Мергелян, Сергей Никитович
- 1 year ago
- 0
- 0
Сергей Никитович Бегля́ров — ( 8 августа 1898 , с. Верхние Агулисы (ныне с. Юхары—Айлис Ордубадского района Нахичеванской Автономной Республики ) — 14 апреля 1949 , Ашхабад ) — один из первых живописцев Туркмении , заслуженный деятель искусств Туркменской ССР ( 1939 ), педагог.
Родился в семье армянина Беглярьяна. Его семья недолгое время прожила в Баку. В 1919 году рисовал в студии местного живописца Боголупского.В 1920 году переезжает в Ашхабад и знакомится с Александром Владычуком и Ильей Мазелем, будущими основателями Ударной школы искусств Востока. Они вместе с Сергеем Бегляровым работают в Художественной мастерской Туркестанского фронта. В 1920—1923 годах учился в Ударной школе искусств Востока в Ашхабаде у Ильи Мазеля и Александра Владычука, одновременно с обучением он преподает в этой школе, так как ранее обладал базовыми знаниями и навыками этого направления. Затем обучается в Ереванском художественно-промышленном техникуме (1925—1927). Ученик С. Агаджаняна .
Один из организаторов Туркменского художественного училища, где в 1935—1948 годах преподавал. Председатель правления Союза художников Туркменской ССР (1943—1944).
Совместно с И. И. Черинько (первый председатель СХ Туркмении, 1939) и Г. Ф. Бабиковым участвовал в выставках 1934—1936 годов с творческой бригадой российских художников Д. Штеренберга , М. Сарьяна , П. Радимова, П. Соколов-Скаля , Н. Терпсихорова , П. Котова , К. Вялова , О. Яновской.
Автор портретов-типов «Туркменки», 1928, «Председатель сельсовета Кипчак», 1929, «Портрет рабочего-курда», 1930 и др., жанровых и тематических полотен, посвящённых людям и быту Советского Туркменистана, а также пейзажей и сатирических рисунков (серия «Типы старого Ашхабада», 1920-е г.).
Картины С. Бегля́рова находятся в коллекциях Музея изобразительных искусств Туркмении и Музея искусства народов Востока в Москве.
Архив С. Н. Беглярова хранится в ЦГА Туркменистана, ф. Л-6, 323 ед. хр., 1919—1949.
В последнее время искусствоведы рассматривают творчество Беглярова, как « Туркестанский авангард », художественное направление, возникшее в изобразительном искусстве Средней Азии в 1920—1930-х годах.