MSX
(
M
achines with
S
oftware e
X
changeability
) — название стандарта для
бытовых компьютеров
1980-х
годов. Он являлся попыткой создания единых стандартов для разработчиков
аппаратного обеспечения
, инициированной
японским
отделением компании
Microsoft
и
Кадзухико Ниси
, возглавлявшим его на тот момент. Также в разработке стандарта участвовала японская компания
ASCII Corporation
, основанная Ниси совместно с
специально для этой цели. Компьютеры стандарта MSX получили большую популярность в Японии и ряде других стран, однако, несмотря на поддержку Microsoft, почти не получили известности в
США
и Европе. Всего в мире было продано более 7,5 миллиона экземпляров MSX-совместимых компьютеров, из них 5 млн — в Японии
.
Ниси предложил стандарт MSX в качестве попытки создания единого индустриального стандарта для бытовых компьютеров. Вдохновляемые успехом стандартизации в области видеозаписи (стандарт
VHS
), многие производители электроники, включая
Goldstar
,
Philips
и
Spectravideo
, разрабатывали и продвигали компьютеры стандарта MSX. Любое устройство или программное обеспечение с логотипом MSX было совместимо с продукцией стандарта MSX других производителей. В частности, стандарт описывал формат и функциональность
картриджей
расширения, что позволяло любым устройствам расширения или игровым картриджам работать на любом компьютере стандарта MSX.
Стандарт Ниси состоял главным образом из нескольких уже имевшихся в наличии узлов. Это процессор
Zilog Z80
, работающий на частоте 3,58
МГц
, видеоконтроллер
TMS9918
компании
Texas Instruments
с 16 КБ
видеопамяти
, и
микросхема звукогенератора
AY-3-8910
компании
General Instrument
(GI). Эти компоненты, совместно с интерпретатором
MSX BASIC
компании
Microsoft
, сделали MSX конкурентоспособным стандартом, но также и делали стоимость соответствующих ему компьютеров достаточно высокой. Стандарт MSX сильно напоминал уже существовавший на тот момент бытовой компьютер
компании
Spectravideo
, однако этот компьютер не полностью соответствовал стандарту MSX. Впоследствии Spectravideo выпустила модель
, которая уже являлась стандартным компьютером MSX.
До появления и последующего большого успеха игровой консоли
Famicom
от
Nintendo
компьютеры MSX были основной домашней платформой для наиболее известных японских компаний — разработчиков видеоигр, таких как
Konami
и
Hudson Soft
. Такие игровые серии, как
Metal Gear
,
Bomberman
и
Valis
начались с игр, впервые вышедших на компьютерах MSX.
Содержание
История
В 1980-х годах
Япония
находилась в процессе экономического роста
. Крупные японские производители электроники могли добиться успеха на зарождающемся рынке персональных ЭВМ, приложив совместные усилия в конце 1970-х. Их мощная инженерная и производственная база была достаточной для создания конкурентоспособных машин, но первоначально они игнорировали рынок персональных компьютеров в целом и бытовых в частности, вероятно, не рискуя выходить на рынок, не имеющий единого индустриального стандарта
.
Стандарт MSX был анонсирован
27 июня
1983 года
. За анонсом последовали объявления больших японских компаний о планах по производству компьютеров этого стандарта, что вызвало некоторую панику в компьютерной индустрии США
. Однако, японские компании не спешили вступать в конкуренцию на американском рынке микроЭВМ, который на тот момент находился в состоянии «ценовой войны», возглавлявшейся
Commodore
. Лишь компании Spectravideo и Yamaha некоторое время пытались продавать компьютеры MSX в США. Компьютеры Spectravideo имели небольшой успех. Модель
Yamaha CX5M
со встроенным
MIDI
-интерфейсом позиционировалась скорее как цифровой музыкальный инструмент, нежели обычный персональный компьютер.
