Interested Article - Каннабих, Кристиан

Иоганн Кристиан Инноценц Бонавентура Канна́бих ( нем. Johann Christian Innocenz Bonaventura Cannabich ; 28 декабря 1731 , Мангейм 20 января 1798 , Франкфурт-на-Майне ) — немецкий дирижёр , скрипач и композитор , представитель Мангеймской школы . Отец Карла Каннабиха .

Биография

Родился в семье придворного флейтиста Мартина (Маттиаса) Каннабиха (1690—1773). Учился у руководителя мангеймской придворной капеллы Иоганна Стамица , с 1744 года играл в придворном оркестре как стажёр, с 1746 года как полноправный участник. В начале 1750-х гг. на средства пфальцского курфюрста Карла Теодора был направлен в Италию, где в течение трёх лет изучал композицию под руководством Никколо Йоммелли , затем провёл некоторое время в Милане в кругу композитора-новатора Джованни Баттиста Саммартини . В 1756 году вернулся в Мангейм, с 1759 года (после смерти Стамица) концертмейстер, с 1774 года один из капельмейстеров придворного оркестра (курировавший инструментальные концерты). Трижды (1764, 1766, 1772) гастролировал в Париже как исполнитель и композитор, отчасти благодаря покровительству герцога Цвайбрюккенкского Кристиана IV (Каннабих был женат на фрейлине герцогини) , — это принесло ему общеевропейскую репутацию. В 1778 году вместе со всей придворной капеллой перебрался в Мюнхен после того, как Карл Теодор стал курфюрстом Баварии , с 1788 года единоличный руководитель объединённого оркестра .

Вольфганг Амадей Моцарт в 1777—1778 гг., во время своего пребывания в Мангейме, некоторое время жил в доме Каннабиха, давал уроки фортепианной игры его старшей дочери Розине (1764—1839) .

Творчество

Слава Каннабиха была в первую очередь связана с руководством Мангеймской капеллой, хотя оркестр уже был доведён до совершенства его предшественником Стамицем. «У него есть дар удерживать в порядке самый большой оркестр простым кивком головы и движением локтя. <…> Пожалуй, никто и никогда так тщательно не изучал колорит скрипок, как этот мастер», — писал о Каннабихе Кристиан Шубарт , подразумевая управление оркестром с места концертмейстера . Аррай фон Доммер отмечал также, что учениками Каннабиха было большинство работавших в Мангейме скрипачей .

В композиторском наследии Каннабиха наибольшее значение имели симфонии, которых он написал около 90. Значительной, но недолгой популярностью пользовались его балеты — в частности, «Анжелика и Медор» (1770, по эпизоду из поэмы Ариосто « Неистовый Роланд »), « Кортес и Телаира» ( фр. Cortez et Thélaire ; 1777, с успехом повторён в 1794 году в Берлине), «Сошествие Геракла в преисподнюю» ( фр. La descente d’Hercule aux enfers ; 1778). Несколько опер Каннабиха и многочисленные камерные ансамбли не были столь успешны.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #118668218 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. от 19 июня 2023 на Wayback Machine // Naxos Recording
  4. // Neue Deutsche Biographie , Bd. 3 (1957), S. 125 f.
  5. от 19 июня 2023 на Wayback Machine // Europäische Instrumentalistinnen des 18. und 19. Jahrhunderts / Sophie Drinker Institut
  6. . — Wien: J. V. Degen, 1806. — S. 137.
  7. // Allgemeine Deutsche Biographie , Bd. 3 (1876), S. 759—760.
Источник —

Same as Каннабих, Кристиан