Беккер, Эрнест Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрне́ст Ми́ллер Хемингуэ́й ( англ. Ernest Miller Hemingway ; 21 июля 1899 года , Ок-Парк , Иллинойс , США — 2 июля 1961 года , Кетчум , Айдахо , США) — американский писатель, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года .
Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века .
Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго — деревне Ок-Парк ( Иллинойс , США ) . Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй (1871—1928) был врачом, а мать, Грейс Эрнестин Холл-Хемингуэй (1872—1951) — оперной певицей. Родители оба получили хорошее образование и в консервативной общине Ок-Парка пользовались отличной репутацией . Известный архитектор Фрэнк Ллойд Райт говорил про данное сообщество так: «Там очень много церквей, в которые ходит так много хороших людей» ( англ. «So many churches for so many good people to go to») . После свадьбы Кларенс и Грейс Хемингуэи некоторое время жили с отцом Грейс, Эрнестом Миллером Холлом, в честь которого пара назвала своего первого сына . Позже Эрнест Хемингуэй говорил, что не любил своё имя, которое у него «ассоциировалось с наивным, даже глупым героем пьесы Оскара Уайльда „ Как важно быть серьёзным “ ( англ. «The Importance of Being Earnest»)» . В конце концов семья переехала в семикомнатный дом в респектабельном районе с музыкальной студией для Грейс и медицинским кабинетом для Кларенса .
Мать Хемингуэя одевала маленького Эрнеста (который был первым мальчиком в семье), как девочку, однако так было принято в то время во многих семьях. Она впервые обрезала его волосы, когда ему было 6 лет, и называла его «куколка» ( англ. dolly). Биографы предполагают, что эти странные отношения Грейс к своему сыну повлияли на всю его жизнь. Сюжет о поздней обрезке волос у мальчика неоднократно возникает в произведениях Хемингуэя, например, в романе « Райский сад » ( англ. «The Garden of Eden»). Кроме того, в ряде рассказов писателя персонажи по той или иной причине становятся бессильными и отчаянно пытаются вернуть свою мужественность, как умирающий писатель в рассказе « Снега Килиманджаро » ( англ. «The Snows of Kilimanjaro»). Позже Хемингуэй признавался, что ненавидел свою мать, хотя его племянник Джон Сэнфорд, сын Марселины, который позже стал академиком, сказал в интервью, что противные слова автора о его матери являются «прикрытием» его глубокой любви к ней . Биограф Майкл С. Рейнольдс отметил, что Эрнест унаследовал от матери энергию и энтузиазм . Отец Хемингуэя очень гордился своими колониальными предками и в соответствие с религиозными догмами запрещал в семье танцевать, пить, курить и играть в азартные игры. Этот большой широкоплечий мужчина, в отличие от своей жены, держал детей в строгой дисциплине и, если считал необходимым, мог высечь Хемингуэя кожаным ремнём. Чёрствый врач является персонажем одного из ранних рассказов Хемингуэя — «Доктор и его жена» ( англ. «The Doctor and The Doctor's Wife»). В нём разговоры между врачом и его женой основаны на реальных разговорах между родителями писателя .
Мать будущего автора часто выступала на концертах и хотела научить детей играть на музыкальных инструментах. У Эрнеста не было талантов к этому, но она настоятельно требовала от него играть на виолончели , что не раз становилось «источником конфликта», но позже он признал, что уроки музыки были полезны для его творчества, что видно по контрапунктной структуре романа « По ком звонит колокол » .
У семьи, кроме зимнего дома в Ок-Парке, был ещё коттедж «Уиндемир» на озере Валлун недалеко от города Петоски в штате Мичиган , где отец учил четырёхлетнего Эрнеста охотиться, ловить рыбу, строить убежища в лесах и на берегах озёр Северного Мичигана. Его ранние опыты в мире природы привили ему страсть к приключениям и жизни в отдалённых или изолированных районах .
Для мальчика поездки в «Уиндмир» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами — сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка. В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядное ружьё 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика, в будущем часто перенося их в свои произведения . Он на всю жизнь сохранил добрые воспоминания о своём деде.