В течение 1980-х годов в Европе сформировался крупнейший рынок компьютерных (но не консольных) игр, на котором доминировали очень популярные тогда компьютеры
Commodore 64
и
Sinclair ZX Spectrum
. На момент появления компьютеров MSX на европейском рынке на нём уже существовало несколько популярных, сравнимых по цене 8-битных домашних компьютеров, конкурировать с которыми было сложно.
Таким образом, MSX не стал международным стандартом, как хотели его создатели. В основном это произошло потому, что он был почти неизвестен в США и в большей части Европы. В Японии и
Южной Корее
компьютеры MSX были основными бытовыми компьютерам 80-х годов. Также компьютеры этого стандарта имели популярность в Нидерландах, Испании, Бразилии, некоторых арабских странах и в СССР.
Точное значение аббревиатуры «MSX» до сих пор остаётся предметом споров. Многие люди считали, что она означает
M
icro
S
oft e
X
tended
, ссылаясь на встроенный
интерпретатор
языка
BASIC
(
MSX BASIC
), специально адаптированный компанией Microsoft для компьютеров MSX. Однако, согласно словам Кадзухико Ниси, сказанным им в процессе недавнего визита в
Тилбург
(
Нидерланды
), аббревиатура MSX означает "Machines with Software eXchangeability". Операционная система
MSX-DOS
, используемая на компьютерах MSX, была совместима по системным вызовам с
CP/M
, но имела расширенные функции. Иными словами, MSX-DOS позволяла запускать большинство программ, написанных под CP/M и имела
файловую систему
FAT
, что позволяло обмениваться файлами с системой
MS-DOS
. Кроме того,
интерфейс командной строки
по набору команд был подобен MS-DOS. Таким образом, компания Microsoft могла продвигать MSX как домашнюю систему, тогда как
IBM PC
под управлением MS-DOS ориентировались для офисных применений.
Стандарт MSX имеет четыре версии (поколения): MSX 1 (
1983
), MSX 2 (
1985
), MSX 2+ (
1988
) и MSX Turbo R (
1990
). Компьютеры, соответствующие первым трём версиям стандарта, являются 8-разрядными, на базе микропроцессора Zilog Z80, тогда как компьютеры MSX Turbo R использовали улучшенный вариант процессора
Zilog Z800
, известный под названием
R800
. Стандарт Turbo R был представлен в
1990 году
, однако не имел особого успеха из-за отсутствия поддержки
программным обеспечением
и возраставшей популярности
IBM PC
-совместимых компьютеров. Производство Turbo R было прекращено в
1995 году
.
Всего было продано около 5 миллионов компьютеров стандарта MSX, что доказывает их относительную популярность. Однако, стандарт MSX не стал глобальным, как предполагалось. Для сравнения с другими 8-разрядными компьютерами, конкурировавшими с MSX: продажи
Commodore 64
за всё время его существования составили 17 миллионов экземпляров;
Apple II
— от 5 до 6 миллионов
;
Amstrad CPC
— 3 миллиона
; Tandy
TRS-80
— 250 тысяч экземпляров.
Известность в России
Компьютеры MSX, в отличие от большинства популярных импортных бытовых компьютеров, получили некоторое официальное распространение в
СССР
и, впоследствии, в России. Начиная с середины 80-х годов они использовались в составе компьютерных классов в учебных заведениях
. Сначала это были экспортные версии компьютеров японской фирмы
Yamaha
— модели
и
, специально предназначенные для поставок в СССР (имели клавиатуру с русскими символами в
фонетической
раскладке ЙЦУКЕН/JCUKEN). Классы на основе этих компьютеров получили название
Ямаха КУВТ
. Впоследствии, в конце 80-х годов, для тех же целей в страну поставлялись корейские компьютеры Daewoo (модели
CPC-300E
и
). Они не имели русских символов на клавиатуре и являлись обычными, не экспортными, моделями. Также в СССР поставлялись MSX-совместимые компьютеры Toshiba.
