Плюсса (рабочий посёлок)
- 1 year ago
- 0
- 0
«В рабочий полдень» — передача для трудящихся, шедшая на Всесоюзном радио и « Радио-1 » по заявкам радиослушателей . Передача начала выходить в эфир с появлением Всесоюзного радио в середине 1920-х годов. Последний выпуск передачи на «Радио-1» вышел 14 мая 2000 года в связи с закрытием радиостанции. Существует множество подобных по названию и содержанию передач на коммерческих радиостанциях и телеканалах, появившихся после распада Советского Союза .
В последние годы первой и в годы второй пятилетки радиовещание в Советском Союзе велось утром с 6:00 до 8:00, затем с 10:00 до 12:00 и вечером с 18:00 до 24:00. Таким образом, рабочие, собираясь на работу, в обеденный перерыв и в вечерние часы отдыха имели возможность слушать радио. Именно в эти годы зародилась популярная радиопередача «В рабочий полдень» .
Дневной пик совпадал с обеденным перерывом на предприятиях и в учреждениях. Рост численности аудитории советского радиовещания произошёл за счёт тех людей, которые слушали концерт «В рабочий полдень», составленный традиционно по заявкам трудящихся . Вечерний пик был обусловлен интересом слушателей к международной и внутрисоюзной информации .
Позже в музыкальной редакции Всесоюзного радио был создан «Отдел концертов по заявкам». В те времена общения со слушателями в прямом эфире не было, а форма диалога — письмо-ответ — была необходима как для проверки вкусов слушательской аудитории, так и для роста рейтинга самих передач. Письма и их количество были главным показателем рейтинга .
Передача велась в формате радиогазеты — концерта по заявкам трудящихся: диктор зачитывал письма слушателей с приветами и поздравлениями. Включалась музыкальная дорожка по заявкам трудящихся. В гости к ведущему (ведущей) в студии приглашались советские певцы и композиторы, актёры и писатели, которые выступали в роли «почтальонов», зачитывая письма слушателей. Порой сами ведущие делали выездные сессии передачи, приезжая в дома культуры производственных объединений и предприятий. Встречи записывали на радийную аппаратуру, затем передавали в эфир для слушателей уже всей страны. Приглашенные гости выступали перед трудовыми коллективами и охотно отвечали на многочисленные вопросы. Начало систематическим выездам коллективов радио к своим слушателям было положено в начале 1930-х .
Передача имела постоянное время в эфире — время обеденного перерыва на территории большей части страны ; в некоторых регионах, если обед с выходом передачи не совпадал, на небольших производствах это время могли поменять в ущерб рабочему графику . Изначально передача «В рабочий полдень» велась с 11:30 до 13:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья . Передачу предварял концерт молодых исполнителей (по завершении передачи также начинался концерт). Позже время вещания сократили до 30 минут с 12:15 до 12:45. В 1920—1930-е годы в передаче ставили также музыку с концертов камерной музыки. В 1970-е — начале 1980-х в моде были поездки деятелей искусств на комсомольские стройки, по возвращении с которых в эфире передачи отчитывались Александра Пахмутова с Николаем Добронравовым , Марк Фрадкин , Михаил Пляцковский , Владимир Шаинский , Иосиф Кобзон , Лев Лещенко , Эдита Пьеха и многие другие .
В конце 1970-х в рамках передачи появилась рубрика-концерт «Знакомы ли вам эти произведения?», чья суть заключалась в том, что зачитывалось письмо о любимом музыкальном произведении, оно звучало, но название его слушатели должны были угадать сами. Для подсказки ведущим рассказывалась какая-нибудь занимательная история, связанная с этим произведением. В основном, это была классическая музыка и, вопреки мнению, что такая музыка успехом у советской аудитории не пользовалась, именно эта рубрика долгое время оставалась лидирующей рубрикой передачи .
В советские годы под названием «Рабочий полдень» выходила не только радиопередача — также выпускалась профсоюзная газета «Рабочий полдень». Под одноименным названием проходили выездные тематические часы с трудящимися предприятий и организаций СССР.
Со временем название передачи стало своеобразным фразеологизмом . В частности, поэт и рок-бард Александр Башлачёв в своей песне «Подвиг разведчика», говоря о герое, проснувшемся с похмелья , поёт: «В рабочий полдень я проснулся стоя…», явно обыгрывая название радиопередачи. Илья Резник написал в шуточном скетче: «И замирает вся страна, когда идет „Рабочий полдень!“».
В программе «Утро с Владимиром Соловьёвым» на радиостанции « Вести ФМ » ведущий рассказал анекдот о передаче :
Наш слушатель Пётр Сергеевич Иванов, токарь-инструментальщик из Орла, просит, чтобы мы поставили для него песню « Валенки » в исполнении народной любимицы Руслановой . И замечательный ударник социалистического труда, знатный хлебороб совхоза 25-летия Октября Закавпасский Олеко Дундич также просит песню «Валенки». И только инженер Абрамович из Москвы хочет слышать песни группы Beatles « Hey Jude ». Вот что, Абрамович, не выпендривайтесь, слушайте «Валенки»!
Как отмечает автор и ведущая передачи, заслуженный работник культуры РФ Людмила Дубовцева, сверхпопулярность передачи даже сегодня даёт о себе знать — некоторые современные коммерческие радиостанции обращаются к этой рубрике на своем начальном пути завоевания аудитории . Помимо радиостанций подобные передачи включают в свою программу вещания телеканалы. Так, например, одноименная передача в телевизионном формате шла в эфире телеканала 100 ТВ .
11 марта 1996 году на четвёртом канале ВГТРК « Российские университеты » вышел первый выпуск телепередачи «В рабочий полдень», продюсером которой был Ефрем Амирамов . Программа выходила ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, освещала все сферы общественной жизни, за исключением политики. С 1997 года передача стала выходить на телеканале РТР . После успеха « Старых песен о главном I », руководство российского канала попыталось возродить знаменитую радиопередачу «В рабочий полдень» в телевизионном варианте. Но выдержав всего несколько эфиров, в связи с финансовыми трудностями, возникшими после августовского кризиса 1998 года , работа над проектом была прекращена и программа исчезла из сетки вещания по причине низкого рейтинга. Её место заняла передача о фольклорной музыке «За околицей» .
Ниже представлен ряд схожих по названию или содержанию проектов современных коммерческих радиостанций, появившихся после 1990 года:
Радиостанция | Название передачи | Ведущий |
---|---|---|
Эхо Москвы | «В рабочий полночь» | Алексей Кашпур |
Хит FM | «Хит в рабочий полдень» | Анюта Глазкина |
Маяк | «В рабочий полдень» «Музыка в подарок» | |
Мега Радио | «Рабочий полдень с Коляном-Бодуном» | Сергей Сивохо |
Радио «Скиф» | «Рабочий полдень» и «Нерабочий полдень» (по выходным дням) | |
Радио «Палитра» | «Полдень» | Гага Гобронидзе и Марико Дарчия |
«Первое Радио» | «В рабочий полдень» |
Радиостанция | Название передачи | Ведущий |
---|---|---|
Радио-1-Культура | «В рабочий полдень» | |
МТРК «Мир» | ||
О'Кей-радио | «В рабочий полдень с «Очаково» | |
«Радио-Ливны» | «Рабочий полдень» | |
Радио «Компас» | Дмитрий Француз и Мария Пономарёва | |
Радио «Радужный» |