Interested Article - Урызмаг
- 2021-04-04
- 1
Урызма́г — герой осетинского и карачаево-балкарского нартского эпоса ( ирон. Уырызмæг , дигорск. Орæзмæг, Урузмæг), ( карач-балк. Ёрюзмек [Örüzmek]). У осетин сын Ахсартага и Дзерассы , брат-близнец Хамыца . Шатана — сестра (от другого отца) и жена Урызмага. У карачаевцев и балкарцев центральная фигура эпоса, предводитель нартов, родившийся из упавшей на землю кометы, выросший среди людей и затем вновь вернувшийся на небо.
Мифология
Урызмаг происходил из рода Ахсартагката ( Æхсартæггатæ ) — военных вождей в обществе нартов. Урызмаг — один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания.
За Урызмага вышла замуж Шатана. Она обманула Урызмага, притворившись его первой женой Елдой (в других версиях сказания у Урызмага не было жены, а Шатана, достигнув совершеннолетия, заявила, что будет его женой ). У Урызмага был безымянный сын , который помог ему одолеть мифических существ в стране Терк-Турк .
Гармоничные отношения Урызмага и Шатаны помогают им занять достойное место в «престижной экономике» нартовского общества. Им посвящён один из основных четырёх циклов эпоса, но упоминаются они и в других циклах . «Отношения их друг к другу проникнуты неизменной любовью и заботой» .
По мнению выдающегося осетиноведа В. И. Абаева , миф об Урызмаге и Шатане — это обросший позднейшими наслоениями миф о первой человеческой или божественной паре .
Когда Урызмаг постарел и перестал участвовать в военных походах, нартовская молодёжь перестала уважать его, а некоторые смеялись над ним . Этот мотив имеет параллели в быте скифов и алан — по свидетельству Аммиана Марцеллина , у алан «считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении, а стариков или умерших от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками, как выродков и трусов» .
Имя
Урызмаг (также в форме Урузмаг) популярное имя у осетин . Согласно Василию Абаеву , Урузмаг/Уæрæзмаг – восходит к иранскому waraza "кабан".
Этимология личного имени карачаево-балкарского нартского героя Ёрюзмека полностью согласуется с легендами о его появлении изнутри хвостатой огненной звезды, которая «пролетев [по небу], упала очень далеко, между двух огромных гор… Огляделся [Дебет] и увидел огромную яму, а в середине её расколовшийся надвое большой синий камень. Внутри него лежал младенец…
Ёрюзмек < ёр - высота, вершина, верх + юзмек сорванный, оторванный (но в субстантивной форме, которую русский перевод не предполагает) (юз- рвать, отрывать).
Суффикс -мек/-макъ - образует из глаголов имена существительные. Он может добавляться к любому глагольному корню или основе. Пример: илин - зацепить (за что-л), илинмек - зацепка, узел; кечин -забавлять (кем-чем); отвлекать (чем от чего-л), кечинмек - утешение; тут - ловить/удерживать, тутмакъ - словленный, арестант, узник.
Примечания
- от 14 марта 2009 на Wayback Machine (осет.)
- ↑ (недоступная ссылка)
- Осетинское народное творчество. Орджоникидзе (на осетин, яз.), 1961. Т. 1. С. 59-60
- Аммиан Марцеллин. История // ВДИ. 1949. № 3, с. 305
- Это имя носят, например, , от 22 января 2009 на Wayback Machine , и другие известные люди.
Литература
- Старость нарта Урузмага // Историко-филологический архив. — Владикавказ, 2004. — Вып. 2 . — С. 4—9 .
- Нарт Урузмаг и его сыновья // Вопросы осетинской филологии. — Цхинвал: Республика, 2017. — Т. I . — С. 233—244 .
- «Рождение Ёрюзмека» // .
- Словари
- Урызмаг // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 550. — ISBN 5-85270-032-0 .
- Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. — Владикавказ, 1994. — С. 158. — ISBN 5-7534-0537-1 .
Ссылки
- 2021-04-04
- 1