Охота стала для Эрнеста главной страстью. Кларенс научил сына обращаться с оружием (в частности, лук и копьё) и выслеживать зверя. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе, своём alter ego , Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец — Кларенс покончит жизнь самоубийством, застрелившись из охотничьей двустволки — будут всегда волновать писателя .
С 1913 по 1917 год Хемингуэй учился в средней школе Oak Park and River Forest High School , где много занимался различными видами спорта, а именно боксом, лёгкой атлетикой, водным поло и футболом. Эрнест позже говорил:
Бокс научил меня никогда не оставаться лежать, всегда быть готовым вновь атаковать… быстро и жёстко, подобно быку.
Особых успехов он добивался на уроках английского языка , а также на протяжении двух лет участвовал в школьном оркестре вместе с сестрой Марселиной . В юношеские годы Хемингуэй также проходил курсы по журналистике в Фэни Бигс, которые были устроены по принципу «будто класс был газетным офисом». Лучшие авторы на этих курсах получали возможность писать для школьной газеты «Трапеция» ( англ. «The Trapeze»). И Эрнест и его сестра Марселина были среди них и писали для газеты. Первым вкладом Хемингуэя в «Трапецию» стала статья о местном выступлении Чикагского симфонического оркестра , опубликованная в январе 1916 года . Он продолжал писать и для «Трапеции», и для школьного ежегодника «Табула» ( англ. «The Tabula»), подражая языку спортивных обозревателей и используя псевдоним Ринг Ларднер-младший — по примеру Ринга Ларднера из газеты Chicago Tribune , который подписывался «Лайн О’Тайп». Сначала был напечатан «Суд Маниту» — сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором, а в следующем номере — новый рассказ «Всё дело в цвете кожи» — о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Далее, в основном, публиковались репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Ок-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем .
После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити , где устроился работать в местную газету The Kansas City Star репортёром . Здесь он отвечал за небольшой район города, в который входили главная больница, вокзал и полицейский участок. Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах. Эрнест Хемингуэй наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами его будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности .
После вступления США в Первую мировую войну Хемингуэй решил пойти добровольцем, но его не взяли из-за повреждённого левого глаза. В начале 1918 года Эрнест Хемингуэй отозвался на кадровый поиск Красного Креста в Канзас-Сити и вызвался быть водителем скорой помощи на итальянском фронте . В мае он покинул Нью-Йорк и прибыл в Париж , который находился под обстрелом немецкой артиллерии . В июне он добрался до Италии, где, вероятно, впервые встретился с Джоном Досом Пассосом , с которым на протяжении многих десятилетий имел нелёгкие отношения . Во время своего первого дня в Милане он был отправлен к месту взрыва на военном заводе, где спасатели вытаскивали из развалин останки работниц. Хемингуэй описал этот инцидент в своей научно-популярной книге « Смерть после полудня » ( англ. Death in the Afternoon): «Я помню, что после того, как мы довольно тщательно искали останки погибших, мы собирали фрагменты» . Через несколько дней он был в Фоссальте-ди-Пьяве .
8 июля 1918 года Хемингуэй был тяжело ранен миномётным огнём, возвращаясь из столовой с шоколадом и сигаретами для солдат на передовой . Несмотря на раны, он помогал спасать итальянских солдат, за что получил итальянскую серебряную медаль за отвагу . Будучи 18-летним юношей, он описывал этот инцидент: «Если вы идёте на войну мальчиком, вы имеете большую иллюзию бессмертия. Других людей убивают, а вас — нет… Потом, когда вы в первый раз получаете тяжёлые ранения, вы теряете эту иллюзию и знаете, что это может случиться и с вами» . Он получил серьёзные осколочные ранения обеих ног, прошёл немедленную операцию и провёл пять дней в полевом госпитале до того, как был переведён на оздоровление в больницу Красного Креста в Милане . Он провёл шесть месяцев в больнице, где встретил и сильно подружился с по прозвищу «Чинк», а также делил комнату с будущим американским дипломатом, послом и писателем .
В госпитале из него извлекли 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом .
Во время выздоровления Хемингуэй встретил свою первую любовь — Агнес фон Куровски , медсестру Красного Креста, которая была на семь лет старше его. В январе 1919 года, когда он возвращался в Соединённые Штаты, Агнес и Хемингуэй решили жениться в течение нескольких месяцев в Америке. Тем не менее в марте она написала, что обручилась с итальянским офицером. Биограф Джеффри Майерс утверждает, что Хемингуэй был опустошён из-за отказа Агнес и в будущем стремился оставить жену до того, как она оставит его .
