Альбомы, спродюсированные Stargate
- 1 year ago
- 0
- 0
Лю Жэньхан ( кит. трад. 劉仁航 , упр. 刘仁航 , пиньинь Liú Rénháng , 1885 — 23 октября 1938) — китайский просветитель, журналист, теоретик утопического социализма . Наиболее известен трактатом Дунфан датун сюэань ( 东方大同学案 , «Разбор восточного учения о Великом единении»), впервые опубликованным в 1926 году.
Родился в деревне Писян уезда Гуаньху провинции Цзянсу в крестьянской семье, был старшим из четырёх детей. Отец его получил образование и преподавал в сельской школе. Продемонстрировав способности вундеркинда , Лю в 9-летнем возрасте участвовал в предварительных экзаменах для мальчиков ( кит. упр. 童子试 , пиньинь Tóngzǐ shì ), и получил по результатам казённую стипендию для обучения. Изучал Четверо- и Пятикнижие у известного учителя Чжоу Сяньцзюня в Сюйчжоу , высшее образование получал в Нанкине ; в Шанхайской школе иностранных языков и Лянцзянском педагогическом училище. После окончания учебного курса стал начальником отдела образования в родном уезде, основал вечернюю школу для крестьян в волости Синьцунь, куда детей принимали бесплатно. С 1908 года руководил средними учебными заведениями в Сюйчжоу, Сучжоу , Нанкине и Шанхае . Имя Жэньхан («Следующий гуманности») принял, прочитав «Учение о гуманности» Тань Сытуна .
Возглавив в 1912 году Седьмое педагогическое училище (ныне педагогический институт Сюйчжоу) и ассоциацию пропаганды демократии, вошёл в конфликт с генералом Чжан Сюнем , и после издания приказа об аресте в 1915 году вынужденно эмигрировал в Японию. К тому времени он был женат на госпоже Ли Юнься из Цинчжоу и имел трёх сыновей и дочь; он испытал серьёзный кризис, когда после смерти матери не смог вернуться на родину на её похороны . Овладев японским языком, Лю Жэньхан переводил различные тексты, включая рассказы Льва Толстого (с японского перевода), сочинения по экономике и проч. Он сблизился с японскими толстовцами , и даже, по некоторым сведениям, крестился. В 1917 году вернулся в Китай, и вошёл в фавор у Ян Сишаня , был назначен инспектором училищ Цзянсу и Шаньси , и советником у губернатора. После ссоры, уехал в деревню и обратился к изучению буддизма . В 1921—1924 годах сотрудничал с Ху Ши , а далее с семьёй переехал в Пекин, где поселился в монастыре Фаюань. В апреле 1924 года в Пекин нанёс визит Рабиндранат Тагор , который встречался с Лю Жэньханом, что нашло отражение в поэзии мыслителя . С 1924 года Лю заведовал газетой Чжунго синьвэнь жибао в Шанхае .
Во время Северного похода Лю Жэньхан был рекомендован Гу Чжутуном на должность советника Национального правительства в Нанкине , но так и не занял её. Был назначен комиссаром Гоминьдана в Сюйчжоу, и дослужился до генерал-лейтенанта. В 1930—1932 годах он совершил путешествие в Индию, Непал и Юго-Восточную Азию — на родину буддизма, и вошёл в контакт с буддийскими кругами многих стран. Восстановить события этого путешествия почти невозможно, поскольку переписка и дневники были утрачены. Во всяком случае, известно, что 27 марта 1931 года Лю Жэньхан вновь встречался с Тагором, который оставил краткое упоминание об этом, сообщив, что китайский мыслитель планировал поехать в Европу. Эти планы так и не осуществились. После возвращения, обосновался в Шанхае, где занимался переводами и журналистикой, возглавлял среднюю школу (на эту должность его рекомендовал Цай Юаньпэй ) . Буддийские патриархи Индокитая подарили ему три золотых статуи Будды, священную реликвию — фалангу пальца Будды, и множество священных текстов, которые Лю Жэньхан хранил в основанном им Институте культивирования радости ( 乐天修养馆 ); тогда же он принял свой последний псевдоним «Доктор-феминист» ( Куньхуа боши ). В 1933 году основал еженедельный журнал «Цыхан хуабао» ( 慈航画报 , «Барка милосердия»), который сыграл большую роль в пропаганде китайского буддизма, вегетарианства и ненасилия. В октябре 1934 года журнал закрылся из-за недостатка средств . Лю Жэньхан считал, что идеал Великого единения Конфуция и Кан Ювэя полностью совместим с буддийским учением, во время пятой сессии ЦИК Гоминьдана четвёртого созыва (1934 год) попытался огласить на заседании петицию о внедрении принципа Великого единения в международных отношениях .
В течение 1920—1930-х годов Лю Жэньхан опубликовал более 30 оригинальных и переводных сочинений по утопическому социализму, нетрадиционной медицине, буддизму, йоге (трактат об этой последней был переведён с американского издания) . Свой главный труд Дунфан датун сюэань Лю публиковал с продолжением в газете «Шэньбао», которую редактировал. В тот период он сблизился с кругом Кан Ювэя и Лян Цичао , и пропагандировал их взгляды; категорически отверг Октябрьскую революцию в России , считая коммунистическую идеологию неприемлемой для Китая. Тем не менее, он попытался реализовать свои взгляды в родной деревне на практике, где создал утопическую коммуну Великого единения ( кит. 大同村 ). После начала японо-китайской войны начал активную пропагандистскую кампанию, добрался до Особого района Китая , и был принят Чжоу Эньлаем и Дун Биу . В 1938 году распродал всё семейное имущество в родной деревне (родительский дом и 11 му земли — около 0,67 га) и все средства пустил на благотворительность жертвам войны . После битвы за Тайэрчжуан Лю Жэньхан эвакуировался в Ухань , и принял решение переехать в Чунцин , продолжать патриотическую кампанию. 23 октября 1938 года судно, на котором плыл Лю Жэньхан, в Ичане попало под японскую бомбардировку, и он погиб . Семья Лю Жэньхана оставалась в оккупированном японцами Нанкине, причём его вдова до самой своей кончины в 1970 году не верила в его смерть, ибо считала, что он уехал в Индию, стал монахом и обрёл просветление . В мае 2018 года ещё была жива их дочь — 94-летняя Лю Куньхуа .
Первый вариант труда всей своей жизни — «Разбор восточного учения о Великом единении» — Лю Жэньхан закончил в 1918 году, и сильно переработал в 1924-м . Окончательный текст увидел свет в 1926 году в шанхайском издательстве «Чжунхуа шуцзюй», и составил почти 700 страниц самого разнообразного содержания. Придерживаясь буддийского взгляда на мир, из всех направлений буддийской философии Лю особое место отводил аватамсаке . В своём трактате он даже описывал побудительные мотивы к написанию труда: некогда его посетило видение, в котором таинственный человек поведал истину, «глубина и высота которой неисследимы» в форме детской считалочки, смысла которой понять было совершенно невозможно .
Трактат Дунфан датун сюэань состоит из шести свитков-цзюаней , структура которых весьма дробна и многопланова. В книге много таблиц, описаны уровни буддийского мироздания, изложена история развития мировой науки, впервые в Китае описана генетика (на материале мутации дафний ), проводится сравнение обычаев и национального характера китайцев и европейцев . Лю Жэньхан провёл сравнительное исследование религиозных доктрин древнего и современного Китая ( конфуцианство , даосизм , буддизм и моизм ) с современным ему христианством, социализмом и анархизмом (в версии Кропоткина ). С точки зрения Лю Жэньхана, изначально прогрессивное конфуцианство превратилось в аналог римской католической церкви и остановило эволюцию в Китае. При этом изначальное конфуцианство сформулировало социалистический идеал Великого единения, который сопоставим с даосским ( Лао-цзы и Чжуан-цзы ), но более практичен. Лю Жэньхан, как и Кан Ювэй (который, упоминается в тексте только один раз) считал, что религиозные и этические ценности носят исторический характер, поэтому «частная» сыновняя почтительность будет заменена на всеобщую; а функции семьи примет на себя общество. Лю Жэньхан занял принципиально феминистскую и пацифистcкую позицию, исходя из своих буддийских убеждений. С его точки зрения военный и мясник нисколько не отличаются друг от друга. Равенство женщин должно проявляться в первую очередь в профессиональной сфере, свои права — и прежде всего на свободу — должны получить и дети . Феминизм Лю Жэньхан отстаивал всеми мыслимыми методами: согласно его мнению, матриархат является искуплением человечества, погрязшего в желаниях и отяготившего свою карму , а значительная часть пассажей, посвящённая описанию человечества будущего, посвящена преимуществам матриархата. Параллельно излагаются: теория групп крови , вопросы декриминализации гомосексуализма и эвтаназии , а также проповедовалась евгеника , большим поклонником которой он был. В мире освобождённого человечества будут практиковаться групповые браки и свободная любовь , причём партнёра будет выбирать женщина .
Лю Жэньхан написал своего рода «историю будущего», наметив схему развития человечества к высшему уровню своего существования. Как и Кан Ювэй, он не рассчитывал достигнуть его во время собственной жизни . Между древним Великим единением (раем, из которого человечество было изгнано) и конечной целью развития — новым Великим единением, лежат шесть промежуточных стадий, длительность которых нельзя предсказать, поскольку они сменяют друг друга со скоростью природного процесса и подчинены естественным законам:
Вольфганг Бауэр считал, что Лю Жэньхан был знаком с концепцией далёкого будущего Кан Ювэя, в которой также шла речь о космических перспективах человечества . Был он знаком и с Чжан Бинлинем , который предложил радикальную концепцию освобождения человечества, путём его демилитаризации, отрыва от материального мира и превращения в сонм Будд .
Лю Жэньхану было очевидно, что Китай отстал от передовых стран Запада по всем параметрам, и потому его трактат завершается призывом явиться «Новому Чингисхану восточной цивилизации», который ввергнет мир в руины, как это описано в романе Г. Уэллса « Война в воздухе », а на пепле старины взойдёт росток нового Великого единения и начнут сменять друг друга установленным порядком миры-эпохи .
Далеко не все части трактата Лю Жэньхана носили утопический характер. По мнению У Ицяо, он разработал оригинальную концепцию сельского строительства, которое, отчасти, предвосхитила социалистические эксперименты в Китае. Так же, как и Лян Шумин или Сунь Ятсен , он считал китайскую цивилизацию аграрной, в которой деревня является фундаментом общества. Собственно, его коммуна Великого единения была попыткой выстроить самоуправляемое сообщество на основе традиционных китайских добродетелей, в которой буддийское учение поможет «очистить души», а межличностная гармония снимет проблему неравенства в потреблении и принуждения. Лю Жэньхан осознавал, что модернизация — это синтез традиции и современности, а не их противостояние и разрушения. Отчасти, это стало причиной оживления интереса к наследию Лю Жэньхана в 2000-е годы .