Список глав Армении
- 1 year ago
- 0
- 0
Ассирийцы в Армении ( арм. Ասորիները Հայաստանում , Айсоры ) — третья по численности этническая община в Армении . По данным переписи 2011 года в Армении насчитывалось 2769 ассирийца . Существуют оценки численности в 7-8 тыс. человек .
Перепись населения СССР (1989) | Перепись населения Армении (2001) | Перепись населения Армении (2011) |
---|---|---|
5 963 (0,2 %) | 3 409 (0,1 %) | 2 769 (0,09 %) |
На территории Армении ассирийцы жили общинами с глубокой древности, со времён Араратского Ванского Царства . В средние века, ассирийцы селились в городских общинах, компактно проживая в некоторых кварталах исторических городов Царства Великой Армении - в Ване , Тигранакерте , Адамакерте , Аршамашате и др. Традиционными занятиями в ассирийских общинах были торговля, ремесло и др.. Ассирийские торговцы и путешественники активно использовали торговые пути Великой Армении , в том числе при торговле через порты южного берега Чёрного моря , с городами Южного Кавказа, Греции и Анатолии , а также по Шёлковому пути . Согласно "Истории Армении" Хоренаци , ряд армянских аристократических родов возводили свою родословную к выходцам из Ассирии .
В результате нашествий пустынных арабских племён на Ассирию , происходил постепенный исход и массовая эмиграции ассирийского населения из традиционной исторической родины, в том числе и в Великую Армению . В раннем средневековье, на юге Великой Армении , в частности в , в результате массовой иммиграции ассирийского населения, возникли компактно проживающие общины ассирийцев, которые во I-III вв. создали этническое государственное образование - Осроену . Согласно преданию, один из ассирийских правителей Осроены, царь Абгар , считающийся святым в ассирийской церкви и в Армянской апостольской церкви , состоял в переписке с Иисусом Христом . В начале IV века н.э. ассирийские миссионеры принимали самое активное участие в распространении христианства в Великой Армении . Первоначально, в армянских церквях именно на греческом и ассирийском языках велось христианствое богослужение, пока в V веке Маштоц не воссоздал армянскую письменность; тогда и начался перевод Библии с древрегреческого и древнеарамейского (древнеассирийского) языков на древнеармянский . Некоторые христианские ассирийские историки, например Микаэл Асори , писали труды по отдельным периодам истории Армении .
После массового нашествия арабов , а позднее и турок-османов на традиционную историческую родину ассирийцев в VII веке, и как следствие насильственного насаждения с периодами массовых истреблений коренного для Месопотамии ассирийского населения, переселения последних на территорию Армении не прекращались и в последующие века. Поток беженцев-ассирийцев в Армению особо усилился в ходе русско-персидской войны 1826—1828 годов , когда в Армению переселились тысячи ассирийцев из района озера Урмия в Иране (где до сих пор живут до 80 тыс. ассирийцев). Другой поток беженцев-ассирийев составляют тысячи чудом спасшихся от геноцида ассирийцев , учинённого в годы Первой мировой войны турками Османской империи .
Ассирийские поселенцы, обосновавшиеся в Армении , основали ряд сёл в армянских провинциях Арарат ( Димитров (ранее Койласар), Верин Двин (ранее Двин-айсор) ) и Котайк ( Арзни ). В этих селениях построены ассирийские церкви Кирика и Иулитты ( Димитров ), Мат Тума ( Верин Двин ), и другие.
Традиционное занятие современных ассирийцев Армении — земледелие, садоводство, виноградарство. В Армении значительную прослойку составляет также интеллигенция, в том числе чиновничий класс. Отмечена в целом высокая степень интегрированности. Достаточно высок процент смешанных ассирийско-армянских браков. Причём это явление часто отмечается не только в Армении , но и в диаспоре, где соседствуют армянские и ассирийские общины . Ассирийцы Армении принимали самое активное участие в Карабахской войне 1990-1994 гг. и 2020 г. . Избирают 1 депутата в национальное собрание Армении.