Interested Article - Малик, Терренс
- 2021-08-28
- 2
Те́рренс Ма́лик ( англ. Terrence Malick , род. 30 ноября 1943 ) — американский кинорежиссёр и сценарист . Трёхкратный номинант на премию « Оскар » за фильмы « Тонкая красная линия » и « Древо жизни », обладатель « Золотой пальмовой ветви » за фильм « Древо жизни ».
Биография
Терренс Фредерик Малик родился, по разным источникам, в Уэйко ( Техас ) или в Оттаве ( Иллинойс ) . Мать Ирэн выросла на ферме в Иллинойсе. Отец Эмиль, геолог, занимал высокую должность в нефтедобывающей компании Phillips Petroleum . Родители отца были ассирийцами-христианами , выходцами из г. Урмия в Иране . Малик был старшим из трёх сыновей. Окончил школу в Остине и получил философское образование в Гарвардском университете . Благодаря своему научному руководителю Малик заинтересовался философией Хайдеггера . На третьем курсе он отправился в Германию, где встретился с Мартином Хайдеггером и перевёл его работу «Vom Wesen des Grundes». Малик недолго подрабатывал журналистом в « Life », « Newsweek » и « The New Yorker » , в апреле 1968 года он для «The New Yorker» освещал убийство Мартина Лютера Кинга .
В 1969 году, одновременно преподавая философию в Массачусетском технологическом институте , Малик поступил в Американский институт киноискусства , где учился в одном классе с Дэвидом Линчем и Полом Шредером . Обучаясь там, Малик снял в качестве дипломной работы короткометражный фильм «Lanton Mills», главные роли в котором исполнили Гарри Дин Стэнтон и Уоррен Оутс . Тогда же Малик написал сценарий для роуд-муви «Deadhead Miles» и, предположительно, работал над сценариями для режиссёрского дебюта Джека Николсона « » и вестерна Дона Сигела « Грязный Гарри » (оба раза Малик не был указан в титрах) . В 1972 году вышел фильм Стюарта Розенберга « Карманные деньги », снятый по сценарию Малика, который на этот раз был указан сценаристом. Фильм, продолжавший модную ковбойскую тематику предыдущей работы Розенберга « Хладнокровный Люк » , получил в целом негативные отзывы, включая «двойку» от Роджера Эберта .
Режиссёрским дебютом Малика стали « Пустоши » с Мартином Шином и Сисси Спейсек в главных ролях. Он и сам появляется в фильме в эпизодической роли, поскольку актёр не пришёл на съёмки в назначенный день. Фильм, основанный на истории убийц Чарльза Старквезера и Кэрил Фьюгейт, которые в фильме получили имена Кит и Холли, укладывается в серию классических роуд-муви о паре убийц-любовников, противопоставляющих себя обществу, в частности « Бонни и Клайд » . Однако особенность фильма Малика в том, что режиссёр не рассматривает своих персонажей как романтических героев, а нарочито пародирует условности жанра: Кит и Холли пытаются вести себя так, как, по их мнению, должны вести себя настоящие герои. С помощью этого хода Малик раскрывает их внутреннее убожество и бессмысленность существования .
Через три года вышел второй фильм « Дни жатвы ». Драма, местом действия которой стала усадьба фермера времён Первой мировой войны, была положительно встречена критикой. Работа оператора Нестора Альмендроса была отмечена « Оскаром », а Малик получил приз за режиссуру Каннского кинофестиваля . Во время работы над фильмом Малик конфликтовал с исполнителем главной роли Ричардом Гиром , а после окончания съёмок потратил два года на монтаж .
После этого глава (компании, владевшей Paramount Pictures ) Чарльз Блудорн предложил Малику миллион долларов за реализацию проекта под названием «Q» для Paramount. Малик запланировал масштабную постановку о военных действиях на Ближнем востоке в ходе Первой мировой войны . Постепенно сценарий менялся: сначала в него был включён пролог, повествующий о происхождении жизни на Земле, затем он стал основной сюжетной линией . В конце концов, так и не приступив к работе над фильмом (были сделаны только ландшафтные съёмки из разных уголков Земли), Малик неожиданно уехал в Париж к подруге и провёл долгие годы жизни затворника, не снимал кино и не общался с журналистами, приобретя репутацию « Сэлинджера от кино» . Paramount Pictures вложила в проект «Q» $1 миллион, так и не увидев его завершения. Однако созданные за этот период материалы были использованы в более его позднем фильме «Древо жизни» и стали основной для фильма « Путешествие времени ».