Эрнест Хемингуэй, которому ещё не было 20 лет, вернулся с войны в начале 1919 года зрелым человеком, который переживал депрессию из-за того, что был вынужден сидеть дома без работы, и из-за необходимости восстановления сил и здоровья . Как объясняет Рейнольдс, «Хемингуэй не мог точно объяснить своим родителям, что он почувствовал, когда увидел окровавленное колено. Он не мог объяснить, как страшно ему было в другой стране с хирургами, которые не могли сказать ему на английском языке, смогут ли они исцелить его ногу или нет» . Вскоре родители начали давить на него, чтобы он нашёл работу или продолжал образование, но на 1000 долларов страховых выплат за ранения он мог жить не работая почти год. Хемингуэй жил в доме своих родителей и проводил время, читая в библиотеке или дома. Он мало рассказывал о войне, а знакомые часто видели, как он ходил по городу в форме Красного креста. В сентябре он пошёл в поход на Верхний полуостров Мичигана со своими школьными друзьями . Этот поход стал вдохновением для его рассказа «На Биг-Ривер» ( англ. Big Two-Hearted River), в котором автобиографичный персонаж уезжает из города в поисках уединения после возвращения с войны . Друг семьи предложил Хемингуэю работу в Торонто , и тот от скуки согласился. В конце года он начал работать в качестве фрилансера , штатного сотрудника и иностранного корреспондента в газете Toronto Star . Он вернулся в Мичиган в июне следующего года , а затем, в сентябре 1920 года, переехал в Чикаго , чтобы жить с друзьями, продолжая писать рассказы для Toronto Star . Единственный раз в жизни принял участие в выборах — отдал свой голос за кандидата в президенты от социалистов Юджина Дебса .
В Чикаго он работал в качестве помощника редактора ежемесячного журнала Cooperative Commonwealth, где познакомился с писателем Шервудом Андерсоном . Пианистка , которая жила в Сент-Луисе , приехала в Чикаго, чтобы посетить сестру соседа Хемингуэя. Он увлёкся ею, позже описав это: «Я знал, что она была девушкой, на которой я собирался жениться» . У Хедли были рыжие волосы и она была на восемь лет старше его . Несмотря на это, Хедли, на которую повлияла чрезмерная опека матери, казалась менее зрелой, чем молодые женщины её возраста . Бернис Кёрт, автор книги «Женщины Хемингуэя» ( англ. The Hemingway Women), утверждает, что на выбор писателя оказали влияние воспоминания об Агнес, но в Хедли была детскость, которой не хватало Агнес. Пара переписывалась несколько месяцев, а затем решила пожениться и путешествовать по Европе . Они хотели посетить Рим , но Шервуд Андерсон в своём письме убедил молодую пару вместо этого поехать в Париж . Они поженились 3 сентября 1921 года. Через два месяца Хемингуэй был нанят в качестве иностранного корреспондента Toronto Star, и пара уехала в Париж. Насчёт брака Хемингуэя и Хедли Майерс утверждает: «С Хедли Хемингуэй достиг всего, чего он ждал от своих отношений с Агнес: любви красивой женщины, удобного дохода и жизни в Европе» .
Карлос Бейкер, первый биограф Хемингуэя, считает, что в то время как Андерсон предложил Париж, потому что денежный курс сделал это место недорогим для жизни, главным для Хемингуэя было то, что Париж был местом, где жили «самые интересные люди в мире». В Париже он встретил таких писателей, как Гертруда Стайн , Джеймс Джойс и Эзра Паунд , которые «могли помочь молодому писателю на ступеньках карьеры» . В начале «парижских лет» Эрнест Хемингуэй был «высоким, красивым, мускулистым, плечистым, румяным молодым человеком с карими глазами, квадратной челюстью и мягким голосом» . В Париже молодая чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана около площади Контрэскарп, а работал Эрнест в арендованном помещении в соседнем здании . В книге « Праздник, который всегда с тобой » Эрнест писал:
Здесь не было горячей воды и канализации. Зато из окна открывался хороший вид. На полу лежал хороший пружинный матрац, служивший нам удобной постелью. На стене висели картины, которые нам нравились. Квартира казалась светлой и уютной.
