Interested Article - Вальцель, Оскар
- 2021-09-06
- 1
Óскар Вáльцель ( нем. Oskar Walzel ; 1864—1944) — австрийский и немецкий литературовед , профессор , преподаватель в университетах Берна , Дрездена и Бонна .
Биография
Родился в Вене 28 октября 1864 года . Был сыном известного немецкого фельетониста и либреттиста . В 1883—1888 гг. учился в университетах Вены и Берлина . В 1894-м получил хабилитацию в родной Вене. В 1897-м был приглашён на преподавательскую работу в Бернский университет , а в 1907-м стал преемником Адольфа Штерна в университете Дрездена . С 1921 года преподавал в Боннском университете . В 1933-м стал заслуженным профессором, но продолжал читать лекции.
В 1936 году, после прихода к власти в Германии нацистов , был уволен из университета из-за тесной связи с евреями. Умер 29 декабря 1944-го во время бомбёжки при до конца не выясненных обстоятельствах. Похоронен в Бонне, на Южном кладбище ( Bonner Südfriedhof ). Его жена, еврейка по национальности, в том же году была отправлена в концлагерь Терезиенштадт , где впоследствии скончалась.
Научная деятельность
Находясь под влиянием В. Дильтея , Вальцель в своих работах связывает явления художественной литературы с направлением философской мысли в данный период времени. Это прослеживается в его трудах о немецком романтизме , Ф. Шиллере , И. В. Гёте , Г. Э. Лессинге , Ф. Шлегеле , Рикарде Гух и др., в которых автор изучает возникновение отдельных литературных жанров, ставит вопросы теории новеллы , драмы , лирики . Одной из основных книг, посвящённых этим проблемам, является «О творческой жизни в XVIII и XIX веках» ( Vom Geistesleben des XVIII und XIX Jahrhunderts ). В 1916—1917 Вальцель обращается в основном к методологическим проблемам литературоведения ; здесь он опирается на два принципа: во-первых, это классификация произведений искусства по их стилевой принадлежности, напр., к ренессансу или барокко , во-вторых — это принцип взаимодействия искусств. Свои взгляды на методологию он изложил вначале в докладе, изданном в 1917-м, под названием «Взаимодействие искусств» ( Wechselseitige Erhellung der Künste ), затем детализировал в издаваемой им истории всемирной литературы «Handbuch der Literaturwissenschaft» — «Содержание и форма в произведении писателя» ( Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters , 1923).
Вальцель рассматривает литературные явления преимущественно с формальной стороны и классифицирует литературные произведения по формальным признакам. У него «воля к форме» ( Formwille ) является главным фактором эволюции литературы. По его мнению, форма художественного произведения выражает метафизическую абсолютность, определяет единство произведения, а потому изучение последнего должно происходить прежде всего с формальной стороны.
Следуя принципу единства законов художественной формы для всех искусств, Вальцель предлагает использовать в анализе текстов музыковедческие и искусствоведческие приёмы. Это описано в книгах «Содержание и форма в произведениях писателя» и «Произведение словесного искусства: Способы его исследования» ( Das Wortkunstwerk: Mittel seiner Erforschung , 1926).
По Вальцелю, искусство, как и философия, является самостоятельным выражением сущности жизни и образует параллельное с философией направление человеческого познания. Исследуя литературное произведение, необходимо рассматривать его художественный образ, складывающийся из формы и содержания, а в анализе художественного творения определяющим является лишь имманентная сущность произведения, при этом ни художник, ни окружающие не имеют значения.
Несмотря на некоторую обоснованность своих философских воззрений, Вальцель не в состоянии решить целый ряд проблем. Например, он не отвечает на вопрос о принципах взаимоотношения формы и содержания. Определяя форму как основополагающее свойство произведения, он в то же самое время провозглашает единство формы и содержания. Также он бессилен дать приемлемое обоснование установленным им самим типам художественного и литературного творчества. Тем не менее, не лишены актуальности его исследования в области повествовательной организации художественного текста. Также Вальцель одним из первых поднял вопрос о значении несобственно-прямой речи в структуре европейского романа.
Сочинения
- Deutsche Romantik , 1908.
- Leitmotive in Dichtungen , 1917
- Die deutsche Dichtung seit Goethe Tod , 1920.
- Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters , 1923.
- Das Wortkunstwerk , 1926
- Florenz in deutscher Dichtung , Кёльн, 1937
- Wachstum und Wandel. Lebenserinnerungen ; Erich Schmidt Verlag. Берлин, 1956.
- Издания
- Handbuch der Literaturwissenschaft ; под ред. Оскара Вальцеля, 1938.
Примечания
- — .
- (недоступная ссылка) . Энциклопедия Knowledge
Ссылки
- . Электронная энциклопедия «Научное Наследие России».
- . БРЭ.
Литература
- Запровская А. Вальцель // Литературная энциклопедия: в 11 т. — М.: Ком. Акад., 1929—1939. — Т. 2, с. 93—95.
- Festgabe für Oskar Walzel, überreicht von seinen Schülern zur Feier des 65. Geburtstages. Bonn, 1929. Nachlass Walzel II. Universitäts- und Landesbibliothek Bonn.
- Naderer K. O. Oskar Walzels Ansatz einer neuen Literaturwissenschaft. Bonn, 1993. ISBN 3-928799-12-6 .
- 2021-09-06
- 1