственники людей, пострадавших от асоциальной деятельности некоторых НРД, а также те лица, к которым они обратились за помощью — духовенство исторических религий, психиатры и юристы), заручившись поддержкой большинства традиционных в России религий и ряда государственных структур, выступило в качестве оппозиции НРД, рассматривая их как «тоталитарные секты и деструктивные культы», что привело к принятию в 1997 году нового
федерального закона
«
», позволившего несколько ограничить в стране деятельность НРД
.
Содержание
Проблема определения понятия
На сегодняшний день нет единого общепринятого определения понятия «новое религиозное движение»; исследователи продолжают искать более точные определения и отличительные признаки, но научный консенсус ещё не достигнут
. Тем не менее, как скептически замечает английский социолог религии
Айлин Баркер
:
хотя попытки точно определить, что является новым религиозным движением, а что нет, безусловно обречены на неудачу, в рамках здравого смысла этот термин вполне употребим
.
Также не существует
общепризнанных критериев
отличия новых религиозных движений от других организаций, групп и общественных движений
. Кроме того, нет
общепринятого определения
понятия «
религия
» и существуют очень разные мнения по вопросу о том, что считать религиозным
. Однако в большинстве случаев термином «новое религиозное движение» обозначается сравнительно недавно возникшая группа людей, чьи взгляды отличаются от ранее появившихся религий
.
Вопрос о том, до какого возраста религиозное движение следует считать «новым», остаётся дискуссионным. С одной из точек зрения, новыми можно назвать любые религиозные движения, которые возникли позднее давно установившихся организованных религий — то есть все, появившиеся где-либо в мире за последние несколько столетий — и они останутся новыми, сколько бы времени ни прошло
. Более распространены точки зрения, сторонники которых считают, что термин НРД можно применять только к религиозным движениям, возникшим значительно позднее, например: с середины XIX века
(включая
мормонизм
, возникший в 1830 году
, и веру
бахаи
, появившуюся в 1844), после конца
XIX века
, либо, как считает Айлин Баркер, возникшим после
Второй мировой войны
и новым для той или иной конкретной культуры
.
Столь же спорным является вопрос о том, от какого момента начинать отсчёт возраста религии: от появления вероучения или идеи, от создания первой организованной группы последователей этого учения, со дня официальной регистрации религиозной организации или от фактического начала религиозной деятельности в данной стране или регионе. Так,
Международное общество сознания Кришны
на
Западе
и в России
одними религиоведами рассматривается
как неоориенталистское или
неоиндуистское
новое религиозное движение
, поскольку оно относительно ново для западной культуры и возникло в США только в
1966 году
, в то же время
другие считают
, что «новым» оно является условно, в контексте иной культуры, хотя в
Индии
исповедуемый МОСК
гаудия-вайшнавизм
является вполне традиционным религиозным течением внутри
индуизма
и известен там с начала
XVI века
[
страница не указана 1993 дня
]
.
Понятие НРД охватывает широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности, поощряют индивидуализм и предоставляют своим последователям свободное членство, и заканчивая
общинными
организациями, которые требуют от своих последователей строгой дисциплины, значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества. Многим
НРД присущ
религиозный синкретизм
или религиозный радикализм
, иногда встречается стремление к изменению общественно-политического строя
; в то же время
неоязычники
обычно желают возрождения изначальных традиций своего народа
.
Не все группы, относимые сторонними исследователями к НРД, согласны с таким определением
. В «
Большой российской энциклопедии
» НРД классифицируются по преимущественному направлению деятельности на политические, коммерческие, медицинские, психологические, педагогические и прочие
.
Терминология
В 1998 году в словаре-справочнике «Новые религиозные культы, движения и организации в России» отмечалось, что «ряд исследователей (А. Ниулмен,
У. Мартин
, Д. Стюарт,
Д. Макдауэлл
) полагают, что такие термины, как „культ“, неадекватно отражают процессы модернизации религии, и предлагают использовать термины „новые религиозные движения“, „неорелигии“»
.
