Будучи потомком нескольких представителей Янчжоуской конфуцианской школы
, получил блестящее классическое образование, в 18 лет (1902) стал обладателем степеней лицензиат и
цзюйжэнь
(см.
Кэцзюй
), однако не вошёл в список отличившихся на столичном экзамене, в котором участвовал на следующий год.
В 1904 вступил в аньти-Цинское общество
光復會, а в 1907, находясь с женой в Японии, вступил в
Тунмэнхой
. В Японии Лю на короткое время увлёкся идеями
анархизма
, указывая на параллели с учениями
(англ.)
(
и
(кит.)
(
. Увлечение быстро прошло, в 1908 году Шипэй вернулся в Китай и поступил на государственную службу.
При
Юань Шикае
(1859—1916), наряду с несколькими другими активистами (см.
) выступал за восстановление монархического строя. Рекомендовал введение нового китайского летоисчисления, начинающегося с рождения
Желтого Императора
.
Лю Шипэй — автор первого из современных систематических исследований корпуса «
», 周書略說.
Литература
Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А. Учение об уравнении людей Лю Ши-пэя // Вопросы философии. № 11. 2015. С.153-157.
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 203—204.
ISBN 5-244-00757-2
Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае: 1900–1921. М.: Наука: ГРВЛ, 1983.
Angle, Stephen C (1998). "Did Someone Say" Rights"? Liu Shipei's Concept of Quanli"// Philosophy East and West: 623–651. doi:10.2307/1400020.
Bernal, Martin (1976), "Liu Shih-p'ei and National Essence", in Furth, ed. Charlotte, ed., The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China, Cambridge, MA: Harvard University Press, pp. 90–112,
ISBN 0674534239
Cohen, Alvin (2012). "Brief Note: The Origin of the Yellow Emperor Era Chronology" // Asia Major. 25 (pt 2): 1–13.