Франсуа Жозеф, герцог де Гиз
- 1 year ago
- 0
- 0
Франсуа Жозеф Дизи ( фр. François Joseph Dizi ; 14 января 1780 , Намюр — ок. 1840 , Париж ) — композитор и арфист -виртуоз. Усовершенствовал механизм арфы и изобрел перпендикулярную арфу .
Сын скрипача из Динана , Франсуа-Жозеф Дизи получил уроки музыки у своего отца. Игре на арфе Дизи научился самостоятельно, поскольку в Намюре учителей арфы не было. В возрасте шестнадцати лет ( 1796 ) Дизи поехал в Лондон. Перед отправлением корабля неумевший плавать Дизи попытался спасти упавшего в воду моряка и потерял сознание. Тем временем корабль, на котором должен был путешествовать Дизи, отплыл, а с ним и багаж, арфа, деньги и рекомендательные письма . Немногих оставшихся у Дизи средств хватило только для того, чтобы добраться до Лондона , и первые несколько недель в Лондоне он провёл в нищете, пока он случайно не услышал звуки арфы. Дом, из которого доносилась музыка, принадлежал Себастьяну Эрару , известному мастеру по изготовлению арф и фортепиано . С помощью распознавшего талант молодого человека Эрара и Клементи у Дизи появились первые ученики, что стало началом блистательной карьеры, продлившейся тридцать лет , когда Дизи был первым арфистом театра « Ковент-Гарден » . К этому периоду относятся выступления в Stationers' Hall : 5 мая 1803 года исполнила сонату Дизи для арфы ; 16 марта 1807 года Дизи исполнил две сонаты для арфы со скрипкой и флейтой, написанные для Дизи и посвящённые ему ; 18 июня 1807 года Дизи вместе с Иоганном Баптистом Крамером исполнил дуэт для арфы и фортепиано Фиорилло ; 21 мая 1811 года была исполнена ещё одна соната самого Дизи . В 1820 году Дизи дирижировал в «Ковент Гардене» ансамблем из двенадцати арф .
В 1828 году Дизи уехал из Лондона в Париж , где стал учителем арфы французских принцесс, дочерей Луи-Филиппа . Кроме принцесс, среди учеников Дизи в разные годы были Каролин Чиннери ( 1791 — 1812 ) и .
Дизи также сотрудничал с фортепианной фабрикой «Плейель» в попытке организовать фабрику по производству арф.
Дизи был другом Шопена и сопровождал его в поездке в Бельгию в конце июля — начале августа 1833 года .
Франсуа Жозеф Дизи скончался в Париже в 1840 году .
Дизи начал работать над усовершенствованием арфы уже во время пребывания в Лондоне. В 1813 — 1817 Дизи разработал «перпендикулярную арфу», струны которой расположены в середине инструмента и находятся в перпендикулярном к полу положении . Одна из немногих сохранившихся перпендикулярных арф находится сегодня в музее Виктории и Альберта в Лондоне . Перпендикулярная арфа оказалась неудобной и не получила распространения .
В Париже Дизи получил патент на усовершенствование арфы с педалями двойного действия , для которой написал ряд сонат, фантазий и романсов . Дизи перенёс функциональность правой педали на левую педаль, что с учётом большей подвижности левой ноги упростило технику исполнения . Кроме усовершенствования системы педалей, Дизи изменил систему крепления струн , что позволило создать более устойчивые полутона, «соответствующие фортепиано или любому другому инструменту» . Дизи использовал такую, сделанную в сотрудничестве с фабрикой «Плейель», арфу для преподавания французским принцессам: когда 9 августа 1832 года любимая дочь Луи Филиппа, Луиза Мария вышла замуж за короля бельгийцев Леопольда I , она взяла свою арфу с собой в Брюссель , и таким образом её арфа находится сегодня в Брюссельском музее музыкальных инструментов , экспонат М629 . В 1834 году две созданные Дизи арфы с педалями двойного действия были представлены фабрикой «Плейель» на восьмой национальной выставке французской промышленности .
В 1835 году Дизи, проживавший тогда в Париже по адресу ул. Каде, 9, также получил патент на новую систему фортепиано .
Цингель считает большую часть произведений Дизи интересными технически, но не музыкальными . С другой стороны, он указывает, что 48 сложных этюдов до сих пор используются при обучении игре на арфе. В то время как аналогичные упражнения уже существовали для фортепиано, ему впервые в литературе для арфы удалось организовать музыкальные фрагменты и звуки, характерные для арфы, в порядке, способствующем развитию навыка игры .