Interested Article - История Еревана

История Еревана , столицы Армении — продолжение истории урартской крепости Эребуни , к которому восходит также название города — «Ереван» . Самое раннее упоминание Еревана в средневековых источниках датируется 607 годом . Расположенный на одной из наиболее низких точек (на высоте 983 м над уровнем моря) Армянского нагорья , город находится на самом восточном краю Араратской долины , на стыке рек Гетар и Раздан , в области Айрарат исторической Армении . Вокруг Еревана расположены несколько древних и средневековых армянских столиц С начала XV века административный центр Чухур-Саада , с середины XVIII века Эриванского ханства , 1918 года столица первой Республики Армения , с 1920 года столица Советской Армении , с 1991 года столица Армении.

Название

Надпись 1204 года с упоминанием Еревана

Название «Ереван» происходит от названия урартской крепости Эребуни . Британский учёный Анна Элизабет Рэдгейт из Ньюкаслского университета отмечает, что ряд армянских местностей и фамилий сохранили или носят память более раннего субстрата: название Эребуни сохранился в Ереване, Тушпа в Тоспе . В Средние века город назывался Ереван . Так, например, в севанской надписи 874 года упоминается в форме յԵրեւան—Ереван . Название «Ереван» сохранилась в надписи 1264 года на стене Церкви св. Катогике в центре города .

В иноязычных источниках город, помимо Еревана, позднее упоминался также в формах Эрван, Эривань, Реван, Иреван, Errevant, Ervan, Erivan, Revant, Yerevan .

Античный период

Ереван располагается на территории, населённой в течение многих тысячелетий , исторически на одном из самых плодородных частей Армении . В целом общепринята точка зрения, что название города восходит к построенной в VIII веке до н. э. урартской крепости Эребуни . Ранее писал о происхождении названия от армянского vankʿ — монастырь, от глаголов erewim/erewecʿay — стал явным, появился. Мнение было основано на народной этимологии, связанной с легендой о высадке на горе Арарат Ноев ковчега . Таким образом древнее предание относило основание города ко времени Ноя . Французский путешественник Жан Шарден , побывавший в Ереване к концу XVII века, пишет: « По мнению армян, Эривань — самое древнее поселение в мире, так как, по их преданиям, там жил Ной со всем своим семейством, как до потопа, так и после, — сойдя с горы, на которой остановился ковчег » . Ещё до обнаружения надписи на кургане Арин-Берд на юго-восточной окраине Еревана, об Эребуни было известно из другой надписи, высеченной на скале около Вана урартским царем Аргишти . В ней сообщалось о переселении в новооснованный им город Эребуни 6,600 воинов из области Цупа . Впоследствии были обнаружены также другие надписи о его основании в 782 году до н. э. . Эти первые насельники города были смешанного протоармянско-лувийско-хурритского происхождения, которые, вероятно, принесли сюда протоармянский язык . Эребуни был одним из экономических, политических и военных центров Урарту , служил резиденцией урартских царей во время военных кампании против северных соседей.

Город продолжил существовать после падения Урарту. В Ахеменидскую эпоху происходили многочисленные реконструкции, строились новые здания .

Средние века

Самое раннее упоминание о городе в армянских источниках обнаруживается в « Книге писем » . В одном из документов 607 года сообщается o священнослужителе Даниеле из Еревана, который во время Двинского собора отклонил халкидонское вероучение по настоянию католикоса Абраама . Известно, что в это время в Ереване уже существовала Церковь Святых Павла и Петра , построенный, предположительно, в VI или начале VII века . Клиффорд Эдмунд Босуорт отмечает, что Ереван был одним из армянских городов в долине Аракса, ставший свидетелем много войн и сражений в Средние века . относит Ереван к числу городов находящихся в начале VII века в зоне ирано-византийских войн . Ереван в форме Hērewan а также его крепость упоминает историк VII века Себеос в связи с арабским завоеванием Армении : « Пришли, собрались у Эривани, бились с крепостью, но не могли взять её » . Более поздние источники называют важнейшей цитаделью Еревана Цицернакаберд. У византийского историка XI—XII веков Иоанна Скилицы последний упомянут в форме Chelidonion . В 1047 году крепость была осаждена византийскими силам , а несколькими годами ранее была захвачена у Армянского царства Шеддадидом Абу-л-Асваром . Стратегическое значение Еревана отмечается также в источниках периода Армянского царства Багратидов. Иоанн Драсханакертци в начале X века упоминает о городке Ереван в описании событий VII века: «В то время, говорят, шла битва около кахакагюха Ереван; об обстоятельствах той войны тебе достаточно сообщают те, что описали её прежде нас» . Точная дата этого события неизвестна. Самуел Анеци , историк XII века, ссылаясь на более ранние источники, пишет о восстании в Ереване в 660 году . В Багратидский период был небольшим городком, в связи с экономическим подъёмом страны, развились его связи с соседними областями. Мхитар Айриванеци в XIII веке сообщает , что в 1031 году князь Апират построил Кечарус и « …провел канал в Еривани » .