По мнению
социолога религии
Массимо Интровинье
, высказанному в
2001 году
, абсолютное большинство современных учёных воздерживается от употребления по отношению к религиозным движениям имеющих негативную коннотацию терминов «
ересь
», «
секта
» и «
деструктивный культ
». По его мнению, научное сообщество с одобрением восприняло появление понятия «новое религиозное движение», популярность которому обеспечили труды английского социолога религии
Айлин Баркер
, позволившего избегать использования терминов «
культ
» и «
секта
», которые воспринимаются как уничижительные. Также Интровинье отмечает, что разные авторы в одном случае используют временной признак, а в другом случае доктринальный. К последним он относит и себя, замечая, что понятия «новая религия» или «новое религиозное движение» следует использовать лишь в том случае, «когда в богословии обнаруживается существенное расхождение с традиционным
христианством
или (с не столь легко поддающим определению) традиционным
иудаизмом
,
исламом
,
индуизмом
или
буддизмом
…». Некоторые религиозные группы возражали против применения к ним понятий «новое религиозное движение» или «новая религия», потому что считали, что это «всего лишь вежливый
синоним
слов „культ“ и „секта“, обозначающий нечто во всех отношениях отличающееся от „уважаемых“ религий». И напоследок замечает, что уже в нынешнем, XXI веке, споры продолжаются, так некоторые участники спора до сих пор выступают «против все более
криминологического
использования терминов „секта“ и „культ“ в ходе акций по борьбе с культами, предпринятых правительствами
Франции
, России и
Китая
» и поэтому «предложили попросту отказаться от понятий „новое религиозное движение“ и „новая религия“ и говорить о „семействах“ религиозных и духовных групп». Разные исследователи вкладывают разный смысл в слово «новое» при изучении «новых» религиозных движений. Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от конкретного исследователя и его страны. От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а
хронологический
аспект. В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного
критерия
, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного
социума
, о котором идёт речь
.
Российский религиовед
И. Я. Кантеров
, в 2002 году подводя итог, констатирует:
«Конечно, термин „новые религиозные движения“ не безупречен. Уже сегодня заметны его недостатки. Например, до какого времени возникшее религиозное образование может именоваться новым? Или: действительно ли в вероучении и обрядах данного образования содержится нечто новое? Однако при этих и иных недостатках термин новые религиозные движения сегодня „работает“ и дает плодотворные результаты»
.
По отношению к таким группам употребляются также термины
новая религия
(
неорелигия
)
,
нетрадиционная религия
,
нетрадиционное (новое) религиозное сообщество
,
религия Нового века
,
альтернативные религии (религиозные движения)
,
альтернативные (нетрадиционные) культы
,
альтернативная духовность
(
англ.
alternative spirituality
)
,
внеконфессиональные, неканонические верования
,
возникающие религии
,
молодёжные религии
,
маргинальные религиозные культы (религии)
.
Существуют также дискуссионные термины
«
деструктивный культ
»
и «
тоталитарная секта
»
, обычно употребляемые представителями
традиционных конфессий
или критиками НРД
. Разные источники могут давать различные определения этим понятиям либо использовать их, не давая определений в явном виде. Потому сейчас нельзя определённо сказать, равнозначны ли эти понятия, как они соотносятся между собой и с понятием НРД.
Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) хотя отчасти присутствует в современном российском законодательстве, например, в преамбуле к
Федеральному закону
от 26 сентября
1997 года
№ 125-ФЗ «
»
, но сам термин «новое религиозное движение» в законах отсутствует.
Доминирующая роль их основателей и лидеров (часто провозглашающих себя божествами или их посланниками);
Неустойчивость мировоззрения последователей (поскольку обычно те являются верующими первого поколения и им присущ переход из одного НРД в другое, зачастую противоположное);
Социальная «альтернативность», стремление изменить общественно-политический строй (хотя в последние годы происходит постепенная адаптация ряда НРД, например,
кришнаитов
, к социальной реальности).