В 1988 году с Маликом встретились продюсеры Бобби Гейслер и Джо Робердо. Они предложили Малику экранизировать роман Д. М. Томаса «Белый отель». Малик ответил, что хотел бы снять « Тартюфа » по Мольеру или военную драму «Тонкая красная линия» по роману Дж. Джонса . Продюсеры согласились на второй вариант. В мае 1989 года Малик закончил черновик сценария . В дальнейшем он обращался к другим проектам и надолго забрасывал «Тонкую красную линию». В конце концов в 1995 году начались переговоры с актёрами, а в 1997 году — съёмки. В фильме был собран актёрский ансамбль из таких будущих и уже состоявшихся звёзд первой величины, как Джеймс Кэвизел , Эдриен Броуди , Джордж Клуни , Вуди Харрельсон , Джон Кьюсак , Шон Пенн . « Тонкая красная линия » вышла в конце 1998 года, собрала хорошую кассу в мировом прокате и была выдвинута на «Оскар» в семи номинациях (Малик был номинирован дважды — как лучший режиссёр и лучший автор адаптированного сценария), в итоге уступив во всех.
Узнав, что Малик в течение 1960-х годов работал над статьей о Че Геваре , Стивен Содерберг предложил Малику написать сценарий и поставить фильм о Че Геваре, над которым он работал вместе с Бенисио Дель Торо . Малик принял предложение и написал сценарий, посвящённый неудавшейся революции в Боливии. Спустя полтора года финансирование так и не было получено в полном объёме и у Малика появилась возможность поставить фильм «Новый Свет», над сценарием которого он начал работать в 1970-х годах. В марте 2004 года он покинул проект, посвящённый Че Геваре, и вместо него фильм поставил Содерберг, выпустив в 2008 году фильм « Че ». Фильм же « Новый Свет », посвящённый истории Джона Смита и Покахонтас , вышел в 2005 году, породив очень разные отзывы: его называли затянутым и бессодержательным, однако по итогам десятилетия он вошёл во многие списки лучших фильмов и занял 39-е место в опросе BBC от 2016 года о лучших фильмах с 2000 года. Начиная с этого фильма кинооператор Эммануэль Любецки стал постоянным соавтором Малика, а живописные кадры, естественное освещение и «летучая» камера — неотъемлемой чертой его картин .
Следующая, грандиозная по космическим масштабам замысла работа режиссёра — « Древо жизни » — должна была войти в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2010 года . Фильм снимался в г. , в Техасе и иных местах на протяжении 2008 года. В главных ролях снялись Бред Питт , Джессика Честейн и Шон Пенн . В фильме показана семейная драма на протяжении множественных временных промежутков. Поскольку Малик не успел закончить фильм в срок , то премьера состоялась только 16 мая 2011 года в рамках Каннского кинофестиваля 2011 года , где вызвала ажиотажный интерес . Фильм получил главную премию киносмотра , 3 номинации на премию Оскар (лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая работа оператора), а также вошёл в десятку лучших фильмов года по версии Американского киноиститута . Сайт поместил «Древо жизни» на первую строчку фильмов года, основываясь на наибольшем включении американскими критиками фильма в списки лучших за год. Но нашлось и немало противников фильма, которые обвиняли ленту Терренса Малика в претенциозности и слабом сценарии.
Премьера шестого полнометражного фильм Малика « К чуду » с участием Бена Аффлека и Ольги Куриленко состоялась на 69-м Венецианском кинофестивале (2012 год) «под громовой свист и улюлюканье зала»: многие критики не приняли всё более сильное движение Малика в сторону поэтических почти бессюжетных картин . В то же время в своей последней рецензии знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт увидел в «К чуду» очень личное произведение, в котором автор «почти полностью раздевается перед зрителями, не в силах скрыть глубину своего зрения» . Фильм получил Приз Всемирной католической ассоциации по коммуникациям и после участвовал на кинофестивале в Торонто .
