Футбольный матч Франция — Россия (1999)
- 1 year ago
- 0
- 0
Афса́ти, Апсати ( груз. აფსათი , осет. Ӕфсати , от греч. Ευστάθιος « св. Евстафий » ) — божество птиц и зверей в мифологии народов Кавказа .
В грузинской мифологии , в частности, у сванов Афсати/Апсати — божество охоты и пастушества. Представлялся в мужском облике и считался покровителем диких рогатых животных и птиц. Афсати является функциональным аналогом богини Дали . Тем не менее, Афсати не удалось полностью вытеснить богиню Дали из верований древних сванов. Сюжеты отдельных мифов являют Афсати супругом Дали, реже — сыном .
Афсати является одним из самых почитаемых дзуаров в осетинском пантеоне. Афсати, будучи покровителем диких животных, которые назывались « скотом Афсати », особенно покровительствовал оленям и кабанам . Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох , где он обитал. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, он бдительно следил за своими питомцами и строго наказывал тех, кто нарушал его постановления и законы. Одним из законов, установленных Афсати, было то, что каждый охотник, которому он дарил животное во время охоты, должен был делиться с первым встречным из своей деревни частью туши добытого животного.
В честь Афсати сложено множество осетинских народных песен и гимнов, в которых прославляется его щедрость и доброта. В отличие от других божеств, для Афсати не строились святилища и не устраивались особых празднеств. Тем не менее, охотники, прежде чем выйти на охоту, должны были исполнить определённые действия и молитвенные прошения, прося Афсати подарить им животное из его стада.
Афсати — владыка диких животных, в частности оленей, кабанов и горных косуль ; охотники ублажают его перед выходом жертвенными хлебами , ибо удача их всецело зависит от его благоволения; однако, он требует, чтобы тот, кому на охоте оказано покровительство, щедро накормил бы затем бедняков деревни, иначе следующая вылазка в лес будет бесплодной .
В нартском эпосе Афсати был покровителем нартских героев. Он подарил нартскому богатырю Аца чудесную золотую свирель , на которой потом играл сын Аца — юный герой Ацамаз . При женитьбе Ацамаза на Агунде Афсати заплатил выкуп в количестве ста оленей. В другом нартском рассказе говорится, как небожитель Сафа , решив облагодетельствовать Сослана , приглашает на пиршество различных небожителей, в том числе и Афсати, чтобы юный Сослан, прислуживая им, смог испросить у них дары, соответствующие их специализации. В этом рассказе Сослан обращается к владыке диких животных, чтобы получить от того благоволение: « Афсати, все звери гор и долин в твоей власти » .
Кроме Афсати существовали и другие менее почитаемые покровители лесов Сау дзуар и Анигол .
Осетинский поэт Коста Хетагуров посвятил покровителю диких животных поэму «Афсати».
Карачаевцы почитали Апсаты, бога охоты и добычи. Его дочь Фатима была известна своей красотой . Подобно осетинскому Афсати, Апсаты часто принимал форму белого козла.