Стайн, которая была оплотом модернизма в Париже , стала учителем Хемингуэя; она познакомила его с художниками и писателями из квартала Монпарнас , которых она называла « потерянным поколением » — термином, который Хемингуэй популяризировал в романе « И восходит солнце » . Регулярно посещая салон Стайн, он познакомился с такими влиятельными художниками, как Пабло Пикассо , Жоан Миро и Хуан Грис . В конце концов он отказался от влияния Гертруды Стайн, и их отношения ухудшились и перетекли в литературные ссоры, которые происходили на протяжении десятилетий . Американский поэт Эзра Паунд случайно встретил Хемингуэя в книжной лавке Сильвии Бич « Шекспир и Компания » в 1922 году. Они вдвоём ездили в Италию в 1923 году и жили на одной улице в 1924 году . Между ними завязалась крепкая дружба, и Паунд видел в Хемингуэе талантливого молодого писателя . Паунд познакомил его с ирландским писателем Джеймсом Джойсом, с которым Хемингуэй часто устраивал «пьяные гулянки» .
В ходе первых 20 месяцев в Париже Хемингуэй отослал в газету Toronto Star 88 рассказов . Он писал о греко-турецкой войне , где был свидетелем сожжения Смирны , а также такие приключенческие рассказы, как «Ловля тунца в Испании» (Tuna Fishing in Spain) и «Ловля форели в Европе» (Trout Fishing All Across Europe: Spain Has the Best, Then Germany) . Писатель был опустошён, узнав, что Хедли потеряла чемодан с его рукописями на вокзале Гар де Льон , откуда она ехала в Женеву , чтобы встретиться с ним в декабре 1922 года . В сентябре пара вернулась в Торонто, где 10 октября 1923 года у них родился сын — . Во время их отсутствия в Париже была опубликована первая книга Хемингуэя — « » («Three Stories and Ten Poems»). Два рассказа из этого сборника были всем, что осталось после потери чемодана, а третий был написан прошлой весной в Италии. Через несколько месяцев был опубликован второй сборник — « » (In our time). Это небольшое издание включало в себя 6 виньеток и 12 миниатюр, которые автор написал прошлым летом во время своего первого визита в Испанию , где на него произвела сильное впечатление коррида . Оставив Париж, он скучал в Торонто и считал за лучшее вернуться к жизни писателя, чем быть журналистом .
Хемингуэй, Хедли и их сын (которого называли Бамби) вернулись в Париж в январе 1924 года и переехали в новую квартиру на улице Нотр-Дам-де-Шан . Писатель помогал Форду Мэдоксу Форду в редакции журнала , который публиковал произведения Эзры Паунда , Джона Доса Пассоса , баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингофен и Гертруды Стайн , а также некоторые из собственных ранних рассказов самого Хемингуэя, таких как « Индейский посёлок » (Indian Camp) . В 1925 году был издан сборник « » ( In Our Time ), на суперобложке которого были комментарии Форда . К этому времени относится выработка писателем такого художественного приёма как « принцип айсберга », который он использовал на протяжении всего своего творческого пути. Так, по поводу рассказа «Конец сезона» Хемингуэй позже писал, что он убрал из него «настоящий финал», в котором «старик повесился»: «Я отбросил его, исходя из своей новой теории, что можно опустить что угодно, если опускаешь сознательно, и опущенный кусок усилит рассказ, заставит людей почувствовать больше того, что они поняли» . Значительную похвалу получил рассказ «Индейский посёлок»; Форд видел в нём важное начальное произведение молодого писателя . За шесть месяцев до этого Хемингуэй познакомился с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом , и у них сформировалась дружба «с восторгом и враждебностью» . В том же году Фицджеральд опубликовал свой известный роман « Великий Гэтсби ». Хемингуэю понравилась эта работа, и он решил, что его следующим произведением должен быть роман .
В 1923 году Хемингуэй вместе с женой Хедли впервые посетил фестиваль Сан-Фермин в испанском городе Памплона , где был очарован зрелищем корриды . Хемингуэи вернулись в Памплону в 1924 году и в третий раз в июне 1925. В последний раз они привезли с собой группу американских и британских экспатриантов : друга детства Хемингуэя Билла Смита, Дональда Огдена Стюарта , Леди (недавно разведённую), её любовника Пэта Гатри и . Через несколько дней после того, как фиеста закончилась, в день своего рождения (21 июля), писатель начал работать над романом « И восходит солнце », закончив его написание через восемь недель . В декабре 1925 года Хемингуэи решили провести зиму в австрийском городе Шрунсе , где он начал пересматривать рукописи произведения. В январе к ним присоединилась Полин Пфайффер и, вопреки советам Хедли, уговорила Хемингуэя подписать контракт с издательством Charles Scribner's Sons . Он покинул Австрию для быстрой поездки в Нью-Йорк, чтобы встретиться с издателями, а на обратном пути, во время остановки в Париже, у него начался роман с Полин, после чего он вернулся в Шрунс и в марте закончил работу над своим произведением . В апреле 1926 года рукопись была доставлена в Нью-Йорк, после чего Хемингуэй окончательно отредактировал роман в августе, а в октябре Charles Scribner’s Sons опубликовало его .
Роман «И восходит солнце», главными персонажами которого стали представители поколения послевоенных экспатриантов , получил положительные отзывы критиков и был «признан величайшим произведением Хемингуэя» . Сам Хемингуэй позднее писал редактору Максу Перкинсу , что главной темой книги была не столько потерянность поколения, сколько то, что «земля пребывает во веки» (the earth abideth forever); он предполагал, что персонажи романа, возможно, были потрёпанные, но не потерянные .
Отношения Хемингуэя и Хедли ухудшились, когда он работал над романом «И восходит солнце» . Весной 1926 года Хедли стало известно о его романе с Полин Пфайфер, которая поехала с ними в Памплону в июле . Когда они вернулись в Париж, Хемингуэй и его жена разошлись по её требованию, а в ноябре Хедли официально запросила развод. Они разделили имущество, а Хедли приняла предложение Хемингуэя в дополнение получить выручку от «И восходит солнце» . В январе 1927 года пара развелась, а в мае Хемингуэй женился на Полин Пфайфер .
Пфайфер, которая была родом из богатой арканзасской католической семьи, приехала в Париж, чтобы работать для журнала Vogue . Перед их браком Хемингуэй принял католическую веру . Они провели медовый месяц в , где он отболел сибирской язвой , после чего писатель начал планировать свой следующий сборник рассказов , « », который был издан в октябре 1927 года . В конце года Полин, которая была беременна, захотела вернуться в Соединённые Штаты. Джон Дос Пассос порекомендовал остров Ки-Уэст во Флоридском заливе , и в марте 1928 года они покинули Париж. Этой же весной Хемингуэй получил тяжёлую травму в своей ванной в Париже, сильно ударившись головой, после чего у него на всю жизнь остался выпуклый шрам на лбу. Если Хемингуэю задавали вопросы про этот шрам, он не хотел говорить о нём . После отъезда из Парижа Хемингуэй больше никогда не жил в больших городах .
В конце весны Хемингуэй и Полин отправились в Канзас-Сити , где 28 июня 1928 года у них родился сын . У Полин были тяжёлые роды, которые автор перенёс в роман « Прощай, оружие! ». После рождения Патрика Хемингуэй с женой отправились в Вайоминг (штат Массачусетс) и Нью-Йорк . Зимой он был в Нью-Йорке с Бамби, собираясь сесть на поезд до Флориды, когда получил телеграмму, где прочитал, что его отец покончил жизнь самоубийством . Хемингуэй был опустошён этой новостью: ранее он писал отцу, чтобы тот не волновался о финансовых трудностях, но письмо пришло уже после самоубийства. Он понял, как Хедли чувствовала себя после самоубийства её собственного отца в 1903 году, а также замечал: «Я, наверное, пойду тем же путём» .
