Христос и грешница (картина Поленова)
- 1 year ago
- 0
- 0
Христос во гробе, Уныние или Смирение Нашего Господа, Высшее Умаление, Царь Славы ( др.-греч. Άκρα Ταπείνωσις , Akra Tapeinosis — крайнее уничижение, смирение) — вариант иконографии Иисуса Христа , изображающий его мёртвым в гробу.
Икона представляет Христа изображённым по пояс, стоящим в гробу, на фоне креста, со склонённой главой и закрытыми глазами, с руками, скрещёнными на груди или бессильно опущенными вдоль тела, и со следами ран. Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или, реже, «Снятие со креста». Положения рук, головы, наличие надписи, изображения креста и гроба не были обязательными и строго фиксированными .
Данная иконография не является изображением какой-либо из Страстей Христовых : поскольку Иисус изображён вертикально стоящим, на фоне креста, — это не Положение во гроб ; он не пригвождён к кресту и, значит, это не Распятие Христово ; его никто не поддерживает, следовательно, это не Снятие с креста . Кроме того, он не завёрнут в саван , хотя должен был бы. Таким образом, икона имеет символический, а не повествовательный характер.
При бесспорном литургическом назначении образа литургический текст, соответствующий этой иконографии, не найден. Открытым остаётся и вопрос её происхождения — литургическое либо историческое. Нарративный контекст отсутствует, замысел, по-видимому, был изначально символический. В Византии и Древней Руси — праздничная икона Великой пятницы .
Древнейшие иконографические памятники — 1180-х годов и двусторонняя икона XII века из Кастории .
Данная византийская иконография повлияла на формирование в западноевропейском искусстве такого типа изображения Иисуса, как « Муж скорбей » . В сочетании с « Мандилионом » в православном искусстве она образовала иконографию « Не рыдай Мене, Мати » — обе фигуры либо совмещались на одной доске, либо образовывали диптих . Кроме того, встречается соединение на одной доске изображений Христа во гробе и (в небесах над ним) Спаса Нерукотворного .
Иконографию «Муж скорбей», развившуюся на Западе из византийского типа «Христа во гробе», нельзя считать равнозначным развитием этой темы в католическом искусстве, так как данный образ стал абстрактной иллюстрацией тщеты и страданий, испытываемых Иисусом, а не изображением умершего. Более того, во многих примерах «Мужа скорбей» Христос изображен живым, с открытыми глазами. Здесь на западноевропейский тип повлияла иконография « Ecce homo ».
Изображение же тела Христа после сцены Положения во гроб и Оплакивания и до сцены Воскресения без каких-либо дополнительных фигур нашло выражение в иконографии «Мёртвый Христос во гробе».
Технически такое изображение также стоит рассматривать как аллегорическое и символическое , поскольку в могиле Иисус был завернут в саван, в то время как изображают его чаще без покрывала. (В случае если рядом с полуобнажённой фигурой Христа изображены женщины, сцена превращается в изображение конкретного момента Страстей, чаще всего в Оплакивание.) Примером изображения мёртвого Христа под саваном ( плащаницей ) может служить скульптура Джузеппе Санмартино «Il Cristo Velato» в неаполитанской капелле Сан-Северо .
Указывают, что подобный тип изображения вытянутого горизонтально тела Иисуса мог проникнуть в западноевропейское искусство из Византии, где Христос подобным образом изображался на плащаницах — в сцене Оплакивания, окружённый женщинами, либо же в одиночестве.
Иконография проникла как в живопись (хотя и не очень распространилась), так и в религиозную скульптуру. Тело Христа изображается лежащим и вытянутым во весь рост (в отличие от иконописи, где он изображался вертикально и по пояс). На нём видны раны от гвоздей и копья и кровь, иногда рядом изображаются Орудия Страстей.
Наиболее известным примером подобного изображения является картина Ганса Гольбейна « Мёртвый Христос в гробу », которая, как считается, представляет собой элемент несохранившегося алтарного образа , предположительно нижнюю часть одной из створок. Согласно другой версии, «такие изображения во времена Гольбейна в Южной Германии служили крышкой макета Гроба Господня, в который клали скульптуру Христа в Страстную пятницу» , (традиция « » — декораций для театрализованного церковного представления в Страстную неделю).
От более позднего времени — барокко и XIX века — также сохранился ряд таких картин. Из русских художников подобные полотна создавали Владимир Боровиковский и Карл Брюллов .
В Своем замысле спасения Бог предопределил, что Сын не только <умрет за грехи наши> (1 Кор. 15,3), но и <вкусит смерть>, то есть познает состояние смерти, состояние разделения души и тела, в продолжение времени между тем мгновением, когда Он испустил дух на кресте, и тем, когда Он воскрес. Это состояние Христа умершего есть тайна погребения и сошествия в ад. Это тайна Святой Субботы, когда Христос, положенный во гроб, являет нам великое субботнее отдохновение Бога после совершения спасения людей, которое умиротворяет всю вселенную.
Пребывание Христа во гробе представляет собой реальную связь между преходящим состоянием Христа до Пасхи и Его нынешним славным состоянием Воскресшего. Это Тот же <Живой>. Который может сказать: <…и был мертв, и се, жив во веки веков> (Откр 1,18).
Во время пребывания Христа во гробе Его Божественное Лицо оставалось соединенным как с душой Его, так и с телом, разлученными между собою смертью. Вот почему тело Христа умершего <не увидело тления> (Деян 13,37).
— «Катехизис католической церкви»