Гефсиманская часовня

В XI—XIII века Ереван превратился в феодальный город, который уже упоминался как центр области Котайк. Вардан Великий в своей «Географии» в середине XIII века упоминает : « Котайк — город Ереван со своей областью » . На рубеже XII—XIII веков совместные армяно-грузинские силы, опираясь на поддержку армянского населения, освободили от сельджуков весь север Армении, где были образованы вассальные от Грузинского царства владения армянских князей Закарянов . В первые десятилетия XIII века Ереван, в числе других городов и областей на северо-востоке Армении, находился под управлением Иване Закаряна и его сына Авага . Ереван, подобно другим средневековым городам, являлось феодальной собственностью. Основная часть поселян подвергалась эксплуатации со стороны светских и духовных феодалов. Были и свободные ремесленники, купцы, свободные поселяне, которые, однако, обязаны были делать определённые работы для правящего сословия, платить разные подати.

Известны данные о культурной жизни средневекового Еревана. Некоторое время в городе жил учёный XI века Ованес Козерн , который был похоронен там же в кладбище Козерн ․ В конце XIII века в Ереване родился поэт Тертер Ереванци .

Судя по сохранившимся монетам Ереван был одним из ведущих городских центров в долине Аракса . Город лежал на торговом маршруте ведущий от Двина в Барду . Так, из сохранившихся монет чеканенных в Ереване, наиболее ранние относятся монгольским Хулагуидам . Это золотая монета 1333 года Абу Саид Бахадур-хана и серебряная монета 1344 года относящаяся Нуширван хану .

В конце XIV века в связи нашествиями Тамерлана отмечается серьёзный перерыв в развитии города. В 1387 Ереван был разрушен, что унесло жизни около 500 человек по данным Григора Хлатеци в его «Колофонах бедствии» . По сообщению Бакиханова в этот же период Тамерлан заселил в регионе 50 тыс. семейств из племени каджаров « Эмир Теймур (Тамерлан) переселил 50 тысяч семейств каджаров в Кавказский край и поселил их в Эриване, Гандже и Карабаге, где они в течение времени ещё более умножились. Многие из этих каджаров при сефевидских шахах были государственными деятелями и управляли Армениею и Ширваном » . После, под властью туркоманских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу Ереван стал важным культурным центром, при состоянии политической нестабильности и экономического застоя. В этот период лидер Кара-Коюнлу Искандер назначил главой Еревана с юрисдикцией на всей провинции Айрарат одного из отпрысков армянского рода Орбелян . В начале XVI века город сначала был завоёван сефевидским шахом Исмаилом I , а через несколько лет последовательно османскими султанами Селимом и Сулейманом. Подобно всей Восточной Армении Ереван остается яблоком раздора между османами и персами в течение многих десятилетий .

Упоминание Еревана в надписи 1223 года . Упоминание Еревана на потале гавита (XII векa) церкви св. Георгия монастыря Агарцин

В средневековых надписях Ереван впервые упоминается в 874 году . Надпись выгравирована на барабане Севанаванка по поручению княгини Мариам, дочерь царя Армении Ашота I . В нём сообщается о даровании вновь основанному монастырю садов в Гарни и Ереване ( др.-арм. այգի (ի) Գառնի եւ յԵրեւան… ) . С небольшими различиями надпись цитирована у историка XIII века Степаноса Орбеляна . Ещё одна надпись этого периода сохранилась в монастыре . Она оставлена Григором II Супаном , сыном княгини Мариам . Уже в 1299 году Орбелян предложил для него датировку между 851 и 901 годами. Согласно надписи, Макенису были переданы пять садов в Ереване ( др.-арм. :Ե: (5) այգի՝ յԵրեւան ) . В Аричаванке Ереван упоминается дважды ․ В строительно-дарственной надписи 1201 года князь Закаре среди прочего сообщает о даровании монастырю садов в Ереване и Талине ( др.-арм. այգի մի յԷրեւան եւ այգի մի ի Թալին )․ Вторая надпись, также XIII века, находится внутри монастыря. В нём говорится о купле сада неким Мхитаром у сына Евагра в Ереване и передаче его Аричаванку ( др.-арм. ես՝ Մխիթար, գնեցի յԵրեւան զԵւագրին որդոյն այգին յարդեանց իմոց եւ ետու ի Հառիճայ ) . Ереван упомянуто в пяти надписях в Кечарисе , самый ранний из которых 1204 года. Он рассказывает о приобретении Вардымбелом 1/4 садов Мелитона в Ереване и передаче его монастырю . В разных надписях Авуц Тара упомянуты ереванцы Менас, Ваграм и Саргис . Многочисленные надписи с упоминанием Еревана встречаются в Гегардаванке . В одном из них Атом и его жена Арка даруют монастырю свой дом в Ереване ( др.-арм. ես՝ Ատոմ եւ ամուսին իմ Արքայ, միայբանեցաք Սբ. ուխտիս Այրիվանս եւ տվաք ընձայ զիմ տուն, որ Երեւան է ) . Надпись 1225 года сообщает о строительстве неким ереванцем двух алтарей и даровании монастырю своих садов ( др.-арм. եւ ետու զիմ այգին, որ յԵրեւան ). Похожая надпись (в нём говорится о строительстве гавита ) сохранилась от имени Иване Закаряна в Агарцине . В надписи XIII века в Ушиванке князь пишет о благоустроении монастыря и передаче своего сада в Ереване ( др.-арм. էտու զիմ դրամագին այգին, որ յԵրեւան զԴապաղենց ). В одной надписи Ованаванка упомянут некий Усик Ереванци . В надписи 1215 года в церкви говорится о приобретении для него садов в Ереване, Ошакане , Коше , Аруче , и т. д. . Ереван упоминается в надписях XIII—XIV веков в том числе в зданиях на территории самого города. На южной стене церкви Святой Богородицы Катогике некто Сахмадин сын Аветиса сообщает о купле Еревана с его «землей и водой» ( др.-арм. ես՝ Սահմատինս, պարոն Աւետեաց որդիս, զԵրեւան գնեցի հողով եւ ջրով ). На северной стене той же церкви в 1318 году супруги пишут о передаче церкви города своих земель в ( др.-арм. միաբանեցաք Էրեւանու ժամատեղացս եւ տվաք ի Նորագաւիթ զմեր հողն, որ ի Դիւականն է )

