Ха-Голан
- 1 year ago
- 0
- 0
B-A-C-H — музыкальный мотив , который представляет собой последовательность звуков b, a, c и h, которые складываются в фамилию семьи Бахов . Известен благодаря Искусству фуги — одному из величайших произведений И. С. Баха, в котором был впервые использован, и в дальнейшем пользовался большой популярностью у композиторов последующих столетий.
Составление музыкальных монограмм было популярным с XVI века и породило технику, названную soggetto cavato (soggetto cavato dalle vocali di queste parole). Каждому из слогов текста композитор приписывал фонетически родственные названия звуков, например, «Hercules Dux Ferrariae» — «re-ut-re-ut-re-fa-mi-re».
Бах понимал, что его имя может быть записано на нотном стане, и неоднократно использовал этот факт в своих произведениях. Самым известным из примеров стал незаконченный цикл « Искусство фуги », в котором последний Contrapunctus — сложнейшая тройная фуга — заканчивается вскоре после введения третьей темы — BACH. В рукописи содержится сообщение сына композитора, Карла Филиппа Эмануэля Баха , который утверждал: «В момент, когда BACH появляется в противосложении, композитор умер». В 1881 году немецкий музыковед Густав Ноттебом обнаружил, что незаконченный Contrapunctus должен включать ещё четвертую тему — тему, которая связывает весь цикл; эту идею подробно разработал на рубеже веков теоретик . Среди других композиций, где Бах использовал монограмму своей фамилии, канонические вариации «Vom Himmel hoch da komm 'ich her» и ряд менее известных произведений, таких как симфония f-moll (BWV 795) и последняя фуга из первой тетради ХТК .
Значимым является тот факт, что мотив BACH является примером мотива креста (imaginatio crucis, chiasmus), который использовался в барочной музыкальной риторике, в страстях и других произведениях христианской тематики.
О существовании этого мотива знали современники Баха: о нём говорится в Musicalisches Lexikon Иоганна Готфрида Вальтера , он появляется и у сына Баха Иоганна Христиана и ученика Баха — Иоганна Людвига Кребса . Наибольшую популярность мотив получил в XIX веке, когда музыка Баха была открыта вновь и стала предметом особого интереса музыкантов и музыковедов. В XX веке композиторы восхищались особыми структурными свойствами мотива в рамках двенадцатитоновой системы, особенно додекафонии .
В работе, сделанной к 300-летию со дня рождения Баха (1985), Ульрих Принц нашёл 409 произведений 330 различных авторов, в основе которых лежит мотив BACH. Подобный список составлен и Малкольмом Бойдом, который также включает около 400 элементов. К наиболее известным относятся:
Другие композиторы тоже искали способы, чтобы увековечить свои имена в нотации: