Interested Article - Сансин

Сансин ( яп. 三線 , «три струны») — безладовый струнный щипковый инструмент с длинным грифом и корпусом, обтянутым змеиной кожей. Распространён на архипелаге Рюкю .

Использовался в придворной и народной музыке. В XXI веке сансин испытал подъём популярности в Японии и за её пределами как инструмент для окинавской поп-музыки .

История и название

Исполнительница с сансином

Китайский инструмент саньсянь , от которого произошёл сансин, пришёл в государство Рюкю в XIV веке, предположительно из Фуцзяни . В 1575 году в дневнике японского чиновника появилось первое письменное упоминание сансина — под названием сяхисэн ( яп. しゃひせん ) . В начале XVIII века сансин стал основным инструментом знати, в 1710 году ван Рюкю Сё Эки учредил пост придворного мастера сансинов . Исполнять музыку на нём могли только знатные мужчины, и за исключением современной фолк-музыки женщины реже на нём играют . На Амами на сансине играли исключительно мужчины .

Спустя два столетия пребывания на Рюкю сансин появился в Японии, где превратился в национальный инструмент сямисэн , заменив биву в качестве инструмента для повествовательных музыкальных жанров и впитав техники игры на ней . На Рюкю в это время появилось несколько знаменитых производителей, разработавших несколько видов сансинов .

На Окинавских островах пожилые часто называют сансин словом «сямисэн»; в остальной Японии используется название «дзябисэн» ( яп. 蛇皮線 ) ; также имеется региональное названия «санти» ( на ёнагунском ), а в одной народной песне данный инструмент назван «самисин» .

До XX века музыкантов, играющих на сансине, считали лентяями, так как достижение профессионального уровня исполнения требует много времени, которое, по мнению окинавцев, более продуктивно было бы потратить на работу в полях .

Внешний вид

Канкара-сансин

Сансин структурно очень похож на сямисэн . Он немного короче, чем метровые саньсянь и сямисэн: его обычная длина — 75—85 см, размеры корпуса — 19×18×8 см . Нижний порожек - струнодержатель ума ( яп. ) у сансина (как и у саньсяня) стоит на двух ножках, в отличие от сямисэна, у которого струнодержатель имеет плоское основание . Подставок под струны у сансина нет .

Гриф ( яп. ソー со: ) изготавляется из цельного куска махагони либо эбена и почти всегда покрывается . Гриф проходит через корпус и его шип выходит с обратной стороны . Выделенная накладка ( яп. トゥーイ ту:и ) отсутствует, лицевая сторона грифа слегка выпуклая . Часть грифа над колками отогнута назад, как у сямисэна; верхний порожек ( яп. ウトゥガニ утугани ) продолжается на все струны, савари отсутствует .

Шёлковые или синтетические струны натягиваются на колки иначе, чем у сямисэна (верхний правый колок держит тонкую струну, а нижний — толстую), но в остальном аналогичны . У амамийского сансина струны жёлтые, у остальных видов — белые . Названия струн, в порядке убывания толщины :

  • «мужская» ( яп. ウージル у:дзиру ) ,
  • «средняя» ( яп. ナカジル накадзиру ) ,
  • «женская ( яп. ミージル ми:дзиру ) .

Корпус инструмента делают из шелковицы или камфоры . На него натягивают импортируемую из Юго-Восточной Азии кожу питона , но в случае недоступности змеиной кожи может использоваться козья, а также дерево (аналогично готтану ), бумага, синтетические ткани и даже парашютный шёлк . После местные жители стали конструировать музыкальные инструменты, приделывая кабель или парашютные стропы -струны к железным банкам, получившийся инструмент получил название канкара-сансин ( яп. カンカラ三線 ) .

Для игры на сансине используется когтеобразный плектр ( яп. チミ чими , яп. «цумэ», «коготь») из бычьего или козьего рога, надеваемый на указательный палец; может использоваться также гитарный медиатор и ногти . Длина плектра варьирует от 4,5 для классических стилей и до 9 см в некоторых песенных жанрах . На Яэяме плектр делают из слоновой кости . На островах Амами играют тонким 11—14-сантиметровым бамбуковым плектром, а инструмент настраивают немного выше .

Исполнитель при игре проводит плектром сверху вниз на сильную долю и вверх на слабую . Положение левой руки на грифе обычно не меняется, в отличие от сямисэна; для игры используется три пальца: указательный, средний и мизинец . Аналогично игре на янагава-сямисэне, плектр сансина никогда не ударяет по мембране . На амамийском сансине играют более деликатно и активнее пользуются орнаментацией, исполняемой левой рукой .

Необходимость использования змеиной кожи и дорогих пород дерева делает сансин дорогим в изготовлении, ввиду чего до середины XX века в основном использовался богатыми рюкюсцами .

Разновидности

Готтан

Как и у сямисэна, у сансина есть несколько разновидностей, вариант островов Амами имеет значительные отличия от окинавских сансинов. Виды отличаются формой, толщиной и кривизной головки грифа, шпиля и места, где гриф входит в корпус, а также углом между двумя правыми колками . Современные сансины создают в видах макаби ( яп. 真壁型 макаби-гата , с тонким грифом) и юна ( яп. 与那城型 юнагусику-гата , с толстым грифом) .