Новое время

Картина европейского гравёра и картографа И. Б. Хоманна — «Эривань, главный город Армении »
Панорама города 1655 года, Жан-Батист Тавернье

После того как в XV веке Кара-Коюнлу сделали Ереван административным центром Араратской области, путешественники и историки часто упоминают его как крупный город региона, торгово-ремесленный центр Восточной Армении . С XVI века, став центром персидского правления в Восточной Армении, Ереван остался главным городом области. Ереван фигурирует в османо-сефевидских конфликтах XVI века , когда обе стороны боролись за контроль над ним и всей Восточной Арменией. В 1554 году, после взятия Карса и Нахичевани, османы захватили Ереван, вырезали большое количество жителей и сожгли часть города. Закрепившись в регионе в конце 70-х годов XVI века, они назначали здесь своих наместников. Первый из них, Ферхат-паша , в 1582—1583 годах построил новую большую крепость, сделав её центром османской обороны от нападений Сефевидов. В борьбе за контроль над Ереваном персы и турки периодически восстанавливали и достраивали крепость. В 1604 году её захватил шах Аббас I . По сообщению одного колофона , во время захвата Ереванской крепости армия шаха Аббаса убила 12 тыс. женщин и детей . В течение турецко-персидской войны 1603—1618 годов Аббас использовал тактику « выжженной земли ». Город и близлежащие провинции были опустошены, а всё население депортировано вглубь Персии. Историк Аракел Даврижеци описывает массовую депортацию армянского населения из Еревана в Исфахан:

… шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара. [Население] собственно города Еревана, Араратской области и отдельных близлежащих гаваров [было поручено] Амиргуна-хану .

Депортация шаха Аббаса, известная как « великий сургун », привела к резкому сокращению армянского населения Восточной Армении . отмечает: « После блестящей антиосманской кампании 1603-5 гг. Шах Аббас восстановил контроль над провинциями Еревана и Нахичевани, которые являлись основными поселениями восточных армян. В результате главный центр армянской религиозной и культурной жизни, престол святого Эчмиадзина, снова оказалась в границах Сефевидской империи. Чувствуя, что власть над недавно завоеванными территориями все еще ненадежна, Аббас применил политику выжженной земли и предпринял массовое и насильственное переселение местного населения, главным образом армян, в центральный Иран. » . Вплоть до XVII века, несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вероятно, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении . На земли изгнанных армян были поселены тюрки-кызылбаши из племени каджар и др. групп .

В 1635 году Ереван снова оказался предметом раздора. Наконец в 1639 году по Зухабскому миру Восточная Армения, включая Ереван, на почти столетие перешли в персидскую зону. В течение векового правления Сефевидов мир и процветание вернулись в Ереван, город снова стал крупным торговым центром на караванных путях, о чём свидетельствовали также западные путешественники .

Воспользовавшись распадом Государства Сефевидов османы вновь захватили Ереван в 1723 году. Последние установили в городе гарнизон и восстановили крепость . В течение более десяти лет они поставляли своих губернаторов и облагали население налогом. Современник событий, историк Абраам Ереванци , описывает сопротивление армянского населения османам . Их правление завершилась поражением от войск Надир-кули хана , будущего иранского шаха, и с 1735 года Ереван продолжил быть частью Персии, являясь с 1747 года центром полунезависимого Эриванского ханства . Последнее управлялась разными ханами , которые в период смут в Персии во второй половине XVIII века время от времени подчинялись царю Грузии Ираклию II или Панах-хану и Ибрагим-хану Джеванширам Карабахским , которые стремились расширить свое влияние в Закавказье. Затем Ереван подчинялся официальным суверенам Восточной Армении Ага Мохаммед Шаху Каджару и его преемнику Фетх Али-шаху .