Помимо этого, существовали также русские версии японского компьютера
и Sanyo MPC-2300
. Точной информации, применялись ли они в школах или поставлялись для других целей, нет. Другая модель фирмы Sony,
, использовалась на борту
орбитальной станции Мир
.
Компьютер Yamaha YIS-503II стал участником двухминутного эпизода в фильме «
» (1986). Во время эпизода показывают экран компьютера, отображающий текст «Я — персональный компьютер, меня зовут Yamaha. А как зовут Вас?». Дети зачитывают текст вслух (при этом слово «Yamaha» заменено на «Дисплей») и набирают свои имена. Игры для MSX, в частности
Antarctic Adventure
(и её продолжение,
) и
Yie Ar Kung-Fu
, были показаны в трёхминутном эпизоде фильма «
» (1986) — дети играют в компьютерном классе под присмотром учителя.
Компьютер
Yamaha CX5
, имеющий встроенный модуль синтезатора
(с возможностью подключения
) и предназначенный специально для создания музыки, использовался некоторыми отечественными музыкантами, работавшими в жанре электронной музыки с середины по конец 1980-х годов. Например, с его помощью созданы альбомы «Пульс 1» (1985) и «512 КБАЙТ» (1987)
А. Родионова и Б. Тихомирова
, «
Иероглиф
» группы
Пикник
(1986)
и «Танцы на битом стекле» Алексея Вишни (1989)
. Компьютер
Yamaha CX5MII/128
, имеющий встроенный модуль синтезатора SFG-05, использовался группой «
Новая коллекция
»
.
Стандарт MSX оказал некоторое влияние на создание ряда отечественных компьютеров. Например, компьютеры
ПК8000
разработаны частично совместимыми со стандартом MSX и имеют интерпретатор языка Бейсик, совместимый с MSX-BASIC. Адаптированная версия MSX-DOS применялась в одной из версий
ZX-Spectrum
совместимого компьютера
ATM Turbo 2
. Компьютер Алеста использовал некоторые технические особенности, характерные для MSX, и адаптированную версию MSX-DOS; для него было адаптировано несколько игр, разработанных для компьютеров MSX2. Для компьютера
Вектор-06Ц
также было адаптировано (ПО «Счетмаш», Центр «Компьютер», г. Кишинев, Молдова) несколько игр MSX1 (известно о 17), однако, из-за существенных аппаратных различий этих компьютеров, подобная адаптация заключалась в очень существенном изменении кода и данных игр. Адаптация заключалась в замене команд
Z80
, отсутствующих в
КР580ВМ80А
, на аналогичные по функциональности процедуры, подмене вызовов функций MSX BIOS на процедуры, учитывающие аппаратные особенности
Вектор-06Ц
и переопределении адресного пространства для хранения данных и стека. В остальном код программ был полностью идентичен.
Возрождение MSX
В
2001 году
Кадзухико Ниси начал так называемое
возрождение MSX
(
MSX Revival
) выпуском
эмулятора
, называющегося
, и являющегося единственным официальным эмулятором MSX. Все авторские права на MSX принадлежат организации
, президентом которой является Ниси.
В
2004 году
голландская компания
объявила о получении ею статуса официального представителя MSX Association в
Европе
, став, таким образом, англоязычным контактным лицом для ответов на любые вопросы, касающиеся торговой марки MSX и авторских прав (лицензирования).
17 октября
2006 года
компания Bazix запустила сайт
, через который начала продажу игр для MSX с начальным ассортиментом из 14 игр (переведённых на английский язык, если это было необходимо). Ранее аналогичный сервис был открыт в Японии, на сайте
.
WOOMB.Net
является англоязычной версией этого сервиса, предлагаемого японской компанией
.
