Interested Article - Гойтан

Гойтан (или Гоитан ; упомин. в 1345 ) — русский иконописец , творивший в середине XIV века. В « Истории государства Российского » Н. М. Карамзина ошибочно назван «иностранцем Гайтаном » .

Жизнь и творчество

«Спас Ярое око» — икона, которая может «пролить свет на деятельность Гоитана и его сотоварищей» .

Сведения о жизни мастера крайне скудны. Согласно Троицкой летописи , Гойтан в 1345 году возглавлял артель иконописцев, которой поручили расписывать собор Спаса Преображения на Бору . Тот же источник свидетельствует, что эта работа была предпринята по повелению и при финансовой поддержке великой княгини Анастасии Гедиминовны , которая ушла из жизни 11 марта 1345 года . Сведения о живописцах, подрядившихся в Спасском соборе, можно почерпнуть и из Никоновской летописи , которая сообщает: они «быша Русстии родом, а Гречестии ученицы: Гоитан и Семен, и Иван, и прочии их ученицы и дружина» . По летописным данным, роспись собора была завершена в 1346 году ; в сообщениях об этом событии имена Гойтана и его коллег уже не упоминаются . Другие сведения об иконописце не обнаружены. Не известны исследователям и его работы. Тем не менее, В. Н. Лазарев выдвинул предположение, что творчество Гойтана, Семёна и Ивана могло развиваться под влиянием эстетических предпочтений великокняжеских кругов, представители которых «жадно тянулись к византийской культуре, стремясь окружить свою власть ореолом „ромейского“ блеска и тем самым подчеркнуть своё превосходство над другими удельными князьями» . Эти предпочтения нашли отражение сразу в нескольких памятниках живописи середины XIV века, один из которых — икона « Спас Ярое око » из Успенского собора Московского Кремля . Выдержанная «в тёмной, драматичной гамме, навеянной византийской палитрой» , она, с одной стороны, отличается некоторой грузностью форм, которая была свойственна иконам XII века . Наряду с этим, «в смелом асимметричном очерке головы, в живописной трактовке лица при помощи сочных бликов и отметок, в светлом голубом цвете хитона уже чувствуются новые веяния» . Именно такое сочетание традиционных приёмов и «новых веяний», по мнению Лазарева, могло быть характерным и для творчества Гойтана. А оно, в свою очередь, могло оказать влияние на Прохора с Городца — коллегу и предполагаемого учителя Андрея Рублёва .

Примечания

  1. , с. 128.
  2. , с. 144.
  3. , с. 684.
  4. , с. 85.
  5. , с. 349.
  6. , с. 367.
  7. , с. 216.
  8. , с. 217.
  9. , с. 99.

Источники

  • // ПСРЛ . — СПб. : Тип. Мин-ва внутр. дел, 1885. — Т. 10. — 244 с.

Литература

Ссылки

  • // icon-art.info
Источник —

Same as Гойтан