В период персидского владычества существовала практика назначения шахами различных ханов в качестве беглербегов — губернаторов областей, тем самым был создан также административный центр Чухур-Саад или Эриванское ханство. Ханство охватывало около 12,000 км.². На севере оно граничило с Грузией, на востоке с ханствами Гянджи и Карабаха , на юге с ханством Нахичевани и провинцией Азербайджан , на западе с Османской империей. Ханство было разделено на пятнадцать административных округов — магалов . Армяне занимали доминирующее положение в разных профессиях и торговле, представляли большие экономическое значение для персидской администрации. Из Еревана экспортировалась сушеные фрукты, соль, шкура и медь . Армяне Еревана также поставляли весь используемый в царском дворе воск . Тот факт, что Эчмиадзин , Священный престол армян, находился в пределах ханства имело большое значение и в условиях отсутствия армянской государственности, был как духовным так и политическим центром всех армян . Русский путешественник XVII века Федот Котов пишет: « Недалеко от города Еревана расположен Учьклюс, по-армянски, а по нашему, по-русски — Три Церкви; они были большие и красивые. Все это место и Ереван были армянским царством » .

Церкви св. Зоравор (слева) и св. Акоп , XVII век

Несмотря на то, что все ханство управлялось ханом известным также под названием сардар , с середины XVII века до 1828 года армянское население находилась в непосредственной юрисдикции мелика Еревана из рода . Начало образования меликства Еревана датируется временем завершения османо-сефевидской войны в 1639 году , и, вероятно, он являлось частью всеобщей административной реорганизации Персидской Армении после длительного периода войн и нашествий. Первый из рода с титулом «мелика Еревана» был мелик Агамал. Мелики Еревана обладали полной административной, законодательной и судебной властью над своим народом вплоть до приговора смертной казни, который должен был одобрить сардар. Кроме того мелик выполнял и военные функции, ибо он или его ставленник командовали армянским военным контингентом в армии сардара. Все другие мелики и деревенские главы ( tanuter ) ханства подчинялись мелику Еревана и, кроме прямо подвластных ему местных деревень, все армянские деревни ханства были обязаны платить ему ежегодный налог. В квартале Конд , где жили Агамаляны, находились четыре из десяти старейших церквей города .

В Каджарский период Ереван был довольно процветающим местом. Город занимал более 1,6 км.² территории, а его окрестности и сады простирались приблизительно на 28,9 км.². Городская и архитектурная модель Еревана следовал общим схемам и проектированию принятым на ближневосточных городах того периода. Город имел четыре квартала или махалля : Шари, Таппа-баши и Демир-булаг. В городе было более 1700 домов, 850 магазинов, 8-9 мечетей, 7 церквей , 10 бань, 7 караван-сараев, 5 площадей, 2 рынка, и 2 школы. Основные строения Еревана, сохранившийся от прошлого, являлись колокольня средневекового армянского собора XII века, четыре маленьких церквей XVII века ( св. Зоравор , св. Ованнес, св. Саркис, св. Петрос-Погос), мост 1664 года на реке Гетар , и мост 1679 года на реке Раздан . Двумя наиболее крупными мечетями Еревана были Шир Мечеть, возведенная в 1687 году, и Голубая Мечеть , построенная в 1776 году, к концу персидского правления. Ханский дворец располагался вблизи одного из мечетей. Голубая мечеть, отличающаяся своей красотой, был самой крупной мечетью города .

За пределами собственно города были села Аван на север-востоке с руинами значительной армянской церкви VII века , и Канакер , наследственно управляемый семейством Абовян связанный супружескими узами с домом Мелик-Агамалянов .

Присоединение Грузии к России и первая Русско-персидская война (1804—1813) снова сделали Эривань стратегическим центром персидской обороны на Кавказе. Огромная крепость города, расположенный на возвышенности и окруженный массивными стенами, рвами и орудиями, некоторое время выдерживала российское наступление. В 1804 году наступление генерала Цицианова была отбита превосходящей персидской армией под командованием Аббас-Мирзы . В 1807 году Фетх Али-шах Каджар назначил Хусейн-хана Каджара бейлербеем Эривани. В течение своего двадцатилетнего пребывания в должности умелый администратор Хусейн-хан смог восстановить армянское доверие к персидской администрации и сделал ханство образцовой провинцией. В 1808 году русские войска под командованием генерала Гудовича предприняли ещё одно наступление на город, однако крепость устояла и русские потерпели неудачу. Россия завоевала остальные части Закавказья, что было закреплено Гюлистанским договором 1813 года. Позже Эривань вместе с Тебризом стал ставкой персидских сил стремящихся вернуть утерянные территории. Очередная Русско-персидская война (1826—1828) началась в 1826 году и силы Эривани были среди атакующих русские укрепления. Первоначально персы были успешны, но превосходящие русские артиллерийские войска под командованием генерала Паскевича в конце концов разрушили крепости Сардарабад, Аббасабад и Эриванскую крепость, который перешел к русским 2 октября 1827 года . Персия запросила мира и в феврале 1828 года был подписан Туркманчайский договор согласно которому Эривань и Нахичевань переходили к России, что, в свою очередь, обозначало конец ханской эпохи. Новая граница проходила по реке Аракс .

Участник войны Е. Е. Лачинов , с гордостью за освободительную миссию России, описывал с каким восторгом встречали русских освободителей армяне Эривани :

Почти все жители г. Эривани были заперты в крепости и происшедшее от того стеснение много помогло нам. Трогательные картины радости, с которой встречали нас армянские семейства, когда мы занимали оную, не описаны. Не говоря о том, что они предвидели счастливую будущность, освободившись от тягостного ига персиян, блаженствовать под правлением России, достаточно представить бедственное положение их во время осады, чтоб верить искренности восторгов, ими изъявленных.

После присоединения к России в 1828 году город стал административным центром Армянской области , а после служил центром Эриванской губернии созданного 9 июня 1849 года. Под властью России Ереван фактический остался одноэтажным восточным городом глинобитных домов с плоскими крышами. Утрата торгового и стратегического положения Еревана препятствует его участию в экономическом развитии, происходящем в некоторых других городах Закавказья. За исключением коньячного завода , кирпичного завода и нескольких небольших фабрик, в Ереване не было промышленности в досоветский период. Город крайне пострадал в годы Первой мировой войны . После большевистской революции и последующей гражданской войны в России , основания в 1918 году Республики Армения с Эриванью в качестве столицы, последний стал центром всех армянских надежд на ближайшие два с половиной года. После падения Республики Армения и советизации , Эривань (с 1936 года — Ереван) стал центром новой Советской Армении входящий до 1936 года в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики . Ереван стал одним из главных технических, образовательных, научно-исследовательский и промышленных центром Кавказа. Город также стал центром армянских национальных движений, а также культурного и политического возрождения в эпоху Горбачёва .

Население

В начале XVI века шах Ирана Исмаил I переселил из Ирака в Ереван огузское племя баят . По сообщению Ованнисика Цареци , в 1579 году османский военачальник Лала Мустафа-паша «выступил со множеством воинов, достиг области Араратской и заполонил армян и мусульман, числом 60 тысяч, и погнал их вперед, в страну ромеев» . Его современник Андреас Евдокаци сообщал о пленении населения Еревана в 1583 году . Важное значение для изучения этнической истории Еревана XVI века имеет османский налоговый реестр Ереванского элайета . Согласно его данным, в 1590 году в Ереване проживало 373 христианских и 29 мусульманских семейств .

Панорама Еревана из книги путешествии Жан-Батиста Тавернье , 1678 год

В первой четверти XVII века, в связи с турецко-персидскими войнами , намечаются изменения в количестве населения города . Известно, что во время великого сургуна 1604—1605 годов население Еревана также подверглась насильственной депортации . Эта депортация, как пишет , затронуло главным образом армян . «А шах, пока воевал, осадив Ереванскую крепость, не переставая разорял страну и угонял в плен армян», — писал Аракел Даврижеци . По сообщению Даврижеци, за депортацию населения «...собственно города Еревана, Араратской области и отдельных близлежащих гаваров » отвечал Амиргуна-хан . Ещё одна депортация была организована в 1618 году. В послевоенный период, однако, благодаря деятельности Амиргуна-хана и его преемника Тахмазкули-хана население региона постепенно восстанавливалась. Рассказывая об Амиргуна-хане Закария Канакерци отмечал, что «начав править Ереваном, он тотчас же приступил к благоустроительству и умножил число жителей» . Амиргуна-хан обустроил крепость города и усилил гарнизон за счет переселения тюркских племён из Азербайджана и Персидского Ирака . По сообщению Искандера Мунши , в Ереван были переселены племена ахча-койюнлу каджар и баят : «всем были выделены юрды и кышлаки в подходящих местах в Ереване и Шаруре» . пишет։ «…город был восстановлен и вновь заселён — мусульманами а не армянами-христианами, которых царь сослал в глубь Персии…» ( фр. ville fut recdifiée & habitée de Mahometans , mais non pas des Chreftiens Armeniens lefquels le Roy auoit enuoiez dans le milieu de la Perfe ) ․ Ценные сообщения об этническом составе крепости и города между 1632 и 1668 годами передаёт французский путешественник Жан-Батист Тавернье . Тавернье сообщает, что Ереван населена исключительно армянами ( фр. Comme Erivan n'est habité que par des Armeniens ) . Несколько десятилетий ранее августинский миссионер и португальский посланник Антонио де Гувеа также указывал, что Ереван полностью населена армянами ( фр. ville laquelle eft toute peuplée d'Armeniens ) . По данным османского путешественника Эвлия Челеби на момент 1647 года в городе было 2060 домов , что приблизительно составляет 17—20 тыс. человек . Посетившие в 1650 и в 1665 годы Ереван де-Лабулэ ла-Гуз и де Лален пишут, что «как в крепости, так и в городе живут большое количество армян» ( фр. Il y a dans le chasteau aussi bien que dans la ville, quantité d’Arméniens ) . В 1670 годы голландский купец Ян Стрёйс сообщает: «Эривань населен большей частью бедными армянами» . По свидетельству французского путешественника Жана Шардена , в крепости «столицы Армении» ( фр. d'Arménie dont Irivan eft la Capitale ) Еревана было 800 домов где проживало 2 тыс. персидский гарнизон и малочисленный торгово-ремесленнический элемент состоящий из армян. Эта информация, однако, не описывает положение собственно города за крепостными стенами. По данным Воскана Вардапета, в 1670 годы в Ереване насчитывалось 4 тыс. домов. Определённый ущерб по населению города нанесло землетрясение 1679 года . По свидетельству очевидца Григора Ереванци, «от мощи его разрушился город Ереван вместе крепостью и стенами, обрушились дома и прекрасные усадьбы, церкви и храмы». По описанию Закария Агулеци : «Обвалились 2 церкви и обитель в Ереване, Дзорагехская церковь, Гехартский монастырь, Аменапркич. Все разрушилось. Гехартский архимандрит Степанос остался под развалинами Ереванской обители. Ереванская крепость, ханский дом, баня, мечеть и минарет: все разрушилось. В течение 8—9 дней из-под обломков извлекали мертвых. Были дома, где погибло 5—8—9 душ». По некоторым оценкам общее число умерших достигло около 8 тыс. человек .

