Сведения о жизни Мануила крайне скудны. Позднейшие источники сообщают, что «
он, как лучезарное солнце, воссиял в Солуни и, блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев
».
В его работах отмечают совершенство иконописной техники, красоту пропорций и передачу характеров изображённых фигур. После его смерти афонские монахи разыскивали работы Мануила и подражали им, считая созданные им произведения образцом недосягаемого совершенства.
Также, по мнению Дионисия Форнаса, Мануил Панселин выполнил
фрески
в главных церквях монастырей
Пантократор
и
Великая Лавра
, а также иконы и другие изображения в монастырях горы
Афон
.
Кроме того, современные исследователи приписывают Мануилу Панселину авторство росписи
Базилики Святого Димитрия
в
Салониках
. Такой вывод сделан в результате сравнения техники живописи с собором Протата — исследование выявило поразительное сходство.
Он держит
меч
,
лук
и
щит
. Голова святого увенчана
, который отражает место жизни святого. Короткая борода святого показывает его молодость, а богатая одежда — его высокую должность.
Символами святого
стали шлем, щит и меч
Лицо Артемия имеет явное сходство с ликом
Христа
. В своей «
Ерминии
» (XVIII век)
Дионисий Фурноаграфиот
прямо указывает на это сходство:
«
Артемий, видом подобен Христу
».
Поворот головы и написание волос Дмитрия стали образцом для подражания в иконописи. Также Мануил Панселин изобразил копьё, стоящее наклонно в правой руке и стрелы — в левой, что стало классическим вариантом изображения святого
Исследователи выделяют живость, реализм и эмоциональность фрески. Обращают на себя внимание второстепенные персонажи — женщины, которые находятся в центре картины. Это, по мнению исследователей, самое смелое решение композиции иконы на несколько веков вперёд
Отмечается женское изящество святой, которое контрастирует со строгими формами святых, отшельников и монахов, изображённых Мануилом Панселином при росписи Протата.
На
Афоне
существует фреска, наследующая основные черты этой
Изображена властность, строгость и самообладание
генерала
. В правой руке святого
копьё
, которое вместе с
доспехами
указывает на принадлежность к военной профессии
Евангелист на острове
Патмос
диктует своему собственному ученику Прохору
текст Книги Откровения
. Отличительными признаками являются то, что Прохор сидит напротив Евангелиста и пишет на коленях, а также фоновый пейзаж зеленых холмов острова
Эта фреска стала отдельным иконописным сюжетом, который позже занял своё место в иконописи
Примечания
↑
(англ.)
. Byzarts Icon Studio. — Статья по истории иконописи, опубликованная иконописной мастерской Мельбурна. Дата обращения: 27 марта 2010. Архивировано из
21 апреля 2012 года.
Голубцов А. П.
(неопр.)
.
Из чтений по Церковной Археологии и Литургике
. Дата обращения: 27 марта 2010. Архивировано из
7 июля 2006 года.
(неопр.)
.
Описание храма, фотографии, чертежи
. Некоммерческий частный проект «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…». Дата обращения: 27 марта 2010.
21 апреля 2012 года.
(неопр.)
.
Галерея фресок
. Дата обращения: 27 марта 2010.
7 марта 2012 года.
О. Г. Ульянов.
(неопр.)
.
Рецензия на фильм
«Страсти Христовы»
. Некоммерческий частный проект «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…» (31 марта 2004). — За два абзаца до заголовка
Страсти по Тарковскому
. Дата обращения: 27 марта 2010.
21 апреля 2012 года.
(англ.)
. Iero Isichastirio Pantokratoros Melissochori
(официальный сайт монастыря
Пантократор
)
. — Список
агиографов
, в первой трети которого есть информация о Мануиле Панселине. Дата обращения: 27 марта 2010.
19 августа 2011 года.
↑
(англ.)
.
Christian art
. Online cultural centre of the Church of Greece. The Dept of Internet and Cultural Projects. Дата обращения: 27 марта 2010.
21 апреля 2012 года.
(греч.)
.
Галерея изображений с небольшими пояснениями
. — 63 работы автора и его школы. Дата обращения: 27 марта 2010.
21 апреля 2012 года.
A. Xyngopoulos.
= Manuel Panselinos (греч.). — Афины, 1956.
A. Xyngopoulos.
Manuel Panselinos. From the Holy Church of the Protaton (αγγλικά:Μανουήλ Πανσέληνος). — Афины: ΑΓΙΟΡΕΙΤΙΚΗ ΕΣΤΙΑ, апрель 2003. — 312 с. —
ISBN 9608715016
.