Феодор из Кирены (философ)
- 1 year ago
- 0
- 0
Феодор Философ Бо́лгарский (Камский) (в летописи – Феодор Иерусалимлянин ; ? — 21 апреля 1323 г., город Булгар /Болгар/ ) — купец, русский православный святой , мученик.
Память совершается (по юлианскому календарю): 21 апреля — в день кончины, в Соборе Казанских святых .
Краткое сообщение о мученической кончине Феодора в городе Булгар (Болгар) и дальнейшем возведении в связи с этим церкви в Твери содержится под 6831 ( 1323 ) г. в Патриаршей или Никоновской летописи .
Известно, что он являлся богатым купцом, торговавшим в городах Поволжья.
Прозвище Феодора – Иерусалимлянин – даёт возможность предположить, что он был выходцем из Святой Земли или Византии .
Другое прозвище – Философ – свидетельствует, что Феодор являлся очень образованным человеком, ревностным христианином , хорошо знавшим Священное Писание.
21 апреля 1323 г. Феодор Иерусалимлянин вступил в Булгаре (Болгаре) , где он, вероятно, находился по торговым делам, в открытый спор о вере с местными мусульманами . Не сумев переубедить его, мусульмане убили («замучиша») купца-проповедника.
Того же лета в Болгарех , иже на Волзе и Каме , замучиша некоего христианина Иерусолимлянина, гостя суща, много богатьства имуще, и много философии изучена, именем Феодора; и пряшеся с ними о вере, они же окаании не стерпеша своего поругания, замучиша его за православную веру христьаньскую , месяца Апреля 21 день.
—
По одной из версий, убийство Феодора стало результатом политики гонения на христиан, устроенным ханом Золотой Орды Узбеком , принявшим ислам и начавшим насаждать его в качестве государственной религии.
Одобренные этим булгары схватили Феодора и попытались заставить его отречься от Христа . Получив же отказ и встретив отповедь мусульманству , они подвергли его мучениям и убили.
Историк Н. С. Борисов предположил, что Феодор совершил этот поступок сознательно. Он писал в своей книге «Иван Калита», что:
Это произошло 21 апреля 1323 года. В этот день по церковному календарю празднуется память древнего христианского мученика Феодора, «иже в Пергии». Более того, память ещё двух мучеников с тем же именем празднуется накануне (Феодор Трихина, 20 апреля) и на следующий день (Феодор Сикеот, 22 апреля). Видимо, именно в день своих именин, подражая первым христианским мученикам, Феодор Иерусалимлянин решил публично исповедать свою веру перед иноверцами, за что и поплатился жизнью.
В том же 1323 г. в Твери игуменом Иоанном Цареградцем (судя по всему, также являвшимся выходцем из Византии) мученичество Феодора было увековечено постройкой каменной церкви.
Того же лета совершена бысть и свещена церковь камена во Твери во имя святаго Феодора, юже соверши и украси игумен некий, именем Иван Цареградец.
—
Согласно одной из версий, сам Феодор жил в Твери и начал постройку церкви в честь своего святого, законченную уже Иоанном Цареградцем.
Н. С. Борисов отмечал, что Феодоровский (Фёдоровский) монастырь, в котором игуменствовал Иоанн Цареградец, «был расположен на островке у впадения речки Тьмаки в Волгу , прямо под стенами тверского кремля», и «строительство каменного храма велось, несомненно, под надзором тверского епископа Варсонофия – ставленника митрополита Петра». При этом он отмечает, что:
Второй каменный храм Твери стал памятником всем христианам-мученикам, павшим от рук иноверцев.
Сохранились две рукописи на греческом языке , исполненные в Фёдоровском монастыре. Одна из них, хранящаяся в Ватиканской библиотеке в Риме , согласно записи, выполнена в 1317 – 1318 году «по поручению и заботами Фомы Сириянина в пределах России в городе, называемом Тверь , в монастыре святых великомучеников Фёдора Тирона и Фёдора Стратилата ».
Как отмечается в работе Л. М. Евсеевой, И. А. Кочеткова и В. Н. Сергеева «Живопись древней Твери»:.
Фёдоровский монастырь, возможно, стал культурным центром, служившим проводником философских и художественных идей Византии в Твери .
В 2010 г. во время раскопок на Булгарском городище было найдено захоронение человека, являющееся уникальным для этого региона. Эта уникальность определяется необычным обрядом захоронения (умерший располагался в могиле в сидячем положении, голова находилась в ногах, в руки усопшего был вложен массивный бронзовый крест со втулкой для шеста).
По морфологическим и краниометрическим данным костяк был определён как мужской, зрелого возраста (35 – 45 лет). Рост умершего в пределах 158 – 163 см. Антропологический тип – европеоидный с чертами средиземноморского типа (узкое невысокое лицо с резко выступающим носом). Сравнительный краниологический анализ черепа с различными этнокультурными группами (представителями разных антропологических типов ) показал наибольшую его морфологическую близость к южно-европеоидным популяциям ( армяне , жители средневекового Херсонеса и т.д.).
Согласно одному из предположений, эти останки могут принадлежать мученику Феодору , так как нет никаких указаний на то, что его тело было перевезено и захоронено в Твери .
Судебно-медицинским экспертом Наилем Рахматуллиным создана скульптурная реконструкция головы предполагаемого мученика Феодора , которая находится в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.