Важные данные об этническом составе города сообщает Исраэль Ори , посетивший Ереван спустя двадцать лет после землетрясения. В документе 1701 года Ори делит Ереван на собственно город и его крепость. Согласно ему, большинство населения города составляли армяне, он упоминает 200 домов мусульман : «А буде не возможно тот город так хитростию взяти, возмут место все, в котором множество християн, а бусурман только с 200 домов, и войско в том месте». В этой статистике Ори, вероятно, подразумевал ту часть гарнизона города, который постоянно находилась в крепости в мирное время, его численность, по другим данным, мог достигать 2—3 тыс. человек . В том же году посетивший Ереван Ж. Питтон де Турнефор называет город «столицей персидской Армении», упоминая его гарнизон числом в 2,5 тыс. человек . Немецкий путешественник Гаспар Шиллингер, в соответствии с тогдашним представлениям, городом (stadt) считает только то, что заключалась в крепостных стенах, а собственно город, простирающаяся за крепостью, называет «пригородом» (Vor-Stadt). Он пишет, что «пригород» более чем в десять раз больше «города», и в котором в большинстве живут граждане армянского вероисповедания . По данным католического миссионера Монье, армяне составляют 1/4 от 4 тыс. населения города (ville) и имеют четыре церквей. Однако здесь, как и у Шиллингера, под городом имеется ввиду только крепость, о чём он прямо указывал .

Из-за вековых войн население Еревана сократилась в 1804 году до 6,000 человек. Наблюдался большой отток армянского населения в Тифлис . Численность жителей города снова начало расти в период пребывания последнего хана, а в 1827 году превысило 20,000. Мусульмане — персы , тюркские племена ( азербайджанцы ) , курды , составляли 80 % населения всего Эриванского ханства, вели оседлый, кочевой или полукочевой образ жизни. Армяне составляли 20 % населения ханства и жили в Ереване или деревнях. Последние все ещё доминировали в разных ремесленных профессиях и торговле . Азербайджанцы («татары» по тогдашней терминологии) к 1829 году составляли около 64 % населения города . Значительная часть армянского населения в течение последних трех столетий покинуло Восточную Армению и армяне превратились в меньшинство в области Еревана. Для разрешения этой ситуации армянские лидеры и их российские сторонники убедили российское командование и дипломатов включить в качестве условия в переговорах с Ираном вопрос переселения армян из Персии . После Туркменчайского договора и армянской иммиграции из Персии и Турции , армянское население выросло до 40 % от общей численности. Общая численность населения, однако, уменьшилась примерно до 12,000, так как персидские войска и администрация эмигрировало. К началу XX века население города возросло до 29,033, из них азербайджанцев (в источнике «татары») — 49 %, армян — 48 %, русских — 2 % . Несмотря на новые армянские иммиграции из Османской империи , население Эривани увеличилась между 1831 и 1913 годами лишь до 30,000, с достижением, в конечном итоге, армянского большинства . Академическая «Кембриджская история Ирана» отмечает: «В результате армяне снова стали большинством на восточной части своей исторической родины» .

Новейшее время

При советской власти (1920—1991) была сделана первая попытка развивать Ереван как современный город. Опираясь на генеральный план Александра Таманяна , в 1920-е годы были построены многие широкие улицы и обширные площади. Следуя традиционному архитектурному стилю, который Таманян и его школа адаптировали современным задачам, с использованием местных традиционных строительных материалов, туфа и базальта , были возведены многие общественные здания и жилые дома, особенно после Второй мировой войны . Первоначальный план города, составленный Таманяном в 1924 году, предусматривал максимальное население на 150,000, однако из-за увеличения численности населения почти до 1,000,000 к концу XX века, планы относительно будущего развития города были неоднократно пересмотрены. В ходе этого строительства облик Еревана полностью изменился, почти все его прежние здания были снесены. Город был электрифицирован в 1930 году, была проложена канализационная сеть, проведен водопровод, осуществлены другие работы по созданию инфраструктуры. Окруженный наполовину бесплодными холмами, долгое время город подвергался частым пыльным бурям , пока ситуация не была решена программой восстановления лесных массивов, которые были посажены на окружающие холмы в 1950-е годы. Поскольку Ереван расширялся за пределы своих исконных границ, город поглощал близлежащие деревни, которые превратились в первые пригороды. С процессом расширения его территории были созданы кварталы Норагюх, Нор Киликия, Нор Малатия, Нор Себастия, Шаумян, Давидашен , Нор Арабкир, Нор Зейтун, Нор-Норк , Нор Мараш, Саритаг, Нор Бутания, Вардашен, Нор Ареш, Норагавит, Неркин Шенгавит , и др. В границы Еревана вошли древние деревни Канакер и Аван .

К 1926 году население Еревана насчитывалась 65,000, а к 1939 году она достигла 205,000. Между 1939 и 1959 годами население Еревана снова более чем удвоилось, достигнув 518,000. В 1970 году город имел 775,000 население, а в 1990 году 967,200. К концу XX века население города увеличилась за счет иммиграции из зоны Спитакского землетрясения и беженцев из Азербайджана .

Комментарии

  1. На Араратской равнине, вокруг Еревана, расположены античные и средневековые столицы Армении Армавир (первая столица), Арташат , Ервандашат , Вагаршапат , Двин
  2. Русский перевод К. Патканова

Примечания

  1. — статья из Encyclopædia Iranica . Erich Kettenhofen, George A. Bournoutian and Robert H. Hewsen
  2. / Edited by John Boardman , I. E. S. Edwards, N. G. L. Hammond , E. Sollberger. — Cambridge University Press, 1982. — Vol. III part I. — P. 320.
  3. Ереван // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во . Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова . Институт географии РАН . — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  4. / Edited by Sharon R. Steadman, Gregory McMahon. — Oxford University Press, 2011. — P. 557.
  5. Marc Van De Mieroop. . — John Wiley & Sons , 2015. — P. 230.
  6. A. E. Redgate. . — Blackwell, 2000. — P. .
  7. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  8. , p. 107.
  9. Ю. Д. Анчабадзе, Н. Г. Волкова. Старый Тбилиси: город и горожане в XIX веке. — М. : Наука, 1990. — С. 136.
  10. И. П. Петрушевский . Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI—начале XIX вв.. — Изд-во Ленинградского гос. ордена Ленина унив. им. А. А. Жданова, 1949. — С. 26.
  11. Н. М. Токарский . Архитектура Армении IV—XIV вв.. — Ер. : Армгосиздат, 1961. — С. 9.
  12. Marie-Félicité Brosset . . — Académie Impériale, 1849. — P. 116.
  13. Г. Алишан . . — Венеция, 1890. — С. 262. 30 декабря 2019 года.
  14. H. Hübschmann . . — Verlag von Karl J. Trübner, 1904. — P. 425.
  15. , с. 117—118.
  16. Памяти академика Н.Я. Марра, 1864—1934. — М. Л. : Изд. АН СССР, 1938. — С. 414.
  17. Т. Х. Акопян. Очерк истории Еревана. — Изд-во Ереванского университета, 1977. — С. 26-30.
  18. Т. Х. Акопян. Очерк истории Еревана. — Изд-во Ереванского университета, 1977. — С. 8.
  19. A. E. Redgate. . — Blackwell, 2000. — P. .
  20. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  21. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672—1673 гг. / Перевод Е. В. Бахутовой и Д. П. Носовича. — Тифлис, 1902. — С. 244.
  22. И. М. Дьяконов . . — Изд. АН Арм. ССР, 1968. — С. 158. 20 января 2022 года.
  23. И. М. Дьяконов . . — Изд. АН Арм. ССР, 1968. — С. 233. 12 октября 2018 года.
  24. Л. А. Дурново . Краткая история древнеармянской живописи. — Армянское гос. изд-во, 1957. — С. 8.
  25. Н. М. Токарский . Архитектура древней Армении. — Ер. : Изд-во АН Арм. ССР, 1946. — С. 289.
  26. — статья из Encyclopædia Iranica . W. B. Fisher, C. E. Bosworth
  27. — статья из Encyclopædia Iranica .
  28. . — М. , 1862. — С. 129. 11 января 2020 года.
  29. / Translated by John Wortley with introductions by Jean-Claude Cheynet and Bernard Flusin and Noted by Jean-Claude Cheynet. — Cambridge University Press, 2010. — P. 413.
  30. К. Н. Юзбашян . // Византийский Временник . — Л.—М., 1979. — Т. 40 (65) . — С. 87—88 . 6 июля 2015 года.
  31. . — Ер. , 1986. — С. 93. 6 августа 2020 года.
  32. Т. Х. Акопян. Очерк истории Еревана. — Изд-во Ереванского университета, 1977. — С. 24.
  33. . — СПб. , 1869. 18 апреля 2019 года.
  34. Г. Инчичян . . — Венеция, 1882. — С. 454. 13 января 2017 года.
  35. Bayarsaikhan Dashdondog. . — BRILL, 2010. — P. 33-34.
  36. Т. Х. Акопян. Очерк истории Еревана. — Изд-во Ереванского университета, 1977. — С. 33.
  37. Т. Х. Акопян. Очерк истории Еревана. — Изд-во Ереванского университета, 1977. — С. 39—40.
  38. Т. Х. Акопян. Очерк истории Еревана. — Изд-во Ереванского университета, 1977. — С. 29—30.
  39. / Изд. Г. Халатянц . — Вагаршапат, 1897. — С. 6. 13 января 2017 года.
  40. , с. 173.
  41. / Edited by A.C.S. Peacock, Bruno De Nicola. — Routledge, 2016. — P. 102.
  42. , с. 248.
  43. , с. 249.
  44. , p. 212.
  45. , с. 250.
  46. , с. 251.
  47. , с. 252.
  48. , с. 254—255.
  49. , с. 255.
  50. , с. 256.
  51. , с. 257.
  52. , с. 259.
  53. , с. 141.
  54. , p. 60.
  55. , p. 83.
  56. . — М. , 1973. — С. 62. 30 января 2020 года.
  57. А. Новосельцев , В. Пашуто , Л. Черепнин . Пути развития феодализма. — М. : Наука, 1972. — С. 47.
  58. , p. 24.
  59. James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. . — Greenwood Publishing Group, 1994. — P. 44.
  60. История Востока: в шести томах. — М. : «Восточная литература» РАН, 2000. — Т. III. — С. 113.
  61. George A. Boumoutian . A Concise History of the Armenian People: (from Ancient Times to the Present). — Mazda Publishers, 2006. — P. 214.
  62. — статья из Encyclopædia Iranica . George A. Bournoutian
  63. George A. Boumoutian . A Concise History of the Armenian People: (from Ancient Times to the Present). — Mazda Publishers, 2006. — P. 216.
  64. Rudi Matthee. . — I.B.Tauris, 2012. — P. 8.
  65. . — М. : Изд. вост. литературы, 1958. — С. 92. 26 июля 2022 года.
  66. / Худобашев А.М. . — СПб. : Тип. 2 Отд. Собственная Е. И. В. канцелярия , 1859. — С. 50. — 560 с.
  67. Григорян З.Т. // Bulletin of the Academy of Sciences of the Armenian SSR: Social Sciences. — 1951. — № 2 . — С. 70 . 8 января 2023 года.
  68. , с. 95.
  69. , с. 51.
  70. , с. 55.
  71. , с. 97.
  72. .
  73. , с. 143.
  74. , с. 98.
  75. , с. 99.
  76. , с. 152.
  77. , с. 102.
  78. , с. 100.
  79. , с. 101.
  80. , с. 139.
  81. , с. 103.
  82. , с. 103—104.
  83. , с. 104.
  84. , с. 223.
  85. , с. 105.
  86. , с. 213.
  87. , с. 105—106.
  88. , с. 106—107.
  89. , с. 107.
  90. George A. Boumoutian . A Concise History of the Armenian People: (from Ancient Times to the Present). — Mazda Publishers, 2006. — P. 240.
  91. Firuz Kazemzadeh. Reviewed Work(s): Eastern Armenia in the Last Decades of Persian Rule, 1807—1828 by George A. Bournoutian. International Journal of Middle East Studies, Vol. 16, No. 4. (Nov., 1984), pp. 566—567.
  92. / Edited by A.C.S. Peacock, Bruno De Nicola. — Routledge, 2016. — P. 87.
  93. от 17 мая 2017 на Wayback Machine . Издание Управления Кавказского учебного округа. Выпуск 1. Тифлис, 1881. Стр. 40.
  94. George A. Boumoutian . A Concise History of the Armenian People: (from Ancient Times to the Present). — Mazda Publishers, 2006. — P. 242.
  95. . — Cambridge University Press, 2006. — Vol. 5. — P. 446.