Аморфность структуры движения. Частое использование горизонтальных организационных структур вместо иерархических.
Синкретизм
, включающий элементы учения других религий.
Значительная личная вовлечённость последователей.
Миссионерская направленность, часто превращающая региональное движение в международное.
Нестабильность состава движения и ротация части последователей.
Непривязанность к «родной» религии для части НРД, её переосмысление в некоторых случаях.
Малая численность последователей.
По мнению антрополога
В. И. Харитоновой
, важной стороной деятельности современных НРД является культивирование разнообразных психофизических упражнений. Для обозначения упражнений используются термины «практики», «духовные практики», «методы духовной работы», «методики самосовершенствования».
Один из видов классификации данных техник состоит в их разделении на три основные группы, которые нацелены на работу:
с телом (и «энергиями») — телесноориентированные и мануально-энергетические;
с эмоциями — вербальные и эмоционально-вербальные;
с сознанием — ментальные.
Тип духовной практики НРД даёт возможность определить состав потенциальных приверженцев данной практики и данного НРД
.
В российском религиоведении принята следующая классификация НРД: неохристианские (например,
мормонизм
,
харизматическое движение
/неопятидесятники,
Церковь объединения
), неоориенталистские (
необуддизм
,
неоиндуизм
,
рериховское движение
),
неоязыческие
(
неошаманизм
,
родноверие
), «
нью-эйдж
» (исключительно синкретические), а также российского, западного или восточного происхождения
. Многие новые религиозные движения считаются принадлежащими к «зонтичному» направлению «
нью-эйдж
», в рамках которого они обмениваются идеями и концепциями и оказывают друг другу определённую поддержку; в то же время ряд новых религиозных движений относятся к нью-эйдж негативно.
Возможно, содержание статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с
правилами написания статей
.
После начала
перестройки
на
Украине
сложился благоприятный климат для распространения новых религиозных движений
. Среди главных причин этого процесса исследователи называют: социально-экономическую и политическую нестабильность; значительную оторванность людей от церковных традиций; ослабленность исторических церквей и их миссионерских структур; финансовое давление заграничных религиозных миссий. Кроме того, НРД возникают на волне протеста против традиционных ценностей и связаны с молодёжной
субкультурой
. Часто к новейшим религиозным движениям приобщается юношество, которое разочаровалось в других формах бунта (
употребление наркотиков
,
сексуальная революция
,
контркультура
и т. п.)
. Привлекательной чертой НРД для некоторых богоискателей является их экзотичность
.
В частности, на рубеже 1990-х годов на Украине появилось
харизматическое движение (возникшее ранее в США)
. Оно тесно связано с другими протестантскими направлениями, преимущественно с
пятидесятничеством
. К 2003 году на Украине насчитывалось свыше одной тысячи общин харизматических течений
. Подавляющее большинство харизматов составляет молодёжь в возрасте до 30 лет
.
С конца 1980-х годов начали активнее проникать и ориенталистские движения. На население страны они не оказали значительного влияния и составляют незначительную часть общего количества религиозных общин. Среди всех восточных течений на Украине наиболее заметным является
Международное общество сознания Кришны
, известное также под названием «Движение Харе Кришна»
.
Неоязычники
Украины представлены несколькими религиозными организациями, в частности
славянского неоязычества
— общинами
«Родной украинской национальной веры» (РУН-веры)
, «славянско-ведического» движения «
» и другими
. На Украине по состоянию на январь 2003 года было представлено свыше одной тысячи нетрадиционных и новых религиозных движений. Хотя количество НРД постоянно возрастает, численность их приверженцев остаётся незначительной
.
