Interested Article - Куро-араксская культура

Ку́ро-ара́кская культура археологическая культура , существовавшая около 4000 — 2200 гг. до н. э. на территории Северного Кавказа , Закавказья ( Азербайджан , Армения , Грузия ) и прилегающих областей Ближнего Востока (восток Турции и северный Иран ). Данную культуру впервые выделил и описал советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин .

Куро-араксской культуре, предшествовала культура Шулавери-Шому (примерно 6000 — 4000 гг. до н. э.) . В свою очередь, Куро-араксская культура в дальнейшем значительно повлияла на последующую триалетскую культуру (ок. 2200—1500 гг. до н. э.) . Одними из создателей куро-аракской культуры, согласно В. А. Сафронову , были хурритские и картвелоязычные племена .

Название культуры

Название «куро-аракская культура» возникло в советской археологической науке, прежде всего, в работах армянских, грузинских и азербайджанских археологов, наиболее пристально изучавших этот феномен в советское время. Проблема заключается в том, что в мировой специализированной литературе, посвящённой данной культуре, так и не сложилось единой терминологии в отношении её наименования. Несмотря на то, что большинство советских учёных называли её «куро-аракской», Пиотровский и Мунчаев предпочитали термин « энеолитическая культура Закавказья» (в дальнейшем Мунчаев также принял термин «куро-аракская культура», признав его общепринятость в отечественной науке ). Применение слова «энеолитическая» здесь, однако, представляется не вполне корректным, как и использование названия «закавказский медный век», поскольку последний период развития данной культуры относится уже к раннему бронзовому веку . Другие использующиеся названия данной культуры исходят не из этапа развития металлообработки, а из географического ареала её распространения или даже этнического состава относящегося к ней народонаселения. В частности, Дэвид Лэнг и ввели по отношению к ней понятие «ранний анатолийский бронзовый век», а Р. Дайсон — «культура Яник» (в соответствии с результатами раскопок на Яник-Тепе ), кроме того, для обозначения данной культуры зачастую применяется во многом спорный термин «ранняя хурритская культура». Позднее Лэнг и Берни предложили термин «ранняя закавказская культура» (более полно — «ранняя закавказская и восточноанатолийская культура») .

Ареал культуры

Куро-араксская культура имела распространение на территории почти всего Закавказья, Северо-Западного Ирана, Восточной Анатолии и Северо-Восточного Кавказа. Южные границы её ареала доходили до озера Урмия и далее до вплоть Керманшаха и Xaмадана . На юго-западе культура распространилась до Эрзерума , бассейна озера Ван и западнее вплоть до Малатьи . На севере и северо-востоке её ареал включал в себя территории Дагестана, Чечни и частично территории Ингушетии и Северной Осетии. В Ингушетии и Северной Осетии проходила граница между куро-аракской и майкопской культурами. На северо-западе границы ареала культуры доходили до Кутаиси , Самтреди и далее до реки Ингури . При этом, что характерно, в прибрежной зоне Чёрного моря следов куро-араксской культуры не обнаружено — в собственно причерноморских районах развивалась собственная культура, находившаяся всё же под влиянием куро-араксской и майкопской культур. Как видно, границы куро-араксской культуры простирались гораздо дальше территории междуречья Куры и Аракса , однако больше всего памятников этой культуры обнаружено именно в указанной области — в Центральном Закавказье .

По словам Джеффри Саммерса, движение представителей Куро-аракской культуры в Иран и регион озера Ван , которое он интерпретирует как довольно внезапное, началось незадолго до 3000 г. до н. э. и, возможно, было вызвано «Крушением Позднего Урука » (Late Uruk Collapse), или концом 'Урукского периода', который закончился фазой Урук IV около 3100 г. до н. э.

Характеристика

Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ и Кура-Араксинскую низменность , на территории которой сейчас она наиболее изучена археологами.

Одни учёные [ какие? ] считали, что культура была уничтожена нашествием хурритов , другие [ какие? ] учёные пытаются отождествить куро-араксскую культуру с хуррито - урартской общностью .

В 1988—2000 гг. сирийской экспедицией археологов РАН выявлено сходство артефактов Майкопской культуры и местной Лейлатепинской культуры с артефактами, найденными в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии . Постройка Телль Хазны датируется 4 тыс. до н. э. Это указывает на возможную миграцию на Южный и затем и на Северный Кавказ племён Убейд -Урукского круга Ближнего Востока.

На поселении Сиони, в Марнеульском муниципалитете Грузии найдена керамика, которая близка к шулавери-шомутепинской. Она серо-бурая, из грубого теста с примесью толчёного базальта и не залощена. В то же время, имеется здесь и ранняя чернолощеная керамика куро-аракской культуры . Это поселение относится к ранней культуре Сиони-Цопи-Гинчи , и здесь прослеживаются ранние стадии куро-араксской культуры.

Хирбет-керакская культура

Примерно в XXVII в. до н. э. на Антиохийской равнине в Сирии и Палестине наблюдается приток людей, создавших керамику типа Хирбет-Керак . Хирбет-керакская культура хорошо представлена ещё и в Угарите . Она также присутствует в центральной Анатолии, но лучше всего она представлена на Кавказе, в регионе распространения куро-араксской культуры. В южной Анатолии она отсутствует. Появление этой культуры в Сирии и Палестине могло быть результатом миграции из Кавказа .

Некоторые исследователи связывают распространение Куро-араксской культуры в восточной Анатолии с окончанием археологической фазы Урук в начале 3-го тысячелетия до н. э. и началом периода Джемдет-Наср , когда влияние Урука было ослаблено.

Захоронения

Погребальные памятники Куро-Аракский культуры характеризирует большое многообразие.

