Жан, Оливье
- 1 year ago
- 0
- 0
Оливье Грейф ( фр. Olivier Greif ; 13 января 1950 , Париж — 13 мая 2000 , Париж ) — французский композитор и пианист.
Начал играть на фортепиано в три года, сочинять музыку — с девятилетнего возраста. Окончил Парижскую консерваторию , где учился у Люсетт Декав (фортепиано), Тони Обена (композиция), Жана Юбо (камерный ансамбль) и др. С 1969 г. занимался в Джульярдской школе под руководством Лучано Берио , затем ассистировал ему при постановке Оперы Берио в Опере Санта-Фе. В 1971 г. вернулся в Парижскую консерваторию и ещё некоторое время изучал в ней оркестровку и аранжировку; к этому времени относится период сотрудничества Грейфа с пианисткой Катей Лабек , для которой он написал цикл фортепианных миниатюр. В 1978 году стал последователем Шри Чинмоя , перелагал на музыку его стихи и тексты и получил духовное имя Харидаш (на санскрите «Слуга Божий»).
К 1960-70-м гг. относится значительное количество камерных (преимущественно фортепианных) сочинений Грейфа. В 1981 г. состоялась концертная премьера камерной оперы «Но» ( фр. Nô ) на либретто , встреченной коллегами ( Мессиан , Булез ) и критикой настолько прохладно, что Грейф почти на 10 лет практически прекратил сочинять, занимаясь в это время, главным образом, пропагандой учения Шри Чинмоя во Франции.
Возвращение Грейфа к активной музыкальной деятельности ознаменовалось, в частности, его участием в записи фортепианного квартета Флорана Шмитта вместе с и Брюно Паскье и Роланом Пиду , получившей в 1992 г. одну из французских премий в области звукозаписи. К 1993 году относится важный для Грейфа вокальный цикл «Письма из Вестерборка» ( фр. Lettres de Westerbork ) на текст писем Этти Хиллесум и отрывков из псалмов; за этим сочинением последовала и другая работа Грейфа, связанная с Холокостом , — Симфония № 1 для голоса с оркестром на стихи Пауля Целана ( 1997 ). Эта тема была важна для композитора, в том числе, потому, что его отец происходил из польских евреев и сумел выжить в Аушвице , где провел 1944 — 1945 годы . Струнный квартет Грейфа № 3 «Фуга смерти» ( нем. Todesfuge ; 1998 , с вокальной партией) также был вдохновлён стихотворением Пауля Целана, однако в итоге Грейф отказался от мысли положить его на музыку и заменил текст стихотворением Дилана Томаса And Death Shall Have no Dominion . Для следующего, четвёртого квартета Грейфа литературной основой послужил роман Джеймса Джойса «Улисс» . Среди других поздних произведений Грейфа — ряд вокальных сочинений, в том числе на стихи Ли Бо , Джона Донна и других английских поэтов-метафизиков , Уильяма Блейка , Гёльдерлина , Альфреда де Мюссе , Гейне , Превера , Пола Боулза . В его наследие, среди прочего, входят 23 фортепианные сонаты. К числу наиболее известных сочинений композитора относится Соната-реквием для виолончели и фортепиано ( 1979 ).
Внезапно скончался от неустановленных причин. Похоронен на кладбище Монпарнас .
Неоднократный лауреат премий Института Франции и др. наград как композитор и пианист.
Памяти Грейфа посвящено сочинение Sadhana для голоса и виолончели.