Ас-Сафа и аль-Марва
- 1 year ago
- 0
- 0
Сафа ( осет. Сафа , от греч. Σάββας « Савва Освященный » ) — в осетинской традиционной религии и нартском эпосе дзуар -покровитель домашнего очага и надочажной цепи. В некоторых сказаниях описывается как кузнец.
Сафа подарил людям цепь домашнего очага ( осет. рæхыс ), которая играла значительную роль в общественной и семейной жизни. Люди, произнося торжественные клятвы , и кровники в знак примирения, прощая друг друга, держались за эту цепь. Клятва, данная в честь Сафа, считалась священной, и нарушивший её подвергался общественному осуждению. Мать, укладывая ребёнка на ночь и поручая его защите Сафа, держала одну руку на цепи. Во время прощания с родительским домом, невеста трижды обходила домашний очаг, и в знак прощания с родным домом, касалась цепи и таким же образом, войдя впервые в новую семью, она действовала в доме своего мужа.
В нартовском эпосе Сафа зовётся «небесным», являясь другом нартов и воспитателем сына Урызмага . Род Ахсартагката , желая исполнить кровную месть, пытается подкупить Сафа, чтобы тот отдал им Крым-Султана.
"Сын Урызмага был воспитанником Сафа и жил у него на небе. Однажды Ахсартагката навьючили на лошадей три вьюка золота и привели их на небо для подкупа Сафа, чтоб он им позволил отомстить за кровь и убить своего питомца, сына Урызмага Крым-Султана. Когда Ахсартагката сказали о своём намерении Сафа, то он сильно на них разгневался и прогнал их. Они вернулись назад и встретили на дороге сына Сафа — Закусса. Он спросил Ахсартагката, где они были. Те ему ответили, что были у Сафа, привели ему трёх навьюченных мулов и просили, чтоб он позволил им убить своего питомца — сына Урызмага. Но Сафа, разгневавшись, прогнал их. Тогда Закусса сказал Ахсартагката: «Дайте мне ваши три вьюка золота, и я вам дам убить сына Урызмага» .
Также в нартском эпосе есть рассказ о том, как Сафа, желая облагодетельствовать юного Сослана , пригласил на пир дауагов , которым во время их пиршества прислуживал Сослан, одновременно прося у каждого из них соответствующие их специализации дары. Дауаги, собравшиеся на пир и видя отважного маленького Сослана, восхищаются могуществом рода Ахсартагката, в котором родился такой маленький храбрец:
«О, Ахсартагката — большой и сильный род, ничего он не страшится, синим огнём пылает в жажде боя» .
К Сафе, наряду с Хилы дзуаром и Бынаты Хицау , обращались с просьбой покровительствовать молодой семье.