Король и птица
- 1 year ago
- 0
- 0
«Гамаюн, птица вещая» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова . Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре. Размеры — 214×135 см. Техника — масло , холст :118 .
Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале :118 .
На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой :118 и пальцами на ногах . У существа прекрасное , нежное лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль , мрачное , в глубоком раздумье , тревожное , испуганное :124 , побелевшее , скорбное , суровое ; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами :123-124 полными ужаса и растерянности . Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит :121 . Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими :122 , или пытается от чего-то отгородиться , или они «смяты порывами бури» . Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены :122 , встали дыбом , что создаёт «нахохленный» вид :122 . По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать :124 .
Сидит существо на растущем из воды «диковинном» побеге или стволе :120 , имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа :119 . Рядом с деревом из воды растут стилизованные :120 «призрачные» белые цветы и «условно намеченные травинки» :120 . Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней :120 «тревожное» небо :119 . И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката :121 , то ли пожара . «Красный отсвет лежит и на части перьев существа» :121 . По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия :119 .
Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей . По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги « Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси » (1896—1911) Н. И. Кутепова .
Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее « контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион ( алконост ), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью .
По мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и « символистской » для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически :118-119 . По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа» . Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро , М. А. Врубеля , Г. Климта и А. Мухи :118 . Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: « » (1914—1915), « Баба-Яга » (1917), « » (1918) и « Ковёр-самолёт » (1919—1926) :120 . Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника Владимирского собора в Киеве :123 .
По мнению В. В. Стасова , гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль» . Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями :119 . Она стала известной почти с момента написания . Вместе с вдохновлённым ею Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера» . Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры , но с его окончанием стал упоминаться реже .
В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находится в интернете по запросу «гамаюн» :117-118 . В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой .