Холопов, Георгий Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Константи́нович Гурья́нов ( 27 февраля 1961 , Ленинград , РСФСР , СССР — 20 июля 2013 , Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский рок-музыкант, художник . В 1984—1990 годах — барабанщик , аранжировщик , автор некоторых басовых партий и бэк-вокалист рок-группы « Кино ». Также участвовал в проекте « Поп-механика ». С 1990 по 2013 год работал как художник; с 1993 года — почётный профессор петербургской Новой Академии изящных искусств.
Родился 27 февраля 1961 года в роддоме Петроградского района Ленинграда в семье геологов: Константина Фёдоровича (06.07.1914 — 26.10.1993) и Маргариты Викентьевны (22.12.1924 — 09.02.2013). Ещё до школы начал заниматься музыкой в музыкальном кружке при ДК им. Козицкого, где учился игре на различных инструментах: на балалайке, домре , фортепиано, гитаре.
В детстве я вставился Led Zeppelin и из-за них пошёл в музыкальный кружок, где мне сказали: «Малыш, для начала научись играть на балалайке». Я научился — но это не звучало как Led Zeppelin. А в музыкальном училище педагог мне говорит: «Играй рок-н-ролл восемь часов в сутки — и приобретёшь опыт». Да пошёл ты, кретин, сам так играй рок-н-ролл!
— из интервью Г. Гурьянова с Игорем Вдовиным
С 1974 по 1976 год учился в средней школе № 363 в Купчино . В 1975 году окончил городскую художественную школу № 1. В 1976 году поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова . Проучившись год, покинул это учебное заведение.
В конце 1970-х — начале 1980-х некоторое время жил в Москве. Был в числе основателей « ».
С конца 1980-х годов много путешествовал, посетил Копенгаген и Амстердам , Париж , Рим , Будапешт , Нью-Йорк , Лос-Анджелес , Кадакес (любимый город Сальвадора Дали ), долго жил в Берлине , в Лондоне , в Испании (изучал с 1993 года испанский язык ). Своими любимыми городами называл Санкт-Петербург, Мадрид и Лондон. Жил и работал в Санкт-Петербурге, в последние годы — на Литейном проспекте .
В 1978—1979 годах играл на бас-гитаре в группе Сергея «Сэма» Семёнова (сейчас «Дядя Сэм»). В 1983 году недолгое время играл в составе панк-группы « Автоматические удовлетворители » Андрея «Свина» Панова . В 1985 году помогал с записью ударных группе « Народное ополчение » на альбоме «Новогодие». В середине 1980-х некоторое время был барабанщиком в группе « Игры ».
В 1982 году встретился с Виктором Цоем . С 1984 года начал играть в группе « Кино » как барабанщик, аранжировщик и бэк-вокалист. Играл в группе до гибели В. Цоя в автокатастрофе под Ригой в августе 1990 года и последующего распада группы. На момент гибели Цоя, по свидетельству Гурьянова, группа готовилась вновь отправиться в Токио, где ею должна была заняться влиятельная японская продюсерская корпорация, речь шла о глобальном финансировании . В 1980-х годах был известен под псевдонимом «Густав».
В 1982 году вместе с В. Цоем вошёл в группу «Новые художники». 12 октября 1982 года прошла первая акция «Новых художников» — «Ноль объект». Художников воодушевляли две авангардные идеи: «ноль-культура», то есть поиск сути за общепринятыми смыслами, и «всечество» Ларионова — Зданевича . С 1985 года Г. Гурьянов и В. Цой вместе с «Новыми художниками» становятся художниками ленинградского рок-клуба .
В 1980-е годы Гурьянов начинал сотрудничать с первопроходцами в области электронной музыки в СССР — дуэтом « Новые композиторы ». Во второй половине 1980-х годов некоторое время существовал совместный проект музыкантов «Кино» и «Новых композиторов» под названием « Start ».
В 1984 году вместе с Т. Новиковым и И. Веричевым исполнял партию в «Балете трёх неразлучников» Д. Хармса на музыку «Новых композиторов» И. Веричева и В. Алахова.
С 1985 года входит в состав индустриальной группы оркестра Сергея Курёхина « Поп-механика », где также принимает участие в качестве барабанщика и вокалиста.
Во время отъезда Виктора Цоя на съёмки фильма « Игла » (1988), в 1987 музыканты группы «Кино» Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян и Андрей Крисанов совместно с дуэтом « Новые композиторы » записывают сайд-проект — инструментальный альбом Start , изданный лишь в 2015 году .
Отличался своеобразной, стильной манерой игры на ударных, играя на установке стоя. Делалось это с оглядкой на западных «новых романтиков» вроде « Duran Duran » и пр.
В конце 1980-х годов уделяет внимание культуре « техно », « хаус -музыке» и клубному движению, организовывает первые « рейвы » в Петербурге. В начале 1990-х годов один из вдохновителей и участников первых российских рэйвов: «Гагарин-party 1», «Гагарин-party 2» на ВДНХ и «Мобиле-party» на стадионе в Крылатском в Москве. Разработал дизайн и символику плакатов первых рэйвов.
В 1979 году знакомится с художником Тимуром Новиковым , в 1982 году становится одним из первых участников созданной Новиковым группы «Новые Художники». С того времени начинает выставлять свои работы. Принимал участие в совместных с Новиковым проектах «0-революция», «0-объект». С декабря 1989 года входит в круг художников нового академизма, заявленного Тимуром Новиковым. С этого времени и до конца жизни участвует во многих выставках неокадемического искусства в России и за рубежом.
Денис Егельский отмечает: «В изобразительном искусстве второй половины 80-х годов было всего два направления. Официальное называлось соцреализмом и имело монолитную структуру. Противопоставлялся ему нонконформизм , включавший в себя множество разнообразных течений. Творчество Георгия Гурьянова, не принадлежавшего ни к одному из этих направлений, стоит особняком в истории изобразительного искусства последней четверти XX века.»
В июне 1990 года принял участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста , организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост» .
В 1990 году участвовал в проекте «Молодость и красота в искусстве», (конференция и выставка), проведённом Тимуром Новиковым и Дуней Смирновой в ленинградском Доме Учёных. .
В 1991 году участвовал в выставке «Академизм и Неокадемизм» в Мраморном дворце (музей В. И. Ленина), вместе с другими первыми неоакадемистами: Т. Новиковым, Д. Егельским и молодым кутюрье К. Гончаровым. Становится одним из первых моделей К. Гончарова, создавшего Модный дом «Строгий юноша»), носит одежду его дизайна (пальто, жилеты, рубашки). С этого времени получает среди друзей оставшийся с ним до конца жизни «титул» — «совесть петербургского стиля». Г. Гурьянов считался одним из «петербургских денди» конца XX — начала XXI века .
21—22 июня 1991 года участвовал во Второй выставке на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Т. Новиков, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов и др .
10 апреля 1991 года стал победителем телевизионного конкурса «Новое имя России и стран содружества» .
В июле 1992 года участвовал в Третьей выставке на пролёте Дворцового моста «Феерия и Аллегория Леонардо» и в выставке «Тайный культ» в Мраморном дворце; на выставке были представлены также работы Вильгельма фон Глёден и французских художников Пьера и Жиля.
В 1993 году круг неокадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неокадемисты — Т. Новиков, Г. Гурьянов, В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звание почётных профессоров Новой Академии .
12 мая 1993 года открывается первая персональная выставка Г. Гурьянова в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 9—12 декабря 1993 года участвует в выставке «Идея тела в современном русском искусстве» (Гамбург, Выставочный зал Гамбург-мессе). 10—19 июня 1994 года участвует в выставке «Ренессанс и резистанс» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 4 ноября 1994 года открывается персональная выставка художника «Сила воли» в галерее «Риджина», Москва, куратор — Тимур Новиков. В сентябре 1995 года участвует в выставке «О красоте» в галерее «Риджина», Москва, куратор — Дэн Камерон . В феврале-апреле 1997 года принимает участие в выставке «Новый русский классицизм» в Стеделийк музеум , Амстердам.
В 1998 году картина художника «Гребцы» была выбрана в качестве плаката для Олимпийских гей-игр в Амстердаме.
C 1999 года принимал участие в движении «Новые серьёзные», организованном Тимуром Новиковым.
В сентябре 2001, марте 2003 и в 2004 году проходят персональные выставки художника в петербургской галерее Д-137, галерея также неоднократно представляла работы художника в рамках проекта Арт-Москва. В 2004 году. проходит персональная выставка художника в парижской галерее Orel Art , Париж. В 2011—2012 годах участвует в выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина», Москва, куратор Аркадий Ипполитов . Работы художника составляют основной блок выставки.
С 1991 года и до конца жизни основной темой работ Гурьянова становятся динамичные спортивные сюжеты. Художник воссоздаёт в своей живописи мотивы спортивной фотографии 1930-х годов; другими источниками становятся для него фильмы на спортивные темы — «Олимпия» и « Строгий юноша ». Своим обращением в этой теме художник доказывает, что «тоталитарное искусство было само по себе разным и не исчерпывалось плоской идеологией социального или расового насилия» . В работах Гурьянова образы Родченко , Рифеншталь и Роома предстают освобождёнными от любой идеологии, кроме власти эстетизма. Образы спортсменов и моряков Гурьянов делает практически автопортретными , чем «стирает с них отпечаток „классовой массы“, заменяя своим личным нарциссизмом пассионарность толпы» .
По итогам аналитического обзора российского рынка современного искусства в 2016 году признан самым дорогим художником России последних 10 лет среди достигших карьерного пика после 1991 года и выставлявшихся на аукционах в последнее десятилетие. В частности, «Автопортрет» Гурьянова был продан на летних русских торгах Sotheby’s в 2016 году за 143 тысячи фунтов-стерлингов.
В неокадемизме… роль Гурьянова представляется особенно значительной, потому что он первым приближается к табуированной тоталитарной иконографии… и делает это серьёзно… без защитной маски соц-артовской концептуальной иронии.
— Екатерина Андреева
Работы художника (избранные, живопись):
С 1986 года снимается в клипах группы «Кино» и в культовых фильмах « Йя-Хха », « Конец каникул », « Рок », « Асса » и др., играя самого себя.
В 1989 году усилиями Юриса Лесника, Владислава Мамышева-Монро и Тимура Новикова создаётся первая независимая телекомпания в стране под названием «Пиратское телевидение», где Гурьянов неоднократно принимал участие в съёмках. Вел программу ПТВ о спорте «Спартакус» .
По словам режиссёра Рашида Нугманова , Гурьянов мог сняться в фильме « Игла »: «Была идея в эпизодической роли человека на дрезине, собирателя анаши, снять Георгия Гурьянова. Но тот отказался» . В 2010 году Гурьянов снялся в небольшом эпизоде фильма « Игла Remix » в качестве диджея.
Последние годы Гурьянов тяжело болел, у него был диагностирован гепатит C , осложнённый онкологическими заболеваниями печени и поджелудочной железы . 21 июня 2013 года Георгия Гурьянова выписали из больницы им. Боткина , последний месяц он проходил курс химиотерапии в Германии и находился дома в тяжёлом состоянии. Георгий Гурьянов скончался 20 июля 2013 года в своей квартире на Литейном проспекте, в Санкт-Петербурге. .
Отпевание прошло 25 июля в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище .
27 февраля 2014 года, в день рождения Георгия Гурьянова, в арт-центре « Пушкинская, 10 » в при поддержке галереи « » была открыта первая выставка, посвящённая художнику и музыканту, — «Мое произведение искусства — я сам». На экспозиции были представлены работы друзей и современников — Тимура Новикова , , Андрея Крисанова , , Евгения Козлова , Владислава Мамышева-Монро , , Едыге Ниязова , , Марины Фёдоровой , Андрея Хлобыстина и других. К открытию выставки был подготовлен каталог — первое издание, посвящённое Гурьянову.
В августе 2017 года издательство «АСТ» (Москва) выпустило книгу «Георгий Гурьянов: Я и есть искусство», автором-составителем которой стал .
1 июля 2020 года Юрий Каспарян презентовал свой инструментальный проект YK . 22 декабря 2020 года состоялся первый онлайн-концерт YK. В основу программы легли две пьесы Георгия Гурьянова — «Доктор Мабузе» (Dr. Mabuze из альбома Start (1987) группы « Новые композиторы ») и «Рига», тема из фильма « Игла » (1988) и новые композиции Каспаряна .
|
|