Анализируя ситуацию в Куро-Аракский период, Т. А. Ахундов отмечает отсутствие единства в погребальных памятниках, что считает более чем странным в рамках единой культуры; ибо погребальный обряд отражает глубинные культурообразующие основы и слабо повержен внешним влияниям. … Отмечаются безкурганные, подкурганные захоронения, погребения в грунтовых ямах, в каменных ящиках и склепах, в материке [материковые напластования глины или песка] и на нём, в погребениях круглой и прямоугольной форм, а также различие в трупоположении.

Погребальные комплексы куро-аракской культуры иногда включают и трупосожжение.

Здесь можно прийти к выводу, что Куро-Аракская культура сложилась в процессе синтеза нескольких культурных традиций, включая древние культуры Кавказа и близлежащих территорий.

Образ жизни, хозяйство

Носители культуры обитали в укрепленных поселках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму. В центре поселений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство.

Пиктографическое письмо

На территории ареала куро-аракской культуры найдено несколько сосудов со специфическим орнаментом, в котором некоторые учёные разглядели знаки пиктографической письменности . Причиной этого является то, что данный орнамент лишён ритма и повторяемости элементов, что навело исследователей на мысль о дополнительном (не только декоративном) значении составляющих его знаков. Уже Куфтин высказал мнение, что знаки на миске, обнаруженной в имеют пиктографический характер и схожи с протоэламскими .

Палеогенетика

У представителей куро-араксской культуры из Талина и (Армения) определены митохондриальные гаплогруппы H1u , X2f , U3a2 , у образца I1635 / KA1/12 из Калавана, жившего 2619—2465 лет до н. э., определена Y-хромосомная гаплогруппа R1b1-M415 (xM269) . Также у представителей куро-араксской культуры определили Y-хромосомные гаплогруппы J (субклад J1 ), G2b-FGC2964 и митохондриальные гаплогруппы R1a , K3 , U4a2 . Из Арслантепе нашли J2a1a, G2a2b1, E1b1 , J1a2, H2, R1b1 [ источник не указан 1331 день ] . У образцов из могильника в Беркабере (ARM_Berkaber_KuraAraxes_EBA, 2468-2299 лет до н. э.) определены Y-хромосомные гаплогруппы J1a2b1-Z1842, J1a2b1b2~-CTS1460 (n=2) и митохондриальные гаплогруппы H, T2h, N1b1a .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 июля 2020. 24 июля 2020 года.
  2. . Дата обращения: 23 июля 2020. 23 июля 2020 года.
  3. Encyclopedic Dictionary of Archeology — Page 512 by Barbara Ann Kipfer
  4. Kushnareva, K. Kh. 1997. The Southern Caucasus in Prehistory: Stages of Cultural and Socioeconomic Development from the Eighth to the Second Millennium B.C. University Museum Monograph 99. Philadelphia: The University of Pennsylvania Museum.
  5. Сафронов В. А. Классификация и датировка памятников бронзового века Северного Кавказа // Сообщения Научно-методического Совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР. Вып. VII. — М.: Изд-во «Знание», 1974. — С.23-306 — 600 экз.
  6. , с. 10.
  7. , с. 66—67.
  8. , с. 13—14.
  9. Geoffrey D. Summers, 4 июня 2018 года. Paléorient 2014 Volume 40 Numéro 2 pp. 155—168
  10. . Дата обращения: 1 апреля 2008. 29 июня 2017 года.
  11. (недоступная ссылка — ) .
  12. Мунчаев Р. М. , Мерперт Н. Я. , 23 мая 2020 года. — М.: Палеограф, 2004. — ISBN 5-89526-012-8
  13. . 22 октября 2020 года. // Генофонд.рф
  14. Эммануэль Анати . . 18 ноября 2015 года.
  15. Севда Сулейманова, . 10 октября 2017 года. Баку 2011
  16. А. И. Мартынов, . 10 октября 2017 года. 5-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2005
  17. , с. 23.
  18. Iosif Lazaridis et al. 16 июля 2018 года.
  19. . 18 мая 2018 года. , 2018
  20. Iosif Lazaridis et al. . 27 августа 2022 года. ( . 27 августа 2022 года. ) // SCIENCE, 26 Aug 2022. Vol 377, Issue 6

Литература

  • , Лэнг Д. М. Древний Кавказ. От доисторических поселений Анатолии до христианских царств раннего Средневековья / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2016. — 383 с. — ISBN 978-5-9524-5198-8 .
  • : [ 5 декабря 2022 ] / А. Ю. Скаков // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 421. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
  • Кушнарева К. Х., Чубинишвили Т. Н. Древние культуры Южного Кавказа (V—III тыс. до н. э.). Ленинград: Наука, 1970.
  • Мунчаев Р. М. // Отв. редакторы К. Х. Кушнарева, В. И. Марковин. Археология. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. — М. : Наука , 1994. — С. 8—57 . — ISBN 5-02-009723-3 .
  • Ростунов В. Л. Куро-аракские могильники Северной Осетии: Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. — Орджоникидзе, 1988.
  • Ростунов В. Л. Куро-аракская культура на Центральном Кавказе (хронология и историко-археологические аспекты миграции)// Античность и варварский мир. — Орджоникидзе: Северо-Осетинский университет, 1985. С. 3—42.
  • Ростунов В. Л. Куро-аракская культура на Центральном Кавказе (К вопросу об истоках и путях миграции)// Античность и варварский мир. — Орджоникидзе: Северо-Осетинский университет, 1985. С. 91—130.
  • Ростунов В. Л. Куро-аракские могильники Северной Осетии// Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. — Орджоникидзе, 1988.
  • Шаншашвили Нино. . — Тбилиси: Академия наук Грузии. Центр археологических исследований, 1999.

Ссылки

  • - Куро-аракская культура
Источник —

Same as Куро-араксская культура