Общее количество религиозных организаций на Украине, которые можно отнести к НРД, на 1 января 2006 года, по данным Государственного департамента по делам религий составляла 2141 единицу, или 7 % общего количества зарегистрированных религиозных общин
. Существует региональная специфика в распространении НРД на востоке и западе Украины. В частности на
Закарпатье
в
цыганской
среде распространилась харизматическая
. Очень активно распространяются НРД на востоке Украины (особенно в
Донецкой области
), а также в
Киеве
, что может объясняться определённой оторванностью местного населения от традиций своих предков, постоянным
стрессом
, неуверенностью в завтрашнем дне, разочарованием в традиционных религиозных ценностях
.
Религиовед
Л. И. Григорьева
, затрагивая вопрос существования в мире и в России настороженного и, временами, открыто отрицательного отношения к НРД, указывает, что критики этого явления, как правило, приводят следующие доводы: 1) наличие в неорелигиозных объединениях экстремизма и криминогенности, что выражается в закреплении за ними определения «
деструктивный культ
»; 2) вовлечение в организацию посредством обмана и подавление свободной воли неофита посредством различных манипулятивных приёмов (применение
гипноза
, «зомбирования», «кодирования» и методик «
промывания мозгов
»), что выражается в закреплении за неорелигиозными объединениями ещё одного популярного определения — «тоталитарная секта»; 3) значительный и реальный вред психическому и физическому здоровью членов религиозной общины из-за использования во внутренней жизни принудительной изнуряющей работы на безвозмездной основе, «агрессивной диеты» и отказа от медицинской помощи; 4) оставление адептов («оболваненных» жертв) без средств к существованию через вымогательство обманным путём имущества и денег в пользу лидера организации; 5) отказ человека от общественно-полезной деятельности, работы и учёбы, прекращение каких-либо связей с семьёй
.
Религиовед
Л. Н. Митрохин
писал о неправомерности приписывания «всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, например, последователей
Ананды Марги
и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного
бахаизма
и безобидными
поклонниками летающих тарелок
». Он высказывает мнение, что так поступают «церковно-догматические критики нетрадиционных религий», которые, осуждая НРД «как злостное „уклонение“ от истинной веры», таким образом пытаются защитить своё собственное «молитвенное пространство», в то время как для «серьёзного религиеведа НРД представляют новый тип религиозности, имеющий глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерный»
.
Религиозными деятелями
Архиепископ Кентерберийский
Джордж Кэри
, глава
Церкви Англии
, в 2001 году выступая на международной конференции «Духовный супермаркет. Религиозный плюрализм и глобализация в XXI столетии», организованной
INFORM
и
CESNUR
, отмечал, что следует различать «здоровые» и «нездоровые» НРД. Он отметил, что все религии когда-то были новыми, и это не помешало некоторым из них со временем стать традиционными; при этом одна апокалиптическая «иудейская секта» (имеется в виду христианство) на многие века определила судьбу европейской культуры, и церковь может поучиться отдельным сторонам духовности движений
Нью Эйдж
. В то же время, деятель антисектантского движения в России историк
А. Л. Дворкин
объясняет такой толерантный подход главы Церкви Англии, тем, что в ней давно приняты такие новшества, как «
женское священство
,
однополые браки
и
инклюзивный
(англ.)
(
, а многие её священники и епископы открыто заявляют о неверии в божественность
Иисуса Христа
и в
Его телесное воскресение
». По мнению Дворкина, это объясняется тем, что «Англиканская церковь стремительно теряет верующих, готовых броситься в объятия каких угодно сект, лишь бы сбежать из на глазах распадающейся и стремительно растрачивающей остатки своего авторитета деноминации», и что «„здравые“ критерии архиепископа Кентерберрийского вряд ли способствуют укреплению нравственной позиции его церкви, неоднократно отказывавшей в помощи многочисленным жертвам тоталитарных сект»
.
Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл
в 2009 году на встрече с общественностью Архангельска и Архангельской области, отвечая на вопрос «о противодействии деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества», отметил следующее:
Вот в чём опасность — никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Я не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Русской Церкви. Всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Но ведь не только борьбы с Русской Церковью — есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина…
Оппозиция НРД исходит из нескольких источников с разнообразными интересами и точками зрения. В ней участвуют представители традиционных религий (особенно ярко выражено «
Христианское контркультовое движение
»), светские исследователи, собирающие и публикующие критическую информацию (многие из них принадлежат к
антикультовому движению
), критически настроенные прежние участники НРД, деятели науки —
социологи
,
психологи
,
скептики
и
критики религии
. В России деятельность, выражающаяся в активной критике и противодействию НРД, обычно называется «антисектантством»
.
Сторонником такого определения является один из ведущих западных специалистов в области НРД,
Джордж Крайссайдс
, согласно которому, НРД — это организация, основанная в последние 150 лет, и которую трудно отнести к одной из основных религиозных традиций мира
.
«Новые религии редко учреждаются каким-либо комитетом. Иногда секты образуются в результате отхода группы неудовлетворенных людей от более крупной организации. Однако чаще у движения есть основатель и лидер, за которым признаётся обладание особыми способностями или особым знанием»
.
Понятие «новые религии» (
япон.
сюнко сюке
) впервые было употреблено японскими журналистами в 1920-е гг. по отношению к ряду организаций
синтоистского сектантства
(Конко кё, Тенри кё и др.) возникших в противовес
государственному синто
) (См. подробнее Murakami Shigeyoshi. Japanese Religion in the Modern Century. Tokyo. — P. 83
.
, с. 3, 5.
↑
, с. 171.
, с. 50, 89—91.
.
.
.
↑
, с. 50.
.
↑
, с. 242.
, с. 103.
, с. 76.
от 14 июля 2014 на
Wayback Machine
// Альманах журнала «Вопросы адвокатуры» — 2004
↑
, с. 90.
, с. 72, 90.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ
от 9 апреля 2010 на
Wayback Machine
, с. 10—11.
Харитонова В. И.
, Ожиганова А. А., Купряшина Н. А.
(недоступная ссылка)
// Исследования по прикладной и неотложной этнологии. — М.,
ИЭА РАН
, 2008. — Вып. 207. — 47 с.
Margaret Thaler Singer with Janja Lalich.
Cults in Our Midst
. San-Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1995. — P. 14.
Ronald Enroth.
The Lure of the Cults and New Religions
. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1987. — P. 21-22.
Joan Carol Ross, Michael D. Langone.
Cults: What Parents Should Know
.
AFF
, 1988. — P. 22-23.
от 13 ноября 2007 на
Wayback Machine
//Конспект лекцій «Релігієзнавство»
↑
Новітні релігійні течії: український контекст (огляд, документи, переклади). — К.:
Наукова думка
, 2000.
↑
Юрій Решетніков
от 5 марта 2016 на
Wayback Machine
// Релігійно-інформаційна служба України, 04.09.2006.
, с. 89—90.
, Діяльність багатьох НРР, особливо сатаністських організацій, має деструктивний (руйнівний) характер щодо суспільства в цілому і людської особистості зокрема., с. 475.
Этот раздел
описывает ситуацию применительно лишь к одному региону
(перегиб с украинскими изданиями), возможно, нарушая при этом
правило о взвешенности изложения
.
Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
(
май 2018
)
Научные издания
на русском языке
Артюхов М. И.
(рус.)
// Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. —
Т. 7
,
№ 5
. —
ISSN
.
// Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. канд. соц. наук
; Под ред. канд. соц. наук С. А. Ерофеева. — 2-е изд., перераб. и доп.. —
М.
:
Экономика
, 2004. — 620 с.
Васильева Е. Н.
«Новые религиозные движения»: понятие и специфика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2016. —
№ 1
. —
С. 153—163
.
Васильева Е. Н.
// Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век: Междунар. научно-практич. конф. (г. Москва, 1 марта 2011 г.). —
М.
:
АТиСО
, 2011.
Религиозный нетрадиционализм / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. "
Оренбургский гос. пед. ун-т
". — Оренбург: Университет, 2013. — 157 с. —
ISBN 978-5-4417-0197-6
.
(англ.)
(
.
Новые религиозные движения. Карманный словарь. — Александрия: Ездра, 2006. — 175 с. —
ISBN 966-8182-27-8
.
Григорьева Л. И.
Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. — Красноярск:
РИО КГПУ
, 1999a. — 405 с.
Григорьева Л. И.
Религии «Нового века» и современное государство: (Социально-философский очерк): Монография / Григорьева Л. И.; М-во образования Рос. Федерации. Сиб. гос. технол. ун-т. — Красноярск:
СибГТУ
, 2002. — 400 с. —
ISBN 5-8173-0113-X
.
Григорьева Л. И.
Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. — Красноярск:
РИО КГПУ
, 1999. — 405 с.
Григорьева Л. И.
Религии «Нового века» и современное государство: (Социально-философский очерк): Монография / Григорьева Л. И.; М-во образования Рос. Федерации. Сиб. гос. технол. ун-т. — Красноярск:
СибГТУ
, 2002a. — 400 с. —
ISBN 5-8173-0113-X
.
Джери Д., Джери Дж.
// Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary Sociology / Пер. Н. Н. Марчук. —
М.
:
Вече
,
АСТ
, 2001. — Т. 1. А — О. — 544 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 5-17-012561-5
, 5-7838-0426-6.
Дударёнок С. М.
,
Григорьева Л. И.
,
Американская модель государственно-правового регулирования деятельности новых религий и новых религиозных движений
// США : опыт взаимодействия личности, общества, государства : (к 230-й годовщине принятия Декларации независимости) : материалы междунар. науч.-практ. конф., Владивосток, 19–20 июля 2006 г. — Владивосток:
Изд-во Дальневост. ун-та
, 2006. — С. 138—152.
Дударёнок С. М.
Нетрадиционные религии как культурно-исторический феномен
// Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность: Монография / Науч. ред. Е. А. Поправко. — Владивосток:
Издательство ДВГУ
, 2004. — С. 37—115. — 532 с. —
ISBN 5-7444-1640-4
.
Еленский В. Е.
Феномен новых религиозных движений. Белое Братство // Диа-Логос. Религия и общество. —
М.
, 1997. —
С. 211—223
.
/ Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. — Нижний Новгород: НГЛУ имени Н. А . Добролюбова, 2001. — 175 с.
Кантеров И. Я.
Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): учеб. пособ. для студентов специальности «Религиоведение». — Владимир:
Изд-во ВГУ
, 2006b. — 385 с. —
ISBN 5-89368-774-4
.
Кантеров И. Я.
Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ) / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподгот. и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук. —
М.
: [б. и.], 2006c. — 467 с.
Колотов В. Н.
// Международные процессы. — 2004. —
Вып. 6
,
№ 3
. —
С. 96—105
.
21 декабря 2012 года.
/ Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. — Белгород:
БелГУ
, 2009. — 204 с.
Мартинович В. А.
Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. —
Мн.
:
Минская духовная академия
, 2015. — Т. 1. — 560 с. — (Монографии Минской духовной академии).
Мартинович В. А.
// Альманах «Сектоведение». — 2018. —
Т. VII
. —
С. 67—85
.
Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Общ. ред.
М. Бурдо
,
С. Б. Филатов
. —
М.
: Университетская книга, Логос, 2006. — Т. IV. — 366 с.
/ Диссерт. на соиск. уч. степени канд. философских наук: 09.00.11 / Сыроваткин Александр Николаевич. — Пятигорск:
Сев.-Кавказ. федер. ун-т
, 2013.
от 4 февраля 2014 на
Wayback Machine
Томаева Т. В.
/ дисс. на соиск. уч. степени канд. философских наук (09.00.13 — религиоведение, философская антропология, и философия культуры). — 2003. — 147 с.
Трофимчук Н. А.
Новые религиозные движения: понятия, критерии
// Религия и политика в современной России: Сб. ст / Под ред. Н. А. Трофимчука. —
М.
:
РАГС
, 1997. — С. 57—66. — 82 с.
Филиппов Ю. В.
/ Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата исторических наук (07.00.07 — этнография, этнология и антропология). Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. — Москва, 2002.
,
,
Самыгин С. И.
Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. —
М.
: КНОРУС, 2011. — 224 с. —
ISBN 978-5-406-00282-7
.
Яшин В. Б.
Новые религиозные движения и государство в современной России. Некоторые аспекты и проблемы
// Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. —
М.
, 1999. — С. 54—55.
Абызова Л. В.
,
Полуденко С. В.
Тема 16. Сучасні нетрадиційні релігії.
//
/ За ред.
Л. І. Мозгового
,
О. В. Бучми
. — 2-ге вид.. —
К.
: Центр учбової літератури, 2008. — С. 236—253. — 264 с. —
ISBN 978-966-364-955-9
.
от 2 апреля 2013 на
Wayback Machine
Ліщинська О. А.
Культова психічна залежність особистості. —
К.
: Шк. Світ, 2007. — 112 с.
Мосюкова Н. Г., Савченко С. В.
// Вісник національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут». Збірник наукових праць. Тематичний випуск «Актуальні проблеми історії України». — Харків:
НТУ «ХПІ»
, 2011. —
№ 37
.
Новітні релігії в сучасній Україні. Збірник матеріалів / ред.кол.:
В. Д. Бондаренко
. — гол.ред. та ін. — К., 2000.
Парахонський Б. О.
,
Сьомін С. В.
Нетрадиційні релігійні культи, як питання наіональної безпеки // Стратегічна панорама. — 2000. — № 1. — С. 54-68.
Петрик В. В.
Захист прав і свобод громадян від антисуспільних проявів з боку деструктивних культів // Правовий статус особи: стан, проблеми, перспективи. Збірник наукових праць з нагоди 50-річчя прийняття і проголошення Генеральною Асамблеєю ООН Загальної Декларації прав людини. — К., 1998. — Ч. 1. — С. 42-46.
Петрик В. М.
Використання досвіду країн Європи для захисту українського суспільства та прав і свобод громадян від антиконституційних дій з боку неокультів // Українська національна ідея: реалії і перспективи розвитку. Наукове видання. — Львів: «Львівська політехніка», 1999. — Вип. 2. — С. 101—107.
Петрик В. М., Остроухов В. В.
Проти ерозійного впливу неокультів // Політика і час. — 2002. — № 8. — С. 42-50.
Петрик В. М., Остроухов В. В.
Ловці довірливих душ // Політика і час. — 2002. — № 10. — С. 38-43.
Петрик В. М., Остроухов В. В.
Порівняльній аналіз класифікацій новітніх та нетрадиційних релігій, окультно-містичних течій //
Вісник Київського національного лінгвістичного університету
. Серія: «Історія, економіка, філософія». — 2002. — Вип. 6. — С. 108—111.
Петрик В. М.
Щодо питання захисту українського суспільства від протиправних діянь представників неокультів // Збірник наукових праць Донецької державної академії управління. — Донецьк:
. — 2002. — Т. 3. — Вип. 17. Серія: «Державне управління». «Соціальний менеджмент і управління інформаційними процесами». — С. 391—401.
Петрик В. М., Ліхтенштейн Є. В., Сьомін С. В. та ін.
Новітні та нетрадиційні релігії, містичні рухи у суспільно-політичний сфері України: Монографія / За заг. ред. З. І. Тимошенко. — К: Вид-во Європ. ун-ту, 2002. — 331 с.