Interested Article - Утреня (в Англиканской церкви)

Утреня (оригинальное английское название — англ. Morning Prayer или англ. Matins ) — установленное Книгой общих молитв богослужение Церкви Англии , выросшее из латинских утрени , хвалы ( лат. laudes ) и первого часа .

История

В ходе английской Реформации архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер разработал на основе латинских богослужебных книг ( Миссал , Бревиарий , Ритуал и проч) единую богослужебную книгу для Церкви Англии Книгу общих молитв (первый вариант — 1549 , второй исправленный — в 1552 году ). После Реставрации Стюартов и восстановления государственной Церкви Англии была издана новая Книга общих молитв 1662 года , являющаяся по настоящее время официальной богослужебной книгой. Излагаемый ниже чин утрени приводится в соответствии с этой книгой.

Согласно Книге общих молитв утреня официально называется англ. Morning Prayer , то есть утренняя молитва, распространённым также является название англ. Matins (латинское название утренней службы). В соответствии с идеями Реформации из этой службы были удалены все священнодействия, а основное внимание было уделено чтениям (lessons) из Ветхого и Нового заветов , псалмам и проповеди . Кранмер разделил Псалтирь на части таким образом, чтобы в течение каждого календарного месяца она прочитывалась полностью за вечерней и утреней, таблица псалмов на каждый день приводится в Книге общих молитв. Ещё одной таблицей регулируется порядок ветхо- и новозаветных чтений на каждый день года. Хотя Церковь Англии подчёркивает необходимость вступления в сан для совершения общественных богослужений, вечерню и утреню в соответствии с Книгой общих молитв возглавляет служитель ( англ. minister ), то есть необязательно рукоположённый священник.

До Реформации в английской приходской практике утреннее богослужение состояло из утрени, мессы и последующей литании . Эта схема была сохранена Кранмером, только литания (обязательно полагалась по средам , пятницам и воскресеньям ) была помещена между утреней и литургией . Поскольку согласно букве Книги общих молитв англиканская литургия совершалась только, когда о готовности причащаться заявляло достаточное количество прихожан, то есть даже не каждое воскресенье, основным утренним богослужением в реформированной Церкви Англии надолго стала именно утреня.

В XIX веке под влиянием Оксфордского движения в Высокой церкви роль литургии значительно возросла, и теперь уже утреня стала менее значимым богослужением. Тем не менее, утреня совершается в кафедральных соборах , а также в частном порядке всеми англиканскими клириками (обязательно) и благочестивыми мирянами.

Последование утрени по Книге общих молитв

Чинопоследование англиканской утрени схематично выглядит так:

  1. служитель читает один или несколько библейских стихов из приведённых в Книге общих молитв, побуждающих верующих к покаянию ( Иез. , Пс. , Пс. , Пс. , Иоил. , Дан. , Иер. , Мф. , Лк. , Пс. , 1Ин. ) и убеждает установленной проповедью молящихся к покаянию.
  2. служитель и прихожане коленопреклоненно читают молитву общего покаяния,
  3. служитель встаёт с колен и читает над коленопреклоненными прихожанами установленную формулу отпущения грехов (если служит священник ) или коллекту двадцать первого воскресения по Пятидесятнице (если служитель — мирянин, в этом случае он также преклоняет колена),
  4. служитель и прихожане коленопреклоненно читают « Отче наш »,
  5. литания ( Пс. и Пс. ), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, как было, и есть, и будет в бесконечные веки. Аминь. » (это славословие читается после каждого псалма и песни).
  6. псалом 94 ( англ. Venite, exultemus Domino )
  7. псалмы, положенные на данный день
  8. первое чтение (из Ветхого завета ),
  9. Te Deum или ( песнь трёх вавилонских отроков ) ,
  10. второе чтение (из Нового завета ),
  11. песнь Захарии ( Benedictus ) или лат. Jubilate Deo ( ),
  12. Апостольский Символ веры ,
  13. служитель и прихожане коленопреклоненно читают « Господи, помилуй » и « Отче наш »,
  14. литания ( Пс. , Пс. , Пс. , Пс. , Пс. ),
  15. три коллекты : первая — переменная коллекта дня, две последующих — неизменные ( англ. for Peace — о мире и англ. for Grace — о милости),
  16. три молитвы (о монархе , о королевской фамилии, о духовенстве и прихожанах),
  17. молитва Иоанна Златоуста («Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема или трием, согласующемся о имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя» — дословно тайная молитва третьего антифона на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого ),
  18. благословение ( 2Кор. « Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами » — в византийском обряде благословение в начале евхаристического канона )

Утреня в настоящее время

Начиная с XIX века , под влиянием идей Оксфордского движения , главную роль в утреннем богослужении Высокой церкви стала занимать литургия , а утреня отодвинулась на второй план. В современной приходской практике Высокой церкви утреня совершается либо сокращённым порядком, либо опускается вообще. В кафедральных соборах утреня совершается ежедневно. Келейное совершение утрени клириками является обязательным, в качестве личного молитвенного правила текст утрени используется благочестивыми мирянами. В приходах Низкой церкви утреня по-прежнему — центральное богослужение.

В 2000 году в Церкви Англии была издана альтернативная Книге общих молитв Книга общественного богослужения , и с этого времени в каждом приходе разрешено использовать как традиционный, так и новый вариант богослужения. Последовательность «новой» утрени такова:

Вступительная часть (букв. англ. Preparation ) (может быть заменена чином покаяния из традиционной утрени)

  • вступительный стих, первая литания из традиционной вечерни, изменяемое песнопение (из гимнария),
  • благодарственная молитва (переменная), завершающаяся « Благословен Бог во век »,
  • гимн , вступительная песнь (обе из гимнария), начальная молитва

Служба Слова Божия :

Молитвы

Заключительная часть (может быть заменена коллектами и молитвами из традиционной утрени)

  • гимн или песнь (из гимнария),
  • благословение.

В Епископальной церкви США современное богослужение определяется изданной в 1979 году Книгой общих молитв, содержащей так называемые « Ритуал один » и « Ритуал два ». Утрени двух ритуалов в основных моментах одинаковы, отличие состоит только в используемом языке (традиционный английский времён 1662 года в «Ритуале один» и современный в «Ритуале два»).

Музыка англиканской утрени

Весь текст англиканской утрени(за естественным исключением чина покаяния, чтений и заключительных молитв) может петься служителем и хором . Пение может быть речитативным или полифоническим , в последнем случае текст может быть разделён между двумя частями хора, стоящими по разные с стороны от служителя; солистами и хором; певцами, находящимися в разных частях храма. Допускается пение a cappello, в сопровождении органа или (в последнее время) других музыкальных инструментов.

Все крупные исторические события английской истории традиционно отмечались специальными благодарственными богослужениями. Так как до XIX века литургия совершалась в большинстве приходских церквей даже не каждое воскресенье, торжественным богослужением становилась утреня. В результате существуют многочисленные переложения гимнов утрени, написанные известными композиторами, в том числе Генделем . Помимо предусмотренных богослужебными книгами песнопений утреня обычно дополняется гимнами, исполняемыми прихожанами.

Источники

Примечания

  1. Glory be to the Father, and to the Son, and to the Holy Ghost;As it was in the beginning, is now, and ever shall be, world without end. Amen
  2. Следует отметить, что первая песня не является библейской, а вторая — взята из той части Книги пророка Даниила , которую сама Церковь Англии в 39 статьях называет апокрифической
  3. «Lord have mercy upon us»
Источник —

Same as Утреня (в Англиканской церкви)