В 2012 году Малик одновременно работал над двумя проектами: « Рыцарем кубков » с Кристианом Бейлом , Кейт Бланшетт , Натали Портман , Руни Марой и Изабель Лукас , и фильмом, в итоге вышедшим под названием « Песня за песней », где были заняты Райан Гослинг , Майкл Фассбендер и снова Бейл, Бланшетт, Портман и Мара (его рабочим названием было Lawless ) . «Рыцарь кубков» впервые был показан в основной конкурсной программе 65-го Берлинского кинофестиваля в феврале 2015 года и оказался выполненной почти что в технике потока сознания историей о голливудском сценаристе, в которой Малик снова отказывается от традиционного сюжета в пользу цепочки сменяющих друг друга образов . Российский кинокритик Антон Долин назвал картину «самым обескураживающим и удивительным фильмом года» . После того, как под названием Lawless в 2012 году вышел другой фильм , название второго проекта поменялось на Weightless . Премьера «Песни за песней» состоялась в марте 2017 года на фестивале South by Southwest в Остине — городе, где Малик постоянно живёт. Фильм получил полярные оценки. По словам критика ( The New Yorker ), в своей картине о пути к славе молодых артистов, лишённой сентиментальности или ностальгии, Малику удалось поймать саму жизнь в её движении, и режиссёр выглядит более юным, чем большинство участников « Сандэнса » . Напротив, Питер Трэверс из Rolling Stone не увидел ничего, кроме стандартных визуальных эффектов, бессмысленного блуждания и произносящего псевдомудрости закадрового голоса .
Оценки творчества
Малика называют великим визуальным поэтом уровня Тарковского и Кубрика . Его неповторимый визионерский стиль, философские сюжеты оказали большое влияние на целый ряд ведущих режиссёров конца XX — начала XXI вв. Так, Кристофер Нолан включил «Тонкую красную линию» в список 10-ти любимых фильмов . О своей любви к творчеству Малика не раз говорил Дэвид Финчер . Джефф Николс считает « Пустоши » своим любимым фильмом.
Первые два полнометражных фильма Малика вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В отношении более поздних работ кинокритики разделились на два полярных лагеря. Одни (как, например, Р. Эберт и Р. Корлисс ) видят в них непочатую сокровищницу высокой духовности, виртуозную режиссуру и глубокое содержание. Другие обнаруживают в поздних фильмах Малика только самолюбование и самоперепевы вкупе с претенциозной патетикой. Так, Дж. Хоберман , Дж. Розенбаум и А. Плахов отнесли «Древо жизни» к категории китча , а Дэйв Кер из The New York Times назвал «катастрофой» все фильмы Малика XXI века: «Кажется, этот режиссёр окончательно расклеился и потерял всякое представление о реальности. Не знаю, что случилось с этим парнем — завалили деньгами? перехвалили? переборщили с поклонением „гению“? — но, на мой взгляд, он скатился к полнейшей банальности» .
Личная жизнь
В период с 1970 по 1976 годы Малик был женат на Джилл Джеймс, ассистентке режиссёра Артура Пенна. В 1985 году он женился на парижанке Машель Моретт и у них родилась дочь Алекс. Через несколько лет семья переехала в столицу Техаса г. Остин. В 1998 году супруги развелись, и в том же году Малик женился на Александре Уоллес, в которую он, по слухам, был влюблён ещё со времён учёбы в епископальной школе св. Стефана в Остине. В настоящее время семья живёт в Остине .
Малик известен затворническим образом жизни. Он не показывается на публике, не даёт интервью и практически не посещает фестивальных показов собственных фильмов, а также не принимает участия в их раскрутке.
Фильмография
- 1969 — Lanton Mills (1969, короткометражный)
- 1973 — Пустоши
- 1978 — Дни жатвы
- 1998 — Тонкая красная линия
- 2005 — Новый Свет
- 2011 — Древо жизни
- 2012 — К чуду
- 2015 — Рыцарь кубков
- 2016 — Путешествие времени
- 2017 — Песня за песней
- 2019 — Тайная жизнь
- — Путь ветра
Примечания
- (англ.)