В декабре Хемингуэй вернулся на Ки-Уэст, где работал над романом «Прощай, оружие!», после чего в январе отправился во Францию. Произведение должно было начать издаваться в журнале в мае, однако в апреле писатель ещё работал над финалом романа, который он переписывал по меньшей мере семнадцать раз и закончил написание только в августе. Завершённый роман был опубликован 27 сентября . Биограф Джеймс Мэллоу считает, что «Прощай, оружие!» установил авторитет Хемингуэя как основного американского писателя и включает в себя высокий уровень сложности, которого не было в «И восходит солнце» . Летом 1929 года в Испании автор готовился к своей следующей книге « Смерть после полудня ». Он хотел написать всеобъемлющий трактат о бое быков, полностью пояснив понятия тореро и корриды , снабдив книгу глоссариями и примечаниями, так как считал, что коррида «представляет великий трагический интерес, касающийся буквально жизни и смерти» .
В начале 1930-х годов Хемингуэй проводил зимы на Ки-Уэсте, а летом посещал Вайоминг, где он нашёл «красивейший край, который он видел на западе Америки» и где охотился на оленей , лосей и медведей гризли . Сюда же к Хемингуэю наведывался Дос Пассос , и в ноябре 1930 года, после того, как Дос Пассос прибыл на железнодорожный вокзал в Биллингсе ( штат Монтана ), Хемингуэй попал в автомобильную аварию и сломал руку. В итоге писатель был госпитализирован в течение семи недель, где за ним присматривала Полин, а нервы на его пишущей руке заживали около года, во время которого он страдал от сильной боли .
12 ноября 1931 года в Канзас-Сити у писателя родился третий сын — Грегори Хэнкок Хемингуэй . Дядя Полин подарил им на Ки-Уэсте с гаражом и вторым этажом, который был преобразован под письменную студию Хемингуэя . Из-за того, что новый дом находился рядом с маяком, Хемингуэю было легко найти его после долгих ночей употребления алкоголя. В то время Хемингуэй часто посещал местный бар . Он приглашал своих друзей, включая , Доса Пассоса и Макса Перкинса , на рыбалку и на исключительно мужские экспедиции на острова Драй-Тортугас . Между тем, он продолжал путешествовать в Европу и на Кубу , и, хотя в 1933 году он писал о Ки-Уэст «У нас здесь прекрасный дом, дети, и всё хорошо» Мэллоу считает, что Хемингуэй «был явно обеспокоен» .
Первый настоящий писательский успех пришёл к Эрнесту Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет « И восходит солнце » — пессимистичного, но в то же время блистательного романа о « потерянном поколении » молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов .
В 1927 году у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 — «Победитель не получает ничего». Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов . Среди них стали особенно известными «Убийцы», « Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера » и « Снега Килиманджаро ».
И всё же большинству Хемингуэй стал памятен своим романом « Прощай, оружие! » ( 1929 ) — историей любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны . Книга имела в Америке небывалый успех — продажам не помешал даже экономический кризис.
В начале 1930 года Хемингуэй вернулся в США и поселился в городке Ки-Уэст , Флорида . Здесь он увлёкся рыболовством, путешествовал на своей яхте к Багамским островам , Кубе и писал новые рассказы. По мнению биографов , именно в это время к нему пришла слава большого писателя. Всё, отмеченное его авторством, достаточно быстро публиковалось и расходилось многочисленными тиражами. В доме, где он провёл несколько лучших лет жизни, создан музей писателя.
Осенью 1930 года Эрнест попал в серьёзную автокатастрофу, результатом которой стали переломы, травма головы и почти полугодичный период восстановления от травм. Писатель на время отказался от карандашей, которыми обычно работал, и начал печатать на машинке. В 1932 году он взялся за роман « Смерть после полудня », где с большой точностью описал корриду , представив её как ритуал и испытание мужества. Книга снова стала бестселлером, подтвердив статус Хемингуэя как американского писателя «номер один».
В 1933 году Хемингуэй взялся за сборник рассказов «Победитель не получает ничего», доходы от которого он планировал потратить на исполнение своей давней мечты — длительное сафари в Восточной Африке. Книга вновь удалась, и уже в конце того же года писатель отправился в путешествие.
Хемингуэй прибыл в район озера Танганьика , где нанял обслугу и проводников из числа представителей местных племён, разбил лагерь и начал выезжать на охоту. В январе 1934 года Эрнест, вернувшись из очередного сафари, заболел амёбной дизентерией . С каждым днём состояние писателя ухудшалось, он бредил, а организм был сильно обезвожен. Из Дар-эс-Салама за писателем был прислан специальный самолёт, который отвёз его в столицу территории. Здесь, в английском госпитале, он провёл неделю, пройдя курс активной терапии, после чего пошёл на поправку .
