Персоналии:Высоцкий монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Афанасий Высоцкий (старший) (мирское имя Андрей ; около 1340 — после 1410 ) — преподобный Русской церкви . Ученик преподобного Сергия Радонежского . Первый игумен Серпуховского Высоцкого монастыря. Переписчик книг. Память 12 (25) сентября , а также в соборе Радонежских и Московских святых .
О преподобном Афанасии известно не много. Сведения о нём в основном черпаются из житий преподобных Сергия и Никона Радонежских и летописей. Позднее, написанное в конце XVII века «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого…» полно самых невероятных фактов .
Из монастырского предания, известно, что преподобный Афанасий был сыном священника из Обонежской пятины Великого Новгорода и носил в миру имя Андрей. Названы и имена родителей: Авксентий и Мария. Родился святой не позднее начала 40-х годов XIV века . Местом его пострижения был Троицкий монастырь преподобного Сергия , а сам он, как сообщают старшие редакции Сергиева жития, был любимым учеником святого. Год его пострижения так же неизвестен.
В летописях его имя преподобного Афанасия появляется под 1374 годом , когда он был поставлен Сергием Радонежским игуменом основанного им под Серпуховым Высоцкого Зачатьевского монастыря. Инициатором монастырского строения был серпуховский князь Владимир Андреевич , будущий герой Куликовской битвы , во владениях которого находился Радонеж . По желанию ктитора он был посвящён Зачатию Божьей Матери праведной Анной. Местоположение этого пригородного монастыря было выбрано на высоком (отсюда Высоцкий) берегу реки Нары .
В монастыре святого Афанасия был организован скрипторий . По благословению игумена для монастырского употребления дьякон Вунько переписал «Пандекты» Никона Черногорца . В конце сборника рукой игумена был добавлен ряд статей. Подбор их характерен. Это Слово Исаака Сирина , Вопросы и ответы преподобных отец о молитве, трезвении ума, о том, «како подобает безмолъвнику седети в кельи», статьи «Како подобаеть глаголати молитву», «Како подобаеть держати ум», «Како обрести действие», «Святаго Симеона Новаго Богослова о молитве», «Поучение Василия Великого к инокам».
Когда к Сергию Радонежскому пришёл будущий его преемник на игуменстве преподобный Никон Радонежский , Сергий отослал новоначального инока для прохождения искуса к игумену Афанасию. Преподобный Никон в обители святого Афанасия принял и постриг, и иеромонашеский сан, а впоследствии удалился в Троицкий монастырь .
Знакомство с митрополитом Киприаном очевидно произошло в первые годы пребывания святителя на Московской земле, когда тот ещё был патриаршим послом. Очевидно, что именно Афанасию Высоцкому было адресовано известные «Ответы игумену Афанасию», написанное митрополитом Киприаном по всей видимости в период его первого предстоятельства во главе митрополии Всея Руси, то есть в 1381 — 1382 годах .
Когда в 1382 году после нашествия Тохтамыша Киприан был изгнан из Москвы, за ним в Киев последовал и игумен Афанасий. Вторым игуменом монастыря стал инок с тем же именем, известный как преподобный Афанасий Высоцкий Младший . Афанасий сопровождал Киприана и в Константинополь. В одном из константинопольских монастырей он купил себе келью. Как сообщают летописи, здесь он предался священнобезмолвию , исихии . Когда митрополит Киприан в 1390 году возвращался на Русь, чтобы, занять кафедру русской митрополии, Афанасий отказался ехать с ним, предпочитая продолжить свои подвиги безмолвия.
В 1392 году русским иноком Сергием в Студийском монастыре по благословению Афанасия для библиотеки Высоцкого монастыря был написан сборник поучений и житий. В сборник вошли творения Максима Исповедника , Симеона Нового Богослова , Исаака Сирина , других отцов церкви, а также ряд естественнонаучных статей. Им же в Высоцкий монастырь были отосланы 7 икон Деисусного чина с грамотой и благословением. Считается, что Высоцкий чин повлиял на формирование Звенигородского Деисусного чина , созданного Андреем Рублёвым в начале XV века .
В 1401 году в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты неким «грешным Афанасием» под названием «Око церковное» был списан устав лавры Саввы Освященного . По всей вероятности «грешный Афанасий» это и есть игумен Высоцкого монастыря. Афанасий придаёт большое значение своей работе, ибо без этой книги «церковное исполнение в неведении, яко во тме, шатается». Впоследствии устав был переписан в Троице-Сергиевом, Высоцком, Спасо-Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Саввино-Сторожевском монастырях. Сам же протограф не сохранился.
Совершенно неверно монастырское предание о поставлении Афанасия Константинопольским патриархом , записанное Карионом (Истоминым) в конце XVII века. Предание этим высоким поставлением объясняет и отъезд своего игумена в Константинополь, утверждая, что сам «царь» и святейший собор прислали приглашение преподобному явиться в столицу империи.
Умер святой в Константинополе, вероятно после 1410 года . Нельзя ничего сказать о времени, когда Афанасию Высоцкому было установлено почитание. Очевидно, он почитался местно. В середине 50-х годов XVII века его имя без указания дней памяти включил в месяцеслов Симон (Азарьин) . В 1697 году в Чудовом монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого». Так как «Слово» завершалось виршами , предположили, что автором жития был иеромонах Чудова монастыря Карион (Истомин) . Уже в конце XX века в 1981 году преподобный Афанасий вместе со своим преемником на игуменстве Афанасием Младшим стал почитаться в Соборе Радонежских святых . Память святого совершается 12 (25) сентября , в день преставления его ученика и преемника на игуменстве Афанасия Младшего .