Билсон, Брюс
- 1 year ago
- 0
- 0
Малколм Билсон ( англ. Malcolm Bilson ; род. 24 октября 1935 ) — американский пианист , клавирист и музыкальный педагог , видный представитель движения аутентичного исполнительства .
Принципиальное значение для исторического исполнительства имели, прежде всего, два проекта Билсона. В 1980-е годы вместе с дирижёром Джоном Элиотом Гардинером и его оркестром « » Билсон записал серию фортепианных концертов Моцарта , используя молоточковое фортепиано — раннюю разновидность инструмента, современную композитору; по итогам этого проекта, подробно поясняя свой выбор в пользу аутентизма, Билсон замечал, что
через другие инструменты приходишь к некоему отличному пути исполнения музыки. Все начинается со звука, потому что именно через звук мы воспринимаем музыку; но тут также имеют значение ритм и фразировка: глядя на моцартовское деление на фразы, на его артикуляцию, на его обозначения динамики, скоро выясняешь, что таким образом значительно проще реализовывать эти указания, чем при использовании современных средств. <…> И в этом вся суть: естественно, вы не будете великим актёром только лишь потому, что правильно произносите свои строки. <…> Задумайтесь, тем не менее, над следующим: пусть есть некто, пусть он даже совершенно замечательный актёр, но если он не в состоянии произносить предложения с правильной интонацией, разве сможет он тогда адекватно передать эмоции, заложенные в них?
В 1996 году Билсон в сотрудничестве с шестью учениками осуществил запись всех фортепианных сонат Бетховена , используя для каждой инструмент, существовавший в момент её создания, — реставрированный или воспроизведённый в копии.
В 2002 году Билсон выступил в Москве с произведениями Гайдна , Карла Филиппа Эммануила Баха , Моцарта и Бетховена. Московская музыкальная критика отметила глубину понимания Билсоном конкретного музыкального материала и тонкостей музыкальной эволюции, однако в целом оценила игру Билсона прохладно, обратив внимание на допущенные им неточности и склонившись к отвергающему принцип аутентизма выводу о музейном характере возникающего при использовании старинного инструмента звучания .
Билсон с 1968 года преподаёт в Корнеллском университете . Среди его учеников, в частности, Барт ван Оорт , и др.