Тем не менее этот сезон охоты закончился для Хемингуэя удачно: он подстрелил трёх львов, среди его трофеев также оказались двадцать семь антилоп, крупный буйвол и другие африканские животные. Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге «Лев мисс Мэри», которую Хемингуэй посвятил своей жене и её долгой охоте на льва, а также в произведении « Зелёные холмы Африки » ( 1935 ). Произведения по сути являлись дневником Эрнеста как охотника и путешественника.
В начале 1937 года писатель закончил очередную книгу — « Иметь и не иметь ». В повести была дана авторская оценка событий эпохи Великой депрессии в США . Хемингуэй взглянул на проблему глазами человека, жителя Флориды , который, спасаясь от нужды, становится контрабандистом . Здесь впервые за много лет в творчестве писателя появилась социальная тема, во многом вызванная тревожной ситуацией в Испании . Там началась Гражданская война , которая очень сильно взволновала Эрнеста Хемингуэя. Он принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко , и организовал сбор пожертвований в их пользу. Собрав деньги, Эрнест обратился в Североамериканскую газетную ассоциацию с просьбой направить его в Мадрид для освещения хода боевых действий. В скором времени была собрана съёмочная группа во главе с кинорежиссёром Йорисом Ивенсом , которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании». Сценаристом картины выступил Хемингуэй .
В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом франкистами Мадриде , в отеле «Флорида» , который на время стал Штабом интернационалистов и клубом корреспондентов. Во время бомбёжек и артобстрелов была написана единственная пьеса — «Пятая колонна» ( 1937 ) — о работе контрразведки. Здесь же он познакомился с американской журналисткой Мартой Геллхорн, которая по возвращении домой стала его третьей супругой. Из Мадрида писатель на некоторое время выезжал в Каталонию , так как бои под Барселоной отличались особой жестокостью. Здесь в одном из окопов Эрнест познакомился с французским писателем и лётчиком Антуаном де Сент-Экзюпери и командиром интернациональной бригады Гансом Кале .
Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя — « По ком звонит колокол » ( 1940 ). В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.
В 1934 году , после возвращения из африканского сафари, Хемингуэй отправился в Бруклин , где на судоверфи Уилера купил большой морской катер, дав ему название «Пилар». Позднее он перегнал судно на Кубу и занимался там морской рыбалкой до 7 декабря 1941 года , когда Япония напала на базу Пёрл-Харбор , и Тихий океан превратился в зону ведения активных боевых действий.
В 1941—1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море . После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента .
В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией [ источник не указан 1247 дней ] . Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях [ нет в источнике ] . Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж , Бельгию , Эльзас , в прорыве « линии Зигфрида » [ нет в источнике ] . По другим данным, он возглавил небольшой отряд французской самообороны в Рамбуйе , за что оказался под следствием, поскольку Женевская конвенция запрещает журналистам принимать участие в боевых действиях .
Хемингуэю была вручена Бронзовая звезда за то, что «находился под обстрелом в районах боевых действий для того, чтобы передать точную картину событий и позволить читателям получить яркое представление о трудностях и победах фронтовиков в бою» .
В 1949 году писатель переехал на Кубу , где возобновил литературную деятельность . Ещё в 1940 году он приобрёл в пригороде Гаваны дом в поместье « Финка Вихия » ( исп. Finca Vigía ). Там была написана повесть « Старик и море » ( 1952 ). Книга повествует о героическом и обречённом противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остаётся рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнью к интеллектуальной изысканности, приверженностью ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупым психологическим рисунком .
В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году . В 1956 году Хемингуэй начал работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х годов — « Праздник, который всегда с тобой », которая вышла только после смерти писателя.
Он продолжал путешествовать и в январе 1954 года в Африке попал в две серьёзные авиакатастрофы подряд. Некоторые СМИ даже успели напечатать некрологи по этой причине.