Литература

на армянском языке
  • Арутюнян А. // Вем. — Ер. , 2020. — № 3 (71) . — С. 246—268 .
  • Зулалян М. К. (арм.) . — Ер. : Издательство АН Армении, 1990.
  • Малхасян М. . — Ер. : Изд. ЕГУ, 2020.
  • Карапетян М. // Историко-филологический журнал . — Ер. , 1986. — № 2 . — С. 95—109 .
  • Меликсет-Бек И. М. Упоминание Еревана в Севанской надписи 874 г. // Известия АрмФАН'а СССР. — 1940. — № 4-5 .
  • Мирзабекян Г. (арм.) (2021). Дата обращения: 12 декабря 2022. 12 декабря 2022 года.
на руссом языке
  • . — Ер. : Изд-во АН Арм. ССР, 1964. — Т. II, Ч. II.
  • Бакиханов А. . — Б. , 1991.
  • . — М. : ОГИЗ-Соцэкгиз, 1935. 11 декабря 2016 года.
  • Потто В. А. . — СПб.: Изд. В. А. Березовского, 1900. — 22 с.
  • Гаспарян М.А. Архитектура Еревана 19 и начала 20 века: Город в пространстве и времени. — Palmarium Academic Publishing, 2018. — 476 с. — ISBN 978-6202381376 .
  • Максим Азаров. // collab.am.
на английском языке
  • Adam T. Smith. // The Archaeology of Power and Politics in Eurasia: Regimes and Revolutions / Edited by Charles W. Hartley, G. Bike Yazicioğlu, Adam T. Smith.. — Cambridge University Press, 2012. — P. 57—77.
  • / Translation and notes by R. W. Thomson, historical commentary by James Howard-Johnson, with assistance from Tim Greenwood. — Liverpool University Press , 1999.
  • Kołodziejczyk D. // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Volume 10 Ottoman and Safavid Empires (1600-1700) / Edited by David Thomas and John Chesworth. — BRILL, 2017. — Т. 10.
  • Redgate A. E. The Armenians. — Oxford: Blackwell, 2000.
  • Tapper R. . — Cambridge University Press, 1997.


Источник —

Same as История Еревана