Годар, Луи
- 1 year ago
- 0
- 0
Бенжамен Луи Поль Годар ( фр. Benjamin Louis Paul Godard ; 18 августа 1849 , Париж — 10 января 1895 , Канны ) — французский скрипач и композитор эпохи романтизма .
Родился в семье предпринимателя еврейского происхождения. Начал заниматься скрипкой под руководством Рихарда Хаммера , дебютировал на сцене в возрасте девяти лет. В 1863 году поступил в Парижскую консерваторию в класс скрипки Анри Вьётана , затем изучал также композицию у Анри Ребера . Дважды гастролировал по Германии вместе со своим учителем Вьётаном, некоторое время играл на альте в различных камерных ансамблях.
В возрасте 16 лет написал первую скрипичную сонату (посвятив её Хаммеру) и довольно скоро посвятил себя преимущественно композиции. С 1876 года его произведения систематически исполнялись, особенно в «Популярных концертах» Жюля Этьенна Падлу (в частности, 10 декабря прозвучал впервые Романтический концерт для скрипки с оркестром Op. 35, солировала , которой он посвящён); в том же году Годар оркестровал « Детские сцены » Роберта Шумана , вообще оказавшего на него немалое влияние. В 1878 году Годар стал одним из обладателей премии, учреждённой парижской мэрией, за драматическую симфонию «Тассо» ( фр. Le Tasse , на слова ), 18 декабря того же года симфония была впервые исполнена под управлением Эдуара Колонна . В том же 1878 году была поставлена первая опера Годара «Драгоценности Жанетты» ( фр. Les Bijoux de Jeanette ). В 1885—1886 гг., после смерти Падлу, Годар в течение одного сезона руководил собственным оркестром. В 1887 году получил профессорский пост в Парижской консерватории, а в 1889 г. стал кавалером ордена Почётного легиона .
Список произведений Годара включает в себя 8 опер, из которых наиболее известна третья, «Жослен» ( фр. Jocelyn , по одноимённой поэме Альфонса де Ламартина ; 1888, Брюссель ) — из неё, в частности, взята особенно популярная «Колыбельная». Симфонии Годара в разной степени программны (известнее других Готическая Op. 23 и Восточная Op. 84 — обе, однако, по существу представляют собой сюиты). Два концерта и Поэтические сцены написаны Годаром для скрипки с оркестром, два концерта и Интродукция и аллегро — для фортепиано с оркестром. К его камерным сочинениям относятся три струнных квартета, четыре сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, два фортепианных трио. Годару также принадлежат многочисленные фортепианные пьесы, более ста песен.
Умер от туберкулёза и был похоронен в семейном склепе в Таверни , недалеко от Парижа. К середине XX века его произведения практически вышли из классического репертуара (хотя Давид Ойстрах и исполнял Канцонетту из Романтического концерта). На рубеже XX—XXI веков определённый интерес к творчеству Годара возник вновь: его сочинения для скрипки с оркестром записала Хлоя Ханслип , записаны также два альбома его симфонических произведений и фортепианные трио .
Второй вальс Годара был одним из самых любимых музыкальных произведений Александра Грина . Его первая жена Вера Павловна писала в воспоминаниях:
Иногда я играла Александру Степановичу на рояле, ему больше всего нравился Второй вальс Годара. Однажды, прослушав его, Александр Степанович сказал:
— Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди танцует девочка .