В 1954 году в честь 55-летия, незадолго до присуждения Нобелевской премии, Хемингуэй получил в награду от правительства Батисты орден «Карлос Мануэль де Сеспедес» . Несмотря на это, в 1959 году он приветствовал свержение диктатора и Кубинскую революцию . В 1957 году на Кубе побывал мастер портретной фотографии Юсуф Карш , который сделал ряд портретов писателя , из которых наибольшей известностью пользуется тот, где Хемингуэй позирует в свитере грубой вязки .
В конце июля 1960 года Хемингуэй покинул Кубу и вернулся в США, в Нью-Йорк, где пробыл пару недель, после чего неожиданно решил повидать своего друга матадора и одного из героев документального романа «Опасное лето» Антонио Ордоньеса и улетел в Испанию . Вернувшись в октябре в США, он поселился в городке Кетчум (штат Айдахо ), в котором в 1959 году он купил дом.
Хемингуэй страдал от ряда серьёзных заболеваний. Кроме того, близкие люди отмечали ухудшение его психического состояния. По словам его жены Мэри Уэлш , Хемингуэй стал полной противоположностью тому, кем он был раньше — из общительного, полного жизни человека с бьющей через край энергией он превратился в замкнутого и молчаливого .
Никто из трёх ближайших к писателю людей не мог точно сказать, что с ним происходит. Врач из Сан-Вэлли Джордж Савиерс рекомендовал положить Хемингуэя в клинику широкого профиля Майо в г. Рочестер (США) для обследования . Хемингуэй очень скептически относился к психиатрам, поэтому причиной обследования для него называлась гипертония, реальной же причиной была депрессия , в которой он находился .
В клинике при обследовании у Хемингуэя был диагностирован сахарный диабет в начальной стадии, что усугубило его состояние . Он погрузился в депрессию с паранойей по поводу слежки . Ему казалось (либо это так и было на самом деле), что за ним всюду следуют агенты ФБР и что повсюду расставлены жучки, телефоны прослушиваются, почта прочитывается, банковский счёт постоянно проверяется. Он мог принять случайных прохожих за агентов.
В начале 1980-х годов, когда архивное дело Э. Хемингуэя в ФБР было рассекречено, факт слежки за писателем подтвердился — за последние пять лет жизни писателя в дело были добавлены два новых донесения. 2 июля 2011 года в рубрике «Мнения» газеты The New York Times друг и биограф писателя А. Хотчнер высказал версию, что ФБР действительно активно следило за Хемингуэем .
Хемингуэя пытались лечить методами психиатрии . В качестве лечения применялась электросудорожная терапия . После 13 сеансов электрошока писатель потерял память и возможность творить . Вот что сказал сам Хемингуэй:
Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают… Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем… какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?
Во время лечения он звонил своему другу с телефона в коридоре клиники, чтобы сообщить, что жучки расставлены и в клинике. Попытки «лечить» его аналогичным образом были повторены и позже. Однако это не давало никаких результатов. Он не мог работать, пребывал в депрессии, страдал от паранойи и всё чаще поговаривал о самоубийстве. Были и попытки (например, неожиданный рывок в сторону пропеллера самолёта и т. п.), от которых удавалось его уберечь.
2 июля 1961 года в своём доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья марки W.&C. Scott & Son модель Monte Carlo B, не оставив предсмертной записки.
Младший брат писателя, Лестер Хемингуэй , тоже был писателем, и тоже покончил жизнь самоубийством аналогичным образом, как его отец и старший брат .
Усадьба «Финка Вихия» (дом с башней) в Сан-Франсиско-де-Паула ( Куба ), вблизи Гаваны, где Хемингуэй жил и работал с 1939 по 1960 годы. После смерти писателя дом вместе с обстановкой, большой коллекцией оружия, охотничьими трофеями и библиотекой (свыше 5 тыс. томов) был передан его вдовой в дар кубинскому народу. По решению революционного правительства литературно-мемориальный музей находится под охраной государства. Недалеко от музея, в рыбачьей деревне Кохимар, на средства рыбаков поставлен бронзовый памятник писателю .
Марта Геллхорн и Эрнест Хемингуэй отправляются на Гражданскую войну в Испании . 1936 |
Лондон , май 1944. Фотограф Роберт Капа |
Марта Геллхорн в лондонском госпитале. Фотограф Роберт Капа |
Гэри Купер . Гавана , 1956 |