- Bowles, Scott (англ.) . USA Today (15 декабря 2005). Дата обращения: 6 июня 2010. 28 апреля 2012 года.
- ↑ Ankeny, Jason (англ.) . Allmovie . Дата обращения: 6 июня 2010. 28 апреля 2012 года.
- ↑ Clarke, Roger (англ.) . The Independent (20 февраля 1999). Дата обращения: 6 июня 2010. (недоступная ссылка)
- Davenport, Hayes H. (англ.) . The Harvard Crimson (15 декабря 2005). Дата обращения: 7 июня 2010. 28 апреля 2012 года.
- James Morrison, Thomas Schur The films of Terrence Malick. P. 2.
- (англ.) . The New Yorker (26 мая 2011). Дата обращения: 23 марта 2017. 24 марта 2017 года.
- ↑ James Morrison, Thomas Schur The films of Terrence Malick. P. 5.
- Roger Ebert (англ.) . (2 февраля 1972). Дата обращения: 6 июня 2010. Архивировано из 6 июня 2011 года.
- James Morrison, Thomas Schur The films of Terrence Malick. P. 9.
- David Laderman. . — University of Texas Press, 2002. — P. 117. — 322 p. — ISBN 9780292747326 . (недоступная ссылка)
- Roger Ebert (англ.) . (15 октября 1973). Дата обращения: 6 июня 2010. Архивировано из 30 сентября 2012 года.
- ↑ Biskind, Peter. // Vanity Fair . — Август 1999. 15 января 2011 года.
- ↑ Joe Gillis. // Los Angeles. — Декабрь 1995. 7 июня 2011 года.
- Handy, B.; Douglas, P.: (англ.) . Time (13 октября 1997). Дата обращения: 7 июня 2010. 28 апреля 2012 года.
- ↑ Долин, А. . Афиша-Воздух (9 февраля 2015). Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано из 4 мая 2015 года.
- Рождественская, К. . Русский Newsweek (11 мая 2010). Дата обращения: 7 июня 2010. Архивировано из 18 июня 2012 года.
- ↑ Долин, А. . gazeta.ru (5 июля 2011). Дата обращения: 17 мая 2011. 17 января 2012 года.
- . kinopoisk.ru (12 декабря 2011). Дата обращения: 13 декабря 2011. 15 апреля 2012 года.
- . Дата обращения: 27 января 2015. 16 февраля 2015 года.
- Lyman, Eric J. (англ.) . The Hollywood Reporter (26 июля 2012). Дата обращения: 27 июля 2012. 8 августа 2012 года.
- Плахов, А. . Коммерсантъ (4 сентября 2012). Дата обращения: 9 мая 2015. 5 сентября 2012 года.
- (англ.) . rogerebert.com (6 апреля 2013). Дата обращения: 17 августа 2013. 28 апреля 2013 года.
- McClintock, Pamela (англ.) . The Hollywood Reporter (1 ноября 2011). Дата обращения: 27 июля 2012. 8 августа 2012 года.
- Jagernauth, K. (англ.) . (8 февраля 2012). Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано из 19 октября 2014 года.
- McCarthy, T. (англ.) . The Hollywood Reporter (8 февраля 2015). Дата обращения: 9 мая 2015. 13 мая 2015 года.
- Pearce, L. (англ.) . The Film Stage (27 марта 2015). Дата обращения: 9 мая 2015. 21 мая 2015 года.
- (англ.) . The New Yorker (26 мая 2011). Дата обращения: 23 марта 2017. 24 марта 2017 года.
- Travers, P. (англ.) . Rolling Stone (15 марта 2017). Дата обращения: 23 марта 2017. 19 марта 2017 года.
- . Дата обращения: 2 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
- (англ.) . Дата обращения: 4 сентября 2012. Архивировано из 25 августа 2011 года.
- . Дата обращения: 4 сентября 2012. 2 июля 2013 года.
- . Дата обращения: 4 сентября 2012. 16 декабря 2014 года.
- (англ.) . The Atlantic . Дата обращения: 21 февраля 2012. 19 августа 2012 года.
Литература
- James Morrison, Thomas Schur. . — Greenwood Publishing Group, 2003. — 162 p. — ISBN 9780275972479 .
Ссылки
- 2021-08-28
- 2