Кроме того, имеется несколько близкородственных сансину инструментов. Шестиструнный рокусин ( яп. 六線 ) имеет более широкий гриф, у него рядом с каждой «основной» струной находится более тонкая струна, настроенная на октаву выше . Более недавнее изобретение, ладовый итигоитиэ, совмещает черты сансина и гитары, а у ита-сансина и готтана весь корпус выполнен из дерева, без мембраны . Готтан, распространённый на территории бывшего Сацума-хана , ближе к сямисэну . Он имеет длину 75—95 см и три струны с подвижным нижним порожком; его используют исполнители народной музыки Кагосимы и Миядзаки .

Использование

Сравнение плектров гитары, сансина и амамийского сансина/сямисэна

Звук сансина похож на сямисэн, однако более отрывистый . Сансин играет центральную роль в рюкюской музыке . Популярная пословица гласит: образованный китаец вывешивает в комнате свиток с поэзией, японец — самурайский меч, а рюкюсец выставляет в токонома сансин . На островах Амами считалось, что сансин охраняет семью от невзгод и приносит удачу . Инструмент дал название жанру придворной музыки ута-сансин ( яп. 歌三線 , «песня и сансин») , однако вокальная партия принадлежит исполнителю, играющему на сансине, во всех жанрах, в которых он используется .

В целом музыка для сансина делится на классическую, народную и популярную . В классический ансамбль, аккомпанирующий танцевальному представлению, входило 2—3 сансина, в XXI веке количество исполнителей не ограничено; на любительских концертах зачастую собирается около 50 исполнителей . Существует две основные исполнительские школы, Номура-рю и Афусо-рю, названные в честь и , а также небольшая школа имени , произведения которой исполняют музыканты школы Номуры . И Номура, и Афусо были учениками , которого в свою очередь учил . Тинэн Сэкко сыграл важнейшую роль в становлении классической музыки для сансина .

Окинавская музыка в целом и сансин в частности испытали влияние западной музыки . В 1970-х и 1980-х окинавская нео-традиционная поп-музыка получила широкую популярность в остальной части Японии и распространилась за её пределы .

Нотация и настройка

Для сансина используется собственная музыкальная нотация кункунси ( яп. 工工四 ) авторства Якаби Тёки, остальные окинавские инструменты используют общеяпонскую нотацию .

Используемые на Рюкю разновидности пентатоники близки к западной гармонии, что способствовало его распространению . Настройку осуществляют в соответствии с одним из четырёх строев (1-й и 2-й значительно более распространены) :

  • «основной» ( яп. 本調子 хон тё:си ) — между тонкой третьей и средней второй струнами используется интервал кварта , между второй и первой — квинта ,
  • «ниагэ» ( яп. 二揚 ) — квинта и кварта,
  • «итиагэ» ( яп. 一揚 ) малая секунда и квинта,
  • «санъагэ» ( яп. 三揚 ) — кварта и кварта.
Настройка сансина

Примечания

  1. , p. 10.
  2. .
  3. , p. 31.
  4. , p. 32.
  5. , Performance and aesthetics.
  6. , p. 20.
  7. .
  8. , p. 33.
  9. , p. 19.
  10. , p. 34.
  11. , p. 17.
  12. , p. 792.
  13. , p. 35.
  14. , p. 18.
  15. , p. 33, 35.
  16. , p. 146.
  17. , p. 36.
  18. , Instruments.
  19. .
  20. .
  21. .
  22. , p. 21.
  23. , p. 793.
  24. , p. 37.

Литература

  • The New Grove Dictionary of Musical Instruments / Stanley Sadie. — Macmillan Press Limited, 1984. — Т. 3. — С. 290—291. — ISBN 0-943818-05-2 .
  • Henry Mabley Johnson. (англ.) . — Brill, 2010. — P. 17. — ISBN 9789004181373 .
  • Bhowmik D.L. (англ.) . — Taylor& Francis, 2008. — P. 146. — (Routledge Studies in Asia's Transformations). — ISBN 9781135973018 .
  • Gillan M. (англ.) . — Taylor& Francis, 2016. — 238 p. — ISBN 9781317052630 .
  • The Garland Encyclopedia of World Music / Susan Gamer. — Routledge, 2002. — Т. 7. — ISBN 0-8240-6041-5 .
  • (англ.) . Британская энциклопедия . Дата обращения: 29 мая 2016. (требуется подписка)
  • Shigeo Kishibe , et al. (англ.) . Oxford University Press. Дата обращения: 1 мая 2016. (требуется подписка)
  • Henry Johnson. (англ.) . Oxford University Press (2014). Дата обращения: 31 августа 2018. (требуется подписка)
  • Henry Mabley Johnson. . — Brill, 2010. — ISBN 9789004181373 .

Ссылки

  • (яп.) . Окинавская ассоциация производителей сансинов // 沖縄県三線製作事業協同組合. Дата обращения: 28 августа 2018.
  • Государственный музей префектуры Окинава // 沖縄県立博物館発行. (яп.) . 沖縄三線 和於屋 (28 августа 2018). Дата обращения: 28 августа 2018.
Источник —

Same as Сансин