В августе 2006 года D4 Enterprise анонсировала выход новой MSX2-совместимой системы, называющейся
One Chip MSX
. Она построена на одной микросхеме
ПЛИС
Altera
серии Cyclone, в которой размещаются все компоненты системы, включая процессор. Продажи системы начались 19 ноября того же года. Ранее, в
2005 году
, предполагалось, что производством этой системы займётся компания
, если будет сделано более 5000 предварительных заказов, однако их было набрано всего 3414
.
В 2006 году японское отделение компании
Nintendo
опубликовало на сайте
Virtual Console
информацию о том, что игры для MSX будут доступны на игровой консоли
Nintendo Wii
через сервис Virtual Console.
День рождения стандарта MSX —
27 июня
1983 года
, когда он был официально анонсирован в процессе пресс-конференции.
Компьютеры стандарта MSX1 имеют устройство, очень схожее с приставкой
Colecovision
. Они используют одинаковые процессор и видеоконтроллер, а также микросхемы звукогенератора со сходными возможностями. Существует эмулятор Colecovision для MSX.
Самые популярные и известные игры для MSX были созданы известной японской компанией
Konami
.
Процессор
Zilog Z80
, используемый в компьютерах MSX, может напрямую адресовать до 64
КБ
памяти. По умолчанию, в большинстве моделей компьютеров нижние 32 КБ адресного пространства отданы
ПЗУ
MSX BASIC
, а верхние 32 КБ —
ОЗУ
. Компьютеры, поддерживающие
MSX-DOS
(стандартная дисковая система для MSX, подобная
CP/M
), имели 64 КБ ОЗУ, однако нижние 32 КБ были недоступны, так как эта область памяти была занята MSX BASIC. Когда запускается MSX DOS, ПЗУ MSX BASIC отключается, и все 64 КБ адресного пространства отдаются ОЗУ.
Среди программного обеспечения для MSX-DOS присутствовали программы
dBase
II,
Turbo Pascal
версии 3 и текстовый редактор
. Эти программы были непосредственно портированы с ОС CP/M. В конце 80-х годов некоторые бразильские компании использовали компьютеры MSX в качестве корпоративной платформы. Так как компьютеры MSX 1 имеют текстовый режим всего 40 x 25 символов, выпускались специальные комплекты расширения, позволяющие отображать текст 80 x 25, делая, таким образом, MSX более пригодным для профессиональной работы. Компьютеры стандарта MSX 2 и выше никогда не производились основными компаниями в Бразилии (Gradiente и Sharp). Большая часть рынка была создана одним человеком, Ademir Carchano (MSX Projetos), который разработал большую часть аппаратного обеспечения, включая картридж MegaRAM (позволяющий копировать и использовать игры MegaROM), комплекты расширения MSX 2 и 2+, IDE-контроллеры. Хотя дешёвые клоны IBM PC уже доминировали на рынке, компьютеры MSX сохраняли популярность. Некоторое время для них создавалось новое аппаратное обеспечение, продававшееся по существенным ценам.
Игры для MSX 1 издавались в основном на картриджах и
магнитофонных кассетах
. Позднее, с появлением компьютеров MSX 2 (которые обычно имели трёхдюймовые дисководы), основным носителем для игр и других программ стали дискеты.
Трёхдюймовые
дискеты
MSX, по крайней мере те, которые были отформатированы в MSX-DOS 2.0, напрямую совместимы с MS-DOS (однако некоторые детали, такие как восстановление удалённых файлов и
загрузочный сектор
, отличаются).
Игры
В 1980-х для MSX1 были выпущены сотни игр. Сначала они распространялись на магнитной ленте, затем на дискетах (360 КБ) и картриджах. Программы для MSX2 выпускались как на дискетах (360 КБ и 720 КБ) так и в виде ROM-модулей.
Некоторые игры, впервые появившиеся на компьютерах MSX, выросли в известные игровые серии:
Программное обеспечение для MSX2/2+/Turbo R выпускается до сих пор отдельными любителями и группами. С 2003 года проводится ежегодный конкурс разработчиков игр MSXdev
.
Самый быстрый эмулятор MSX и MSX 2, из всех существующих. Написан полностью на
ассемблере
, только для системы
MS-DOS
.
Автор BrMSX, Ricardo Bittencourt, теперь входит в коллектив разработчиков blueMSX.
CJS MSX Emulator
(
) —
в настоящее время не поддерживается.
Вместе с fMSX был одним из первых и очень успешных эмуляторов MSX.
В отличие от fMSX, исходный код не портируемый и может работать только на
IBM PC
-совместимых компьютерах под управлением MS-DOS.
Быстрая эмуляция MSX и MSX 2 с хорошей поддержкой звука.
fMSX for Series 60
(
) от Juha Riihimaki.
Очень интересный порт эмулятора fMSX для мобильных устройств
Nokia
Series 60
.
.
Единственный официальный эмулятор от ассоциации
(сайт на японском), главой которой является
(создатель стандарта MSX) — в настоящее время не поддерживается.
NLMSX
(
).
Простой и очень точный эмулятор MSX, MSX 2, MSX 2+ и TurboR, основанный на исходном коде fMSX 2.0b.
NO$MSX
(
) от Martin Korth.
Хороший эмулятор MSX и MSX 2, созданный скорее, как серьёзный инструмент для разработки, нежели как обычный эмулятор.
Имеет очень удобный и полезный отладчик, написан полностью на ассемблере, хорошо работает даже на компьютерах с процессором на частоте 33 МГц.
paraMSX
: порт fMSX, выполненный Yeongman Seo.
Был одним из лучших портов fMSX для Windows на момент появления.
RuMSX
(
) — эмулятор MSX Turbo R.
Один из самых старых эмуляторов MSX, MSX 2, MSX 2+ и Turbo R.
Имел очень хорошую эмуляцию звука на момент появления.
Очень интуитивный пользовательский интерфейс.
Первый эмулятор MSX с поддержкой Turbo R.
RedMSX
(
) — альтернативное развитие blueMSX.
Начинался как исправление blueMSX, добавляющее поддержку
ZIP
-файлов и графический фильтр SCALE2X
(улучшает чёткость изображения при увеличении).
Имеет поддержку образов дискет в формате DSK, сжатых архиватором ZIP, и запуск таких файлов с помощью перетаскивания ярлыка.
Эмуляция светового пистолета.
Исходный код может быть скомпилирован с помощью
Microsoft Visual C/C++
6, тогда как blueMSX может быть скомпилирован только с помощью Microsoft Visual Studio .NET.
Имеет очень низкие требования к процессору, даже ниже, чем blueMSX. Это позволяет получить хорошую скорость и высокую точность эмуляции даже на старых компьютерах.
Дополнительные устройства
Некоторые из наиболее известных дополнительных устройств для компьютеров MSX.
(неопр.)
.
Дата обращения: 20 сентября 2011.
28 ноября 2020 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 17 января 2009.
5 июля 2008 года.
Japan’s economic miracle
(неопр.)
.
Дата обращения: 17 января 2009.
29 августа 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 17 января 2009.
16 мая 2020 года.
(англ.)
(
.
The encyclopedia of consoles, handhelds & home computers 1972 - 2005
(англ.)
. — GAMEPLAN, 2005. — P. 18. —
ISBN 3-00-015359-4
.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 января 2007.
Архивировано из
2 февраля 2007 года.
Захаров В.Н.
// Материалы второй Международной конференции «Развитие вычислительной техники и её программного обеспечения в России и странах бывшего СССР». — Великий Новгород, 2011.
23 сентября 2015 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 6 апреля 2011.
20 июля 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 января 2007.
4 августа 2020 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 20 февраля 2019.
13 августа 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 29 января 2007.
6 марта 2018 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 31 января 2007.
29 июля 2019 года.
26 апреля 2007 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 6 февраля 2008.
6 августа 2019 года.