Interested Article - Людден, Иоганн Пауль
- 2020-02-08
- 1
Иоганн Пауль Людден ( нем. Johann Paul Lüdden ; варианты написания фамилии: Лиден, Литен, Литтен, Лютенс, Люттенс ; ? — 30 октября 1739 ( старого стиля ), Российская империя ) — немецкий художник-портретист, работавший в России , представитель россики .
Биография
Людден прибыл в Россию в 1728 году из Брауншвейга . Вместе с ним приехал гравёр Х.-А. Вортман. В Россию Людден прибыл уже как хорошо подготовленный профессиональный портретист, но где и у кого он учился — неизвестно. Не исключено, что его приезд в Россию вскоре после воцарения Петра II состоялся по протекции родственников покойной матери нового императора — Шарлотты Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской .
Практически сразу же по приезде, Людден создал парадный портрет императора Петра II в полный рост и получил звание придворного художника . Расцвет творчества Люддена в России был связан с недолгим царствованием этого императора. До революции этот портрет находился в Романовской галерее Зимнего дворца среди других портретов представителей Династии Романовых . В наше же время известны как минимум два ростовых портрета Петра II, приписываемых Люддену — в собраниях Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа соответственно.
Помимо этого, Людден создал ещё несколько «малых» парадных портретов царя. Дореволюционный источник перечисляет три «малых» портрета, один из которых в начале XX века находился там же, в Романовской галерее, другой в Гатчине , а третий входил в московское собрание князя Ф. Ф. Юсупова (старшего) , и, вероятно, находился в Архангельском . Портрет из Архангельского сохранился до сих пор и по-прежнему входит в собрание этой, ставшей музеем, усадьбы . «Юсуповский» портрет Петра II является поколенным, юный император изображён на нём в рыцарских доспехах (которые в его эпоху уже не носились, однако изображались на портретах, как символы военачальников и монархов), с жезлом полководца и императорскими регалиями. «Юсуповский» портрет Петра II является одним из самых выразительных, однако сегодня нуждается в реставрации.
Другие, меньшие по размеру, портреты императора, которые сегодня считаются либо работами Люддена, либо копиями с них того же времени, сегодня хранятся в Петергофе , Царском Селе , Музее истории Санкт-Петербурга , музее-усадьбе «Кусково» в Москве и Курской картинной галерее . Петергофский портрет считается поздней копией (XIX века), с оригинала Люддена, а два следующих могут быть тождественны описанным в дореволюционном источнике , как хранившиеся в Гатчинском дворце и Романовской галерее. Кроме того, некоторые сохранившиеся портреты Петра II указываются в каталогах, как «тип Люддена» (что предполагает, что речь идёт о ранних, старинных копиях), но если и являются не оригиналами, а копиями, то практически все — с разных оригиналов.
Кроме того, по заказу Петра II Людден выполнил посмертные парные парадные портреты его отца, царевича Алексея Петровича и матери, Шарлотты Брауншвейгской . Эти портреты до революции также хранились в Романовской галерее в Санкт-Петербурге . В наши дни эти два портрета хранятся в собрании Государственного исторического музея в Москве .
После кончины Петра II, положение Люддена несколько пошатнулось. Однако, он остался в России, и в период царствования Анны Иоанновны продолжил писать портреты, но теперь уже — по заказам частных лиц. Из портретов этого периода уже сто лет назад был известен и атрибутирован Люддену только один : портрет контр-адмирала Василия Афанасьевича Дмитриева-Мамонова , который до революции принадлежал известному московскому коллекционеру князю С. А. Щербатову , а в настоящее время входит в собрание Государственной Третьяковской галереи . Точная копия (авторское повторение?) того же портрета хранится в собрании Новгородского государственного объединенного музея-заповедника в Великом Новгороде
Однако, в действительности, неатрибутированных портретов кисти Люддена могло сохраниться гораздо больше, тем более, что творчество этого художника долгое время почти не привлекало внимания искусствоведов. Уже автор биографии художника в дореволюционном Русском биографическом словаре (РБС) искусствовед Сергей Ростиславович Эрнст отмечал:
Людден почти неизвестен нашим любителям искусства, но это забвенье совершенно несправедливо: широко задуманные, серьезные и очень парадные, блещущие хорошей техникой людденовские портреты заслуживают всяческого внимания и оберегания.
— // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
Несмотря на столь высокую оценку, за прошедшие сто лет в отношении Люддена ситуация не особенно поменялась.
В РБС также отмечается, что, по словам современника Люддена, тому «особенно хорошо удавались эффекты лунного и искусственного освещения». Сохранившимся примером подобного рода является картина Люддена « Бегство в Египет » из собрания Государственного Эрмитажа .
Скончался Иоганн Пауль Людден 30 октября 1739 ( старого стиля ) в России, вероятно, в Санкт-Петербурге .
Галерея
-
-
Посмертный парадный портрет царевича Алексея Петровича , конец 1720-х годов, Государственный исторический музей , Москва
-
Посмертный парадный портрет принцессы Шарлотты Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской , конец 1720-х годов, Государственный исторический музей
-
Портрет контр-адмирала Василия Афанасьевича Дмитриева-Мамонова , ок. 1735, Государственная Третьяковская галерея , Москва
-
-
Портрет императора Петра II , (тип Люддена). Курская картинная галерея .
Литература
// Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
Примечания
- ↑ // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- . Дата обращения: 30 сентября 2023. 23 марта 2023 года.
- Дата обращения: 1 октября 2023. 1 октября 2023 года.
- . Дата обращения: 1 октября 2023. Архивировано из 22 июня 2019 года.
- Дата обращения: 1 октября 2023. Архивировано из 22 июня 2019 года.